НОМЕР 11 НОЯБРЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Константин
АНДРЕЕВ
МГУП Студент

ГАРТ: Константин, на страницах нашего издания постоянно возникают дискуссии о подготовке кадров для полиграфии. Мы решили поговорить с тем, кого сейчас учат на полиграфиста. Как Ваши дела?

К. А.: Все замечательно! В настоящий момент я учусь на пятом курсе факультета «Технологии полиграфического производства» МГУП. А после его окончания в следующем году планирую поступить в аспирантуру.

ГАРТ: Иначе, видимо, придется служить в армии?

К. А.: Да, такой вариант вероятен. Правда «откос» от армии - одна из причин, причем не самая главная. Важно то, что знания, полученные в аспирантуре, не только не будут лишними, а окажутся серьезным подспорьем в карьерном росте.

ГАРТ: Совмещаете учебу с работой?

К. А.: Да, сейчас я работаю дизайнером в полиграфическом центре 2Print. Надо сказать, что начинал с должности дизайнера-верстальщика. Теперь - дизайнер.

ГАРТ: Давно работаете?

К. А.: В 2Print - почти 3 года. Но это уже четвертое место работы, а начинал работать еще в 1999 г. в небольшой типографии Argo2000. Там был полный комплекс допечатного оборудования (включая фотовывод), ризограф, однокрасочная малоформатная офсетная машина и послепечатное оборудование. Там же я узнал суть большинства технологических операций: вывода фотоформ, монтажа и копирования, изготовления печатных форм, кроме того, печатал на ризографе, работал с резальным и другим послепечатным оборудованием. Единственное, чему не довелось там научиться - печатать на офсетной машине.

ГАРТ: А что Вас привело в типографию?

К. А.: Это длинная история. Вкратце так: сначала закончил колледж при Российском медицинском университете, много занимался дополнительно. А в 1998 г. поступил и в сам медицинский. И вот случайно на выставке «Комтек-98» я выиграл компьютер Macintosh. Просто заполнил анкету на стенде компании DPI и получил главный приз.

Стало интересно, начал разбираться и изучать возможности, и через какое-то время решил, что медицина мне уже не так интересна, как полиграфия. Поэтому после трех месяцев учебы в медицинском университете я решил оставить науку Гиппократа и забрал документы.

ГАРТ: А как отнеслись к такому поступку Ваши родители?

К. А.: Мне очень повезло с родителями. Они сказали: ты лучше знаешь, какое решение будет для тебя верным, если решил - забирай.

ГАРТ: Радикально. А как все-таки случилось, что Вы со способностями дизайнера оказались именно на технологическом факультете МГУП? Может, нужно было поступать на факультет графики?

К. А.: К сожалению, у меня нет ни опыта рисования, ни таланта владения кистью, который необходим для учебы на этом факультете. Хотя на компьютере уже тогда я мог сделать многое.

ГАРТ: Вы будете поступать в аспирантуру. Но дизайнеру углубленные знания полиграфических технологий вряд ли сильно помогут в карьерном росте!

К. А.: В будущем, вполне возможно, сложится так, что я сменю сферу деятельности (как когда-то раньше было с медициной - в жизни ничего нельзя исключать). Сейчас мне очень интересен дизайн, к тому же он прекрасно позволяет самовыражаться. Мои работы можно найти в различных каталогах Index Design и Фестиваля рекламы.

Что касается технологии, то хороший дизайнер всегда должен представлять, как технологически можно выполнить то, что он разрабатывает. В большой степени это относится именно к печатной продукции. Вот я писал курсовой проект по цветоделению и печати по технологиям Hi-Fi. Это, с одной стороны, очень интересные технологии сами по себе, а с другой - они предоставляют новые возможности для нестандартных дизайнерских решений.

ГАРТ: А в чем сегодня заключается Ваша работа в качестве дизайнера?

К. А.: Мы решаем самые разные задачи. Разработкой концепции рекламной кампании занимается креативное подразделение группы NFQ. Задача нашего дизайн-бюро, и в том числе моя, - донести основную идею этой концепции через дизайн. Но у нас есть и такие работы, задания на которые приходят в виде «брифов». Объявляется внутренний тендер на выполнение заказа, несколько дизайнеров разрабатывают свои варианты, после чего выбранный заказчиком вариант дорабатывается с учетом конкретных пожеланий. Иногда бывают и совсем простые работы - технические, когда, например, необходимо подобрать иллюстрации или же сделать макет в издание для постоянных клиентов.

ГАРТ: Чем интереснее заниматься?

К. А.: Конечно, интересно заниматься именно дизайном и при этом решать различные задачи - и простые, и самые сложные.

ГАРТ: Если взять выпускника технологического факультета, который за время учебы поработал технологом в хорошей типографии, и дизайнера, который тоже имел большой опыт работы за время учебы. Вам не кажется, что технолог, приходящий после окончания обучения на производство, получит более высокий оклад? К. А.: У меня нет опыта работы именно технологом. Возможно, Вы правы, но для того, чтобы нормально «поработать технологом», в типографии нужно находиться «от и до». Ведь печатную машину дома не установишь. А у меня сегодня формально фиксированный график работы с 10 до 19, но фактически я имею возможность корректировать свой график по согласованию с руководством и работать в удобном режиме. Естественно, при условии выполнения всего объема поставленных задач вовремя.

Так что технологам никак не проще, а размер заработной платы, на мой взгляд, сильно зависит от способностей. Мне кажется, работая дизайнером, сегодня я зарабатываю существенно больше, чем мог бы зарабатывать технологом. Ведь иногда меня приглашают и в качестве freelance-дизайнера на отдельные проекты. Еще я сотрудничаю с издательством в качестве научного редактора, которое занимается изданием переводной литературы. Мы уже совместно выпустили две книги по Macintosh.

ГАРТ: Создается впечатление, что Вы постоянно занимаетесь тем, чему Вас как раз не учат в университете. Дизайн, редактирование...

К. А.: Я стараюсь заниматься теми вещами, которые интересны и приносят эмоциональное удовлетворение. И если мне что-то интересно, и есть возможность этим заниматься, то почему бы не попробовать? Опыт и знания - вопрос времени и желания.

ГАРТ: А цель в жизни уже есть? Кем хочется стать, скажем, через пять лет?

К. А.: Не скажу точно, что будет через 5 лет - этого не знает никто. Но я не думаю, что цель жизни связана непосредственно с работой. Скорее, напротив - работа для полноценной жизни. Вполне возможно, что через какое-то время решу сконцентрироваться на чем-то определенном, но пока хочется попробовать свои силы в разных областях. Я, например, занимаюсь еще и фотографией, имею международный диплом фотохудожника. Это тоже весьма интересно, да и с должностью дизайнера кореллируется хорошо.

ГАРТ: А что является для Вас в жизни определяющим? Деньги или интерес?

К. А.: Во всем важен разумный подход и баланс. Однозначного ответа не дам, но к оголтелым «фанатам» дизайна я бы себя не отнес. Работа должна приносить доход, но при этом быть еще и интересной. Пока в этом отношении удается находить компромисс, а как будет дальше - посмотрим…

ГАРТ: Не проще было поступить в технический вуз с военной кафедрой?

К. А.: Нет, я совершенно не жалею, что поступил в МГУП. Мой практический опыт позволяет без особых проблем сдавать экзамены и зачеты, а теоретические знания, полученные в университете, часто помогают в работе.

Учись я в простом техническом вузе, мне пришлось бы тратить намного больше времени на изучение ненужных и неинтересных дисциплин. А здесь много интересных вещей, которые получается «попробовать на зуб» прямо на работе.

ГАРТ: А в МГУП есть неинтересные дисциплины?

К. А.: Для меня интересны предметы, которые имеют отношение к практике, такие, с которыми приходится сталкиваться в работе. У нас же было очень много чисто теоретических предметов, которые зачастую оказывались не столь увлекательными.

ГАРТ: Химия?

К. А.: С химией никогда не было больших проблем - у меня есть очень хорошая основа, полученная при подготовке в медицинский университет.

Я полагаю, что студентам в процессе обучения необходимо преподавать больше тех вещей, с которыми они столкнутся, когда придут на работу. К чему углубляться в детальное объяснение технологических процессов, которые были характерны для полиграфии лет двадцать, а то и двести назад? Основы, несомненно, важны, и преподавать их нужно обязательно. Но практическая сторона и современное состояние дел более актуальны. Процесс обучения будет значительно интереснее для студентов, если преподавание устаревших технологий сократить до необходимого минимума без большого ущерба и говорить о насущных вещах. Что касается меня, то, наверное, так и останутся непостижимыми физика и электротехника с электроникой.

ГАРТ: Но без электроники, без компьютеров сегодня дизайн невозможен!

К. А.: Без компьютеров невозможен, а без электроники вполне! У меня есть очень большая практика допечатной подготовки. Знаний, полученных за это время, хватает с лихвой! Хотя их получение - процесс увлекательный и непрерывный, не прекращающийся ни на минуту. Я прекрасно разбираюсь и в компьютерах - для этого сегодня нет необходимости быть «теоретиком-электронщиком».

ГАРТ: А при наличии гибкого графика работы прогуливать приходится?

К. А.: Иногда приходится, но я думаю, учеба от этого не страдает. Я приведу простой пример: для одной из курсовых работ необходимо в течение семестра изучить программы QuarkXpress, Illustrator и Photoshop. И в итоге сверстать 8–12-ти полосную газету или брошюру. В условиях реального производственного графика такая работа делается за два дня, а с учетом «горящих сроков» бывает и за ночь - в зависимости от сложности верстки. Но никак не за полгода!

ГАРТ: Cокурсники тоже работают?

К. А.: До четвертого курса преподаватели часто повторяли, что работать студенты дневного отделения не могут по определению, и если они об этом узнают, то не одобрят. Поэтому многие пошли работать только после 4-го курса. Но, честно признаться, я не знаю, где работают многие мои сокурсники.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">














































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства