|
Екатерина МИКУШИНА
«Гейдельберг СНГ»
Центр развития
Менеджер по обучению |
ГАРТ: Екатерина, расскажите об
образовательных программах, которые предлагает «Гейдельберг СНГ».
Е. М.: Руководство концерна
Heidelberg приняло решение о создании «Принт Медиа Академии» (Print
Media Academy) в 2000 г. На сегодняшний день открыты восемь филиалов в
разных странах. Московский филиал «Принт Медиа Академии Гейдельберг» (ПМА)
предлагает программы, адаптированные к условиям российского рынка
полиграфии. Это курсы базовой подготовки и повышения квалификации
технических специалистов; специальные программы, форумы для
руководителей полиграфических предприятий, а также семинары для
менеджеров среднего звена.
ГАРТ: Какие специальности сегодня наиболее востребованы?
Е. М.: Мне кажется, что самые дефицитные кадры - квалифицированные
технологи и печатники. По крайней мере, чаще всего к нам обращаются в
поисках именно таких специалистов. Сегодня есть два варианта:
специалист с хорошей теоретической подготовкой, но без опыта работы на
современном оборудовании либо имеющий солидный стаж, но не владеющий
необходимой теоретической базой.
ГАРТ: Каким образом специалисты повышают квалификацию в ПМА?
Е. М.: Мы предлагаем обучение в Германии, а также в Москве. Понимая,
что не каждая российская типография может отправить за границу своих
специалистов (которые должны еще владеть и иностранным языком),
Академия в союзе с типографией «Линия График!» и «Полиграфическим
лицеем №314» предлагает адаптированные программы обучения.
Естественно, на русском языке. Причем, если стоимость обучения в
Академии в Германии составляет 2–3 тыс. евро за пятидневный курс (без
перелета и проживания), то мы предлагаем российским типографиям двух-
и трехнедельные курсы по цене 900–1600 евро.
В месяц обычно проходят обучение две группы. В каждой - максимум 4
человека. Для нас приоритетом является качество обучения, поэтому мы
формируем небольшие группы, где к каждому слушателю будет
индивидуальный подход. Главное - чтобы специалист получил максимум
теоретический знаний и практических навыков. Одной из самых
востребованных учебных программ является базовый курс подготовки
печатника «с нуля» или имеющего опыт работы менее года. За три недели
слушатели получают необходимые теоретические знания, знакомятся с
реальным полиграфическим производством и приобретают практический опыт
работы на машинах Heidelberg GTO и Quickmaster.
Для опытных печатников наши курсы повышения квалификации являются
практически индивидуальными. Преподавателями разрабатывается программа
с учетом опыта и требований слушателя, которая включает теоретическую
часть в объеме 40 академических часов, а также практическую - 60
академических часов на оборудовании Heidelberg Speedmaster 74 и 102.
ГАРТ: Кто проводит занятия?
Е. М.: Преподаватели лицея, специалисты-практики типографии «Линия
График!», а также инструкторы-преподаватели «Гейдельберг СНГ».
ГАРТ: Преподаватели - большая проблема?
Е. М.: Это одна из основных проблем отраслевого образования. «Принт
Медиа Академия Гейдельберг» ведет активную и планомерную деятельность
по взаимодействию с учебными заведениями и их поддержке. Наши
специальные проекты в помощь преподавателям: повышение квалификации,
издание учебной литературы и методических пособий. Для преподавателей
создан информационный интернет-портал «Учи и учись» на сайте «Принт
Медиа Академии», где они могут бесплатно получать учебные материалы по
новейшим технологиям и основам печатных процессов.
В рамках выставки «ПолиграфИнтер 2005», ПМА организовала круглый стол
для преподавателей российских полиграфических учебных заведений, где
рассказала о своих проектах в поддержку отраслевого образования.
Представители каждого учебного заведения получили бесплатные комплекты
учебной литературы и пособий на DVD и CD.
Вообще, для эффективной системы обучения требуются три составляющие:
преподаватели, современная учебно-производственная база и спрос на
подготовленные кадры. Парадоксально, но в России пока есть только
спрос. С преподавателями и техническим обеспечением дела обстоят
намного хуже.
ГАРТ: Спрос на кадры, конечно, очень высокий. А много ли желающих
пройти курсы повышения квалификации?
Е. М.: Мы получаем очень много запросов. Причем, если раньше интерес
проявляли, в основном, крупные государственные и частные типографии,
то теперь к нам обращается много частных лиц, которые хотят повысить
квалификацию за свой счет.
Кстати, у нас есть еще одна форма обучения - выездные учебные сессии.
Одна из них прошла недавно для региона Средней Азии в Алматы, где мы
организовали одновременно обучение печатников и семинары для
технологов. Мероприятие оказалось очень успешным. Поэтому, если
руководители типографий по каким-либо причинам (финансовым или из-за
отрыва от производства) не могут отправить своих специалистов на
обучение в Москву, Академия может приехать с учебной программой к ним
в регион.
ГАРТ: Но мероприятие в Алматы было «за деньги»?
Е. М.: Да, конечно. Мы просто сэкономили участникам средства на
перелет и проживание в Москве.
ГАРТ: А какие планы на будущее?
Е. М.: Мы очень внимательно относимся к запросам типографий, регулярно
проводим опросы и на их основе предлагаем новые учебные программы. В
октябре прошел очень успешный семинар, посвященный стандартизации
офсетной печати на основе ISO 12647-2. На нем выступил специально
приглашенный эксперт из Австрии.
Но просто так «немецкий семинар» проводить в России не имеет смысла,
даже несмотря на то, что у нас есть типографии, ничем не уступающие
немецким. Надо учитывать российскую специфику: налогообложение и
законодательство.
ГАРТ: То есть в Германию можно будет уже не ездить?
Е. М.: Почему же? Я полагаю, руководителям российских полиграфических
предприятий будет интересно участие в специальных
менеджмент-программах ПМА, которые проходят два раза в год в разных
странах. Такие форумы дают уникальную возможность общения с
зарубежными коллегами со всего мира, обмена опытом и знаниями.
ГАРТ: Но все-таки эти мероприятия для нескольких десятков крупных и
хорошо оснащенных российских типографий. Для остальных они или
неинтересны, или бесполезны в связи со слабой технической
оснащенностью.
Е. М.: Это ситуация сегодняшнего дня, однако российская полиграфия
развивается, и в ближайшем будущем современных полиграфических
предприятий станет намного больше. Heidelberg понимает это и уже
сегодня предлагает решения для развития российской полиграфической
отрасли. «Гейдельберг СНГ» имеет четкую позицию и также призывает
отрасль к активному участию в решении кадровой проблемы. Ведь мировой
опыт полиграфии в развитых странах показывает, что забота о
квалификации будущих кадров ложится на плечи и учебных заведений, и
полиграфических предприятий. В США, Германии, Финляндии, других
странах Европы отраслевое образование поддерживают промышленные союзы
и ассоциации, союзы работодателей, активную роль играют профсоюзы.
Также эти организации ведут активную деятельность по лоббированию
интересов отрасли на государственном уровне, участвуют в
законодательном процессе. Мы должны стремиться к созданию сильного
отраслевого союза, как, например, в Германии. Сегодня Heidelberg, как
крупнейший поставщик оборудования, демонстрирует пример реальной
деятельности. Участники рынка должны видеть, что проблемы, несмотря на
сложившуюся ситуацию, можно решать.
ГАРТ: Но создать некую ассоциацию - еще не означает решить все
проблемы?
Е. М.: Конечно. На мой взгляд, для решения вопроса подготовки кадров
на данном этапе необходимо наладить конструктивный диалог между
типографиями и учебными заведениями. Отрасль, как основной
работодатель, должна определять требования по подготовке кадров,
участвовать в разработке государственных образовательных стандартов.
Радует то, что многие типографии, особенно крупные (и не только в
Москве), уже серьезно задумываются над решением проблемы кадров,
готовы принимать финансовое участие в процессе подготовки, чтобы через
некоторое время получить готовых специалистов.
В России около 30 учебных заведений, которые готовят кадры для
полиграфии. Конечно, оснастить их все современной техникой невозможно.
Необходимо построить схему, которая эффективно работает в других
странах, где учебные заведения дают хорошую теоретическую подготовку,
а практическую студенты получают при прохождении производственной
практики. Вот тут-то и должны принять участие типографии,
заинтересованные в грамотных специалистах. Мы готовы курировать
вопросы организации производственной практики.
Кстати, в начале 2005 г. выходит наш новый продукт в помощь
типографиям - «Квалификационный тест печатника». Компьютерная
программа позволит определить уровень подготовки печатников и в
соответствии с результатами разработать план повышения их
квалификации. В данный момент программа проходит тестирование в ряде
типографий.