НОМЕР 11 НОЯБРЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Екатерина МИКУШИНА
«Гейдельберг СНГ»
Центр развития
Менеджер по обучению

ГАРТ: Екатерина, расскажите об образовательных программах, которые предлагает «Гейдельберг СНГ».

Е. М.: Руководство концерна Heidelberg приняло решение о создании «Принт Медиа Академии» (Print Media Academy) в 2000 г. На сегодняшний день открыты восемь филиалов в разных странах. Московский филиал «Принт Медиа Академии Гейдельберг» (ПМА) предлагает программы, адаптированные к условиям российского рынка полиграфии. Это курсы базовой подготовки и повышения квалификации технических специалистов; специальные программы, форумы для руководителей полиграфических предприятий, а также семинары для менеджеров среднего звена.

ГАРТ: Какие специальности сегодня наиболее востребованы?

Е. М.: Мне кажется, что самые дефицитные кадры - квалифицированные технологи и печатники. По крайней мере, чаще всего к нам обращаются в поисках именно таких специалистов. Сегодня есть два варианта: специалист с хорошей теоретической подготовкой, но без опыта работы на современном оборудовании либо имеющий солидный стаж, но не владеющий необходимой теоретической базой.

ГАРТ: Каким образом специалисты повышают квалификацию в ПМА?

Е. М.: Мы предлагаем обучение в Германии, а также в Москве. Понимая, что не каждая российская типография может отправить за границу своих специалистов (которые должны еще владеть и иностранным языком), Академия в союзе с типографией «Линия График!» и «Полиграфическим лицеем №314» предлагает адаптированные программы обучения. Естественно, на русском языке. Причем, если стоимость обучения в Академии в Германии составляет 2–3 тыс. евро за пятидневный курс (без перелета и проживания), то мы предлагаем российским типографиям двух- и трехнедельные курсы по цене 900–1600 евро.

В месяц обычно проходят обучение две группы. В каждой - максимум 4 человека. Для нас приоритетом является качество обучения, поэтому мы формируем небольшие группы, где к каждому слушателю будет индивидуальный подход. Главное - чтобы специалист получил максимум теоретический знаний и практических навыков. Одной из самых востребованных учебных программ является базовый курс подготовки печатника «с нуля» или имеющего опыт работы менее года. За три недели слушатели получают необходимые теоретические знания, знакомятся с реальным полиграфическим производством и приобретают практический опыт работы на машинах Heidelberg GTO и Quickmaster.

Для опытных печатников наши курсы повышения квалификации являются практически индивидуальными. Преподавателями разрабатывается программа с учетом опыта и требований слушателя, которая включает теоретическую часть в объеме 40 академических часов, а также практическую - 60 академических часов на оборудовании Heidelberg Speedmaster 74 и 102.

ГАРТ: Кто проводит занятия?

Е. М.: Преподаватели лицея, специалисты-практики типографии «Линия График!», а также инструкторы-преподаватели «Гейдельберг СНГ».

ГАРТ: Преподаватели - большая проблема?

Е. М.: Это одна из основных проблем отраслевого образования. «Принт Медиа Академия Гейдельберг» ведет активную и планомерную деятельность по взаимодействию с учебными заведениями и их поддержке. Наши специальные проекты в помощь преподавателям: повышение квалификации, издание учебной литературы и методических пособий. Для преподавателей создан информационный интернет-портал «Учи и учись» на сайте «Принт Медиа Академии», где они могут бесплатно получать учебные материалы по новейшим технологиям и основам печатных процессов.

В рамках выставки «ПолиграфИнтер 2005», ПМА организовала круглый стол для преподавателей российских полиграфических учебных заведений, где рассказала о своих проектах в поддержку отраслевого образования. Представители каждого учебного заведения получили бесплатные комплекты учебной литературы и пособий на DVD и CD.

Вообще, для эффективной системы обучения требуются три составляющие: преподаватели, современная учебно-производственная база и спрос на подготовленные кадры. Парадоксально, но в России пока есть только спрос. С преподавателями и техническим обеспечением дела обстоят намного хуже.

ГАРТ: Спрос на кадры, конечно, очень высокий. А много ли желающих пройти курсы повышения квалификации?

Е. М.: Мы получаем очень много запросов. Причем, если раньше интерес проявляли, в основном, крупные государственные и частные типографии, то теперь к нам обращается много частных лиц, которые хотят повысить квалификацию за свой счет.

Кстати, у нас есть еще одна форма обучения - выездные учебные сессии. Одна из них прошла недавно для региона Средней Азии в Алматы, где мы организовали одновременно обучение печатников и семинары для технологов. Мероприятие оказалось очень успешным. Поэтому, если руководители типографий по каким-либо причинам (финансовым или из-за отрыва от производства) не могут отправить своих специалистов на обучение в Москву, Академия может приехать с учебной программой к ним в регион.

ГАРТ: Но мероприятие в Алматы было «за деньги»?

Е. М.: Да, конечно. Мы просто сэкономили участникам средства на перелет и проживание в Москве.

ГАРТ: А какие планы на будущее?

Е. М.: Мы очень внимательно относимся к запросам типографий, регулярно проводим опросы и на их основе предлагаем новые учебные программы. В октябре прошел очень успешный семинар, посвященный стандартизации офсетной печати на основе ISO 12647-2. На нем выступил специально приглашенный эксперт из Австрии.

Но просто так «немецкий семинар» проводить в России не имеет смысла, даже несмотря на то, что у нас есть типографии, ничем не уступающие немецким. Надо учитывать российскую специфику: налогообложение и законодательство.

ГАРТ: То есть в Германию можно будет уже не ездить?

Е. М.: Почему же? Я полагаю, руководителям российских полиграфических предприятий будет интересно участие в специальных менеджмент-программах ПМА, которые проходят два раза в год в разных странах. Такие форумы дают уникальную возможность общения с зарубежными коллегами со всего мира, обмена опытом и знаниями.

ГАРТ: Но все-таки эти мероприятия для нескольких десятков крупных и хорошо оснащенных российских типографий. Для остальных они или неинтересны, или бесполезны в связи со слабой технической оснащенностью.

Е. М.: Это ситуация сегодняшнего дня, однако российская полиграфия развивается, и в ближайшем будущем современных полиграфических предприятий станет намного больше. Heidelberg понимает это и уже сегодня предлагает решения для развития российской полиграфической отрасли. «Гейдельберг СНГ» имеет четкую позицию и также призывает отрасль к активному участию в решении кадровой проблемы. Ведь мировой опыт полиграфии в развитых странах показывает, что забота о квалификации будущих кадров ложится на плечи и учебных заведений, и полиграфических предприятий. В США, Германии, Финляндии, других странах Европы отраслевое образование поддерживают промышленные союзы и ассоциации, союзы работодателей, активную роль играют профсоюзы. Также эти организации ведут активную деятельность по лоббированию интересов отрасли на государственном уровне, участвуют в законодательном процессе. Мы должны стремиться к созданию сильного отраслевого союза, как, например, в Германии. Сегодня Heidelberg, как крупнейший поставщик оборудования, демонстрирует пример реальной деятельности. Участники рынка должны видеть, что проблемы, несмотря на сложившуюся ситуацию, можно решать.

ГАРТ: Но создать некую ассоциацию - еще не означает решить все проблемы?

Е. М.: Конечно. На мой взгляд, для решения вопроса подготовки кадров на данном этапе необходимо наладить конструктивный диалог между типографиями и учебными заведениями. Отрасль, как основной работодатель, должна определять требования по подготовке кадров, участвовать в разработке государственных образовательных стандартов. Радует то, что многие типографии, особенно крупные (и не только в Москве), уже серьезно задумываются над решением проблемы кадров, готовы принимать финансовое участие в процессе подготовки, чтобы через некоторое время получить готовых специалистов.

В России около 30 учебных заведений, которые готовят кадры для полиграфии. Конечно, оснастить их все современной техникой невозможно. Необходимо построить схему, которая эффективно работает в других странах, где учебные заведения дают хорошую теоретическую подготовку, а практическую студенты получают при прохождении производственной практики. Вот тут-то и должны принять участие типографии, заинтересованные в грамотных специалистах. Мы готовы курировать вопросы организации производственной практики.

Кстати, в начале 2005 г. выходит наш новый продукт в помощь типографиям - «Квалификационный тест печатника». Компьютерная программа позволит определить уровень подготовки печатников и в соответствии с результатами разработать план повышения их квалификации. В данный момент программа проходит тестирование в ряде типографий.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">














































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства