НОМЕР 11 НОЯБРЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Николай Анатольевич
ТЕРЕХОВ
«Альфа-Дизайн»
Генеральный директор

ГАРТ: Николай Анатольевич, этот номер ГАРТ посвящен кадрам в полиграфии. С кадрами есть проблемы?

Н. Т.: Вопрос сложный, ведь хорошие специалисты в очереди на бирже труда не стоят. И типографии вынуждены работать в этих условиях. Есть большой дефицит операторов машин: печатных, ниткошвейных, резальных, ВШРА и пр. Техникумы и училища готовых специалистов не выпускают, их необходимо доучивать. Поэтому у типографии есть два пути: переманить грамотного оператора или поставить хорошего рабочего к опытному наставнику и через месяц получить специалиста. Причем, месяца-двух хватит, за исключением печатников, конечно. Мы идем по второму пути, но возникает проблема - не каждый профессионал обладает даром обучать других.

Не зря раньше на заводах были отделы технического обучения, где работали мастера-наставники, которые умели это делать.

Кроме того, есть юридические нюансы. Обученного нами специалиста тут же начинают сманивать в другую типографию на бо’льшую зарплату. Есть, конечно, ученические договора, но не каждый обучаемый такой договор подпишет - ему же придется выплатить определенную сумму денег, если он уволится до истечения оговоренного срока. Так что проблемы есть.

Выход из сложившейся на московском рынке ситуации есть - владельцы типографий должны договориться о единой политике. И в этом направлении есть уже сдвиги. Постепенно формируется альянс, члены которого обязуются не принимать на работу специалистов, которые «перебегают» из других типографий-членов альянса. Типографии-члены «Гейдельберг Клуба» уже давно сотрудничают таким образом. Теперь к ним присоединяются и другие.

ГАРТ: Все больше муссируют слухи о необходимости создания некоей ассоциации коммерческих типографий…

Н. Т.: Да, и это отличная идея. Такая ассоциация де-факто существует. Нужно только юридически ее оформить. Если десять лет назад владельцы частных типографий встречались только для того, чтобы отдохнуть, то теперь они во время встреч обсуждают проблемы развития отрасли.

ГАРТ: В «Альфа-Дизайн» сегодня большой коллектив?

Н. Т.: В типографии работают 238 человек. На декабрь этого года есть еще 24 вакансии. А в январе загрузка многократно сократится, и будет стоять очередь специалистов, ищущих работу. И они будут согласны практически на любые деньги.

ГАРТ: А откуда Вы берете, например, технологов? Из МГУП?

Н. Т.: У нас есть технологи, которые вообще не имеют полиграфического образования - только большой опыт работы в полиграфии. И прекрасно справляются. Что касается МГУП, то его выпускники могут работать технологами, а закончившие экономический факультет - хорошими менеджерами. Правда, не все, а только те выпускники, которые имеют голову на плечах.

ГАРТ: Есть сегодня и перекосы в системе оплаты труда. Существует культ печатников, и они подчас получают больше, чем начальник производства в нормальной типографии.

Н. Т.: Начальник производства должен получать зарплату больше, чем печатник. Иначе это на самом деле перекос. Но такую ситуация с зарплатами мы создали сами. Что теперь поделаешь…

Вообще, с точки зрения владельца типографии, сотрудники должны получать зарплату, соответствующую объему месячного производства. Но несмотря на сезонность нашего бизнеса, у нас зарплаты высокие, есть еще бонусы по результатам года. Думаем и о том, что станет со специалистами, когда те выйдут на пенсию. Например, ведем переговоры со страховыми компаниями для того, чтобы обеспечить людям достойную старость.

ГАРТ: А можно снизить влияние фактора сезонности?

Н. Т.: Можно, но это непросто. Придется работать в различных секторах производства печатной продукции. А реально одна типография так работать не может. Холдинг, состоящий из нескольких типографий - другое дело.

Конечно, в «спокойные» месяцы мы занимаемся производством полуфабрикатов, которые потребуются в четвертом квартале, - печатаем блоки ежедневников и календарей. Это позволяет иметь более равномерную загрузку, но требует вложения денег в материалы, особенно в импортную бумагу, которую приходится покупать вагонами напрямую у производителя. В 2004 г. пришлось арендовать недалеко от типографии дополнительный склад площадью около 1 тыс. м2.

ГАРТ: Ну, а под Новый Год загружено именно послепечатное оборудование?

Н. Т.: Да, у нас очень много различных машин, и было бы еще больше - если не проблемы с производственными площадями. Напечатать листовую продукцию для нас сегодня не составляет проблем. Мы справимся с этой задачей и в декабре. А вот сделать даже простые блокноты до Нового Года можем не успеть. В прошлом году мы прекратили принимать заказы 10 декабря, а в этом - уже в середине ноября. Заказы со стороны на золочение обреза мы прекратили принимать еще в июне. Станок работает в три смены и с трудом справляется со своей загрузкой.

ГАРТ: Если все так, то, может, имеет смысл переразмещать заказы?

Н. Т.: Заказчикам очень важны сроки. Все нормальные производства сегодня загружены, а на «ненормальном» мы переразмещать не станем. Потом может выйти «себе дороже».

ГАРТ: То есть заказчики продолжают приходить в последний момент?

Н. Т.: Ситуация с каждым годом улучшается, однако некоторые продолжают. Несмотря на то, что мы их предупреждаем, делаем рассылки и предлагаем заказывать продукцию заранее. Так что мы вынуждены сегодня отказывать своим клиентам или предлагать сроки производства в январе-феврале. В этом году, может быть, наложился еще и банковский кризис. Все лето клиенты молчали. И мы были этим очень обеспокоены - ведь весь склад был забит заготовленными полуфабрикатами.

ГАРТ: У Вас в основном прямые заказчики?

Н. Т.: Мы много работаем с рекламными агентствами, но основной оборот приходится на наших постоянных прямых клиентов, которые работают с нами уже много лет.

Наше главное отличие и преимущество - действительно индивидуальный подход к клиенту. «Альфа-Дизайн» - типография, готовая удовлетворить практически любые потребности заказчиков. И этим она в корне отличается от подавляющего большинства других типографий, ориентированных на производство серийной продукции. У нас практически каждый заказ индивидуальный. С простыми заказами к нам не приходят. Наши цены на листовки и журналы неконкурентны. А при сегодняшней конъюнктуре нам просто невыгодно заниматься производством такой продукции. Правда, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Цены начинают расти. За ценой в долларах подчас скрывается рублевый курс, соответствующий евро.

ГАРТ: Кроме печатной продукции выпускаете сувенирную?

Н. Т.: Да, она составляет у нас не менее 30% оборота.

ГАРТ: Но, кажется, когда-то ее доля была существенно больше?

Н. Т.: Сейчас конъюнктура этого рынка сильно изменилась. Мы не стали продавать меньше, просто станки для тампонной печати стоят у многих на дому, и те же ручки с логотипами такие домашние типографии могут делать в большом количестве. Так что наш сувенирный бизнес сегодня заключается в продаже сувениров без нанесения логотипа. А наше производство - для удовлетворения нужд постоянных клиентов.

ГАРТ: А еще, как мы писали в предыдущем номере ГАРТ, «Альфа-Дизайн» делает лучшие ежедневники…

Н. Т.: Мы делаем ежедневники премиум-класса с использованием только импортных материалов и только с шитыми нитками блоками. Не занимаемся недорогой продукцией, классом ниже, предложений по которой сейчас очень много.

На самом деле, рынок ежедневников, сделанных в России, не самый большой. По некоторым оценкам, всего в несколько миллионов евро. Многие крупные российские предприятия и банки заказывают их за рубежом. Причем заказывают в больших количествах дорогую, эксклюзивную и навороченную продукцию. Потому что все должно быть круто - так, как еще ни у кого не было. Стоимость одного такого заказа может доходить до 1 млн. евро.

Мы такие ежедневники сделать можем, но ограниченным тиражом. Ставить оборудование для производства в больших объемах такой продукции нет смысла, да и площадей. А немцы и итальянцы могут сделать любое количество, потому что там существует кооперация.

Мы делаем очень много ежедневников для российских представительств зарубежных компаний. Но типично русский снобизм заставляет российские компании искать западных производителей.

ГАРТ: Кроме снобизма есть, видимо, и преимущества по себестоимости продукции? Если будут реализованы очередные реформы, то цены на импортные расходные материалы существенно вырастут.

Н. Т.: Да, у нас к лучшему ничего не меняется. Неразбериха в законодательстве очень большая. Если вырастут цены на материалы - мы будем вынуждены поднять цены на печатную продукцию. Заказчики, для которых важна оперативность, останутся, а остальные уйдут опять за границу. Хотя мы в минус работать не будем. «Альфа-Дизайн», по моей информации - единственная типография, где реально работает система управления производством. И я могу в реальном времени получать все необходимые отчеты. Так что мы все очень хорошо просчитываем.

ГАРТ: Делали свою систему управления или покупали готовую?

Н. Т.: Готовых нормальных систем нет. Мы делаем свою, она построена на базе «1С». Два программиста постоянно работают над ее развитием. Достаточно сказать, что рабочее место одного из них - непосредственно в бухгалтерии. Никто уже не хочет заполнять бланки от руки. Есть, конечно, еще над чем работать - пока нет пооперационного учета отделочных операций, но все остальные рассчитываются как нужно, с учетом всех факторов, включая логистику и расходы на хранение.

ГАРТ: Интересно, что получается в графе «Итого»?

Н. Т.: Сегодня прибыльность практически любого полиграфического бизнеса не превышает 15%. Даже в типографии, которая занимается рекламно-коммерческой продукцией.

ГАРТ: Но все ведут и считают бизнес по-разному?

Н. Т.: «Вести и считать» сегодня можно только «в белую». При условии этого, на нашем рынке для большинства типографий, производящих рекламно-коммерческую продукцию, затраты на расходные материалы составляют от 30 до 40% от объема продаж.

ГАРТ: То есть бумага, умноженная на три, а не на два?

Н. Т.: В производстве упаковки, книжной или журнальной продукции доля материалов может быть больше, но у нас именно такая. Другой существенной компонентой себестоимости являются арендные и коммунальные платежи, доля которых достигает 10% от оборота типографии.

Ну, а основная компонента - заработная плата и выплаты, с ней связанные. Их доля может достигать 50% от оборота.

ГАРТ: Но это слишком много, может быть, все-таки, на зарплате и налогах на нее стоит немного сэкономить?

Н. Т.: Мы на этом не экономим. Я не скрываю - у нас получается прибыльность в районе 13%.

Нужна еще, кстати, «мелочь» для обеспечения инфраструктуры, которая тоже обходится недешево. Система логистики (а разъездных машин у нас сейчас девять, из них четыре - грузовые), всевозможная компьютерная техника, принтеры и пр. У нас 132 сотрудника используют в работе компьютер. Мы, кстати, приобрели официальные версии продуктов фирмы Microsoft. Это «удовольствие» стоило ни много ни мало - 20 тыс. долл.

Из оставшейся прибыли мы еще и инвестируем в оборудование. Печатные машины покупаем, конечно, не каждый год, а раз в пять лет. Но даже по мелочам за год набегает около 400 тыс. долл. на приобретение необходимого дополнительного оборудования. Все началось 10 лет назад со станка для тампонной печати, а превратилось в то, что есть сегодня. Это как ремонт - его нельзя закончить, можно только прекратить.

Взять, например, производство POS-материалов. Приходилось иногда ставить на ручную приклейку до ста человек, чтобы успеть вовремя сделать тираж 400 тыс. Конечно, можно повесить объявление на входе в общежитие «Кто хочет подработать в ночную смену...», и студенты подтягиваются. Но это все-таки напрягало, и на выставке drupa удалось найти автомат по нанесению двусторонней самоклеящейся ленты. Вроде и стоит, по полиграфическим меркам, немного - менее 20 тыс. долл., но позволяет оперативно решать проблемы.

ГАРТ: Как Вы считаете, полиграфические мощности в Москве избыточные?

Н. Т.: Я считаю, что у нас проблема не избыточных мощностей, а недостатка клиентов. Почему мне так кажется? Мы год назад ездили в Бразилию, знакомились с их полиграфией. Страны достаточно похожие, правда Россия все-таки побогаче. Одинаковое население, но полиграфических предприятий там в несколько раз больше - 18 тыс. Причем это не наши районные типографии, а современные предприятия, оснащенные многокрасочными машинами (хотя обороты у бразильских типографий в несколько раз меньше, чем у наших). Видимо, благодаря тому, что все расходные материалы у них местные, включая отличную мелованную бумагу и картон. Бразильцы печатают очень много продукции на экспорт.

ГАРТ: А вот нашу полиграфию опять посчитала наша же «Федеральная служба статистики». Получилось, что в этом году объем производства печатной продукции вырастет на 4%. Видимо, сильно недооценивают развитие рынка?

Н. Т.: Я могу сказать, что у нас в этом году рост объема производства продукции составил 12%. В денежном выражении объем вырос существенно больше. Мы докупили послепечатное оборудование, расширили номенклатуру и увеличили объем производства.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">















































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства