|
Олег
КРАСНОБОРОВ
ОктоПринт Сервис
Директор |
ГАРТ: Олег, «ОктоПринт» на рынке
совсем недавно. Уже есть результаты работы?
О. К.: Да, компании всего год, но объем продаж, которого мы планируем
достичь в 2004 г. составит 6 млн евро. Для поставщика, который начинал
с нуля, это неплохой показатель.
ГАРТ: За счет чего удалось добиться такого успеха?
О. К.: Я считаю, что, в первую очередь, это - заслуга коллектива,
костяк которого составляют бывшие сотрудники Heidelberg Digital -
фирмы, занимавшейся поставками расходных материалов в структуре
«Гейдельберг СНГ». Еще одной причиной успеха стало то, что мы сумели
создать и успешно внедрить единую ERP-систему планирования и
управления продажами, которая позволяет анализировать всю информацию,
начиная с оперативной и заканчивая финансовой.
На сегодняшний день у «ОктоПринт» два офиса по продажам в Москве и
склад материалов в Зеленограде. Семь автомобилей обеспечивают доставку
заказанных материалов в типографии. По два дежурят у офисов и три - на
складе. Эти три точки имеют доступ к единому серверу, который хранит и
обрабатывает всю информацию. Реально работают три подсистемы: склад,
финансовый анализ и работа с клиентами. Это обеспечивает возможность
роста компании.
Сейчас мы работаем над созданием интернет-магазина с автоматической
диспетчеризацией доставок. Есть две основные задачи поставщика
расходных материалов - обеспечить ассортимент высококачественных
материалов на складе и оперативную доставку клиентам. И для выполнения
последней задачи необходима совершенная сеть продаж: Москва - город
большой, пробки возникают постоянно.
ГАРТ: А вы в основном продаете материалы именно на московском рынке?
О. К.: Да, мы концентрируемся на нем, но в ближайшее время открываются
два филиала «ОктоПринт» в Екатеринбурге и СПб. Причем они также будут
пользоваться единой системой. Нам удобно контролировать, как там идут
дела, и филиалам тоже удобно - они получают готовую систему
автоматизации продаж.
ГАРТ: Интересно, на базе чего эта система функционирует? На 1С?
О. К.: Да, мы приняли решение начать с малого и не инвестировать в
дорогую систему ERP. Возможно, через год вернемся к этому вопросу, но
пока система на основе 1С нас вполне устраивает - и по
производительности, и по функциональности.
Средства финансового анализа системы позволяют выделять популярные
продукты, можно в течение дня в режиме реального времени
контролировать: что отгружено, с какой маржой; какие материалы
залежались на складе дольше 30 дней. Очень удобно для принятия
решений. На мой взгляд, далеко не у всех есть такая система. Подобные
данные могут быть собраны, но на это потребуется время. Этим мы
отличаемся от других поставщиков и мне кажется, это одно из наших
преимуществ.
Мы занимаемся также и запасными частями для полиграфического
оборудования. Хотя это и новая для нас область, но уже сейчас можем
предложить широкий спектр запчастей для различного полиграфического
оборудования, кроме того, ведем переговоры с различными европейскими
производителями.
Для поставок запчастей сразу планируем обеспечить клиенту возможность
контролировать через Интернет, на каком этапе поставки находится его
заказ. По исполнению каждого этапа заказа можно ему и sms-сообщения
автоматически отправлять.
ГАРТ: Как у нормальной курьерской службы типа FedEx или UPS?
О. К.: Да, и сложностей с этим, я надеюсь, не будет. Зато количество
звонков клиентов сократится во много раз, менеджеры смогут спокойно
работать, не отвлекаясь на лишние звонки.
Кстати, у нас есть идеи и о том, как модернизировать существующую
систему. В этом случае sms-сообщения отправлять не имеет смысла,
клиенты знают, что после заказа материалы будут к ним доставлены на
следующий день. Тем не менее, постоянным клиентам будет интересно
самим получать, например, справки о том, сколько и чего они у нас
покупали. Мы планируем реализовать такой сервис через Интернет.
Автоматизация - это проблема не только поставщиков, но и типографий,
которые не имеют нормальных систем управления производством. Печатать
сегодня умеет любая типография, а вот продавать то, что напечатано -
не каждая. Я, например, могу назвать не меньше десяти причин, почему «ОктоПринт»
отличается от других поставщиков материалов. Мы находимся в постоянном
поиске дополнительных услуг, которые можно предложить клиентам и
которых нет у конкурентов. И типографиям тоже следует искать
неординарные решения. Например, почему ни у одной из них на сайте в
Интернете нельзя увидетьстатус выполнения заказа? Кто первый сделает
такой сервис - получит конкурентные преимущества.
ГАРТ: Надо сказать, что системы, работающие сегодня в 99,9%
типографий, пока не столь совершенны, чтобы сравнительно оперативно (а
не раз в смену) отслеживать все этапы производства заказов. Пока еще
считыватели штрих-кодов или что-то подобное - редкость в полиграфии.
О. К.: Возможно, но заказчикам печатной продукции такая услуга была бы
очень кстати. Могу привести пример. Приехал в фотосалон, который
занимается печатью цифровых фотографий, сдал флэш-карту и сижу
спокойно пью кофе. А на стене большое электронное табло, на котором
для всех заказов видны этапы их производства. Очень удобно. То же
самое можно сделать на сайте, чтобы клиент в любой момент мог видеть
реальное состояние своего заказа через Интернет.
ГАРТ: Но печать фотографий все-таки несколько проще, чем производство
даже элементарного полиграфического заказа. Скажите, сколько сегодня
сотрудников в «ОктоПринт»?
О. К.: Пока - 35, после открытия филиалов добавятся еще десять.
ГАРТ: Какие позиции из вашего ассортимента расходных материалов
наиболее востребованы?
О. К.: Надо сказать, что наша номенклатура включает более 2 тыс.
наименований. Как я уже говорил, кроме расходных материалов мы
поставляем еще и быстроизнашивающиеся части - ракельные ножи, присоски
и пр. Новый каталог поставляемых нашей фирмой товаров будет объемом
более 200 полос.
Если говорить о долях в объеме продаж, то в среднем 30% оборота
приходится на краски и лаки, столько же мы продаем и пластин. Политика
заключается в том, что мы предлагаем обычно два товара: сравнительно
дорогой и более дешевый. Клиенты сами выбирают - что им больше
подходит.
Необходимо отметить, что «ОктоПринт» теперь не продает краски, этим
занимается представительство «Хостманн-Штайнберг РУС». Фирма
Hostmann-Steinberg входит в группу Huber. Это один из крупнейших
европейских производителей самых разнообразных печатных красок и
лаков. Представительство работает совместно с «ОктоПринт», используя
единую инфраструктуру. Для клиентов практически ничего не поменялось,
а для нас сегодня продвижение красок - главная задача.
ГАРТ: Но представительства западных производителей обычно работают
напрямую только с крупными клиентами. Вы же планируете продавать
краски в розницу?
О. К.: Почему бы нет? Я считаю, что через три–четыре года в России
будут открыты представительства всех ведущих производителей расходных
материалов. Это неизбежно произойдет, когда схлынет волна разборок
между государством и крупным бизнесом, и станет ясно, каким путем
будет развиваться эта страна.
Производители материалов будут вынуждены прийти на наш рынок и потому,
что на него приходят международные компании по производству печатной
продукции.
ГАРТ: Но это в основном зарубежные производители упаковки, которых в
России немало еще с конца 90-х?
О. К.: Придут и другие типографии, например, журнальные. Наш рынок уже
дорос до этого. Все крупные западные полиграфические предприятия имеют
тесные связи с производителями расходных материалов, и они потребуют
наличия некой структуры в России, и логичный выход - создание
представительства. Глобализация - процесс необратимый.
ГАРТ: Можно работать и через российского дилера.
О. К.: При работе, например, с крупным производителем упаковки в
цепочке не остается места для дилера. Цены на краски настолько низкие,
что дилер не сможет на этом чего-нибудь заработать. А логистику
обеспечивать нужно. Работа через дилера имеет свои минусы, которые
всем известны, производитель не может его полностью контролировать.
ГАРТ: Если опыт продаж офсетных красок у вас большой, то краски для
флексографии и других спецвидов печати - новый бизнес?
О. К.: Для нас - да, но для группы Huber это направление совсем не
новое и ассортимент таких красок очень большой. Есть опыт производства
и продаж красок, нам всегда помогут, поэтому у «Хостманн-Штайнберг
РУС» отличные перспективы. На этом рынке играют практически те же
производители, что и на офсетном. Рынок уже поделен, но такая же
ситуация была, когда мы начинали заниматься офсетными красками. Нужен
просто правильный, системный подход к бизнесу, и можно получить свою
долю рынка, который, к тому же, еще и растет достаточно высокими
темпами. Надо с чего-то начинать, постепенно становиться заметным
игроком на рынке.
ГАРТ: Как дела на рынке пластин?
О. К.: Неплохо, мы поставляем офсетные пластины под собственными
марками: OktoPlate и XtraPlate. Одни делаются в Италии, другие - в
Китае. У нас, кстати, очень хорошие связи с китайскими
производителями, ну а цена в долларах - неоспоримое преимущество на
сегодняшний день.
ГАРТ: Вы поставляете еще и пластины Kodak Polychrome Graphics (KPG)?
О. К.: Мы занимались этими материалами, но с каждой закупкой ситуация
становится все хуже и хуже. Мы продаем только немецкие пластины KPG, а
многоуровневая система производства и поставок этой фирмы очень часто
дает сбои. Решать проблемы никто не хочет. Поэтому, несмотря на то,
что пластины очень неплохие, у нас нет желания работать с KPG. Вообще,
я считаю, что позиция ключевых менеджеров этой фирмы по отношению к
российскому рынку, мягко говоря, недальновидная.
ГАРТ: Олег, торговля расходными материалами - прибыльный бизнес?
О. К.: Да, конечно, но сейчас все больше становится типографий,
которые, мягко говоря, оплачивают материалы не совсем вовремя. Рабочий
день каждого нашего менеджера начинается с анализа списка
неплательщиков и рассылки им сверок расчетов.
ГАРТ: А вот бумажники уже ведут общие «черные списки».
О. К.: Мы бы приветствовали объединение усилий поставщиков расходных
материалов с целью создания таких же списков. Но, на мой взгляд, этим
все-таки не должны заниматься поставщики расходных материалов. С точки
зрения цивилизованного бизнеса, в России должны открыться нормальные
кредитные бюро, как на Западе. Они и будут заниматься кредитованием
типографий. У каждой появится своя кредитная история, и тогда
типография будет реально бояться попасть в «черный список», ведь после
этого она может вообще не получить кредит или получить, но уже под
гораздо большие проценты.
ГАРТ: Какие у «ОктоПринт» планы по развитию?
О. К.: Все должно делаться в комплексе, и на данном этапе нам
необходима единая производственно-складская база. Но в России, в
отличие от других стран, нет соответствующих условий, нельзя
нормальным образом получить участок с готовой инфраструктурой. Власти
пальцем не пошевелят для того, чтобы помочь серьезному инвестору,
который и денег заплатит, и рабочие места создаст. Нет единой
политики, за исключением очень крупных проектов. Это существенно
сдерживает развитие таких компаний, как наша. Приходится ездить и
смотреть самые разные помещения. Чаще всего они не приспособлены для
наших целей. Почему нельзя сделать цивилизованные промышленные зоны с
офисными, производственными и складскими помещениями? То, что на
Западе является нормой и всячески поддерживается местными властями - у
нас просто отсутствует.
ГАРТ: Но полиграфия вообще попадает в поле зрения государственной
власти только при замене купюр, выпуске акцизных марок и подготовке к
выборам. Может, это и хорошо, что мы не добываем нефть и не продвигаем
услуги сотовой связи... А насколько большой «комплекс» нужен сегодня
фирме «ОктоПринт»?
О. К.: С перспективой на пять лет нам нужно более 3 тыс. м2. Из них 2
тыс. под склад, 500 м2 под производство. Не менее 500 м2 - для офисной
части. Хочется сделать хорошо, а не тяп-ляп, чтобы все было «как у
них» и в одном месте. Мы планируем установить две станции для
смешивания красок - офсетных и флексо. Предполагаем и развитие по
лакам, но пока с помещениями вопрос не решен.
Если говорить о расширении ассортимента, то нельзя не упомянуть
систему смешивания красок HKS. Создателями ее были крупнейшие
европейские производители печатных красок, среди которых компания
Hostmann-Steinberg. Эта система похожа на Pantone Formula Guide,
использует те же базовые краски, но имеет отличительную особенность.
Для каждого цвета рецептура зависит от запечатываемого материала, и на
любом материале получается одинаковый цвет, а не так, как в Pantone -
на мелованной бумаге один, а на немелованной - другой. Это очень важно
для производителей упаковки и рекламно-коммерческой продукции. Мы
предполагаем активно продвигать свои услуги по смешиванию красок в
системе HKS. Кстати, ищем инициативного менеджера по продвижению этих
услуг.