|
Константин
АНДРЕЕВ
МГУП Студент |
ГАРТ: Константин, на страницах нашего издания
постоянно возникают дискуссии о подготовке кадров для полиграфии. Мы
решили поговорить с тем, кого сейчас учат на полиграфиста. Как Ваши
дела?
К. А.: Все замечательно! В настоящий момент я учусь на пятом курсе
факультета «Технологии полиграфического производства» МГУП. А после
его окончания в следующем году планирую поступить в аспирантуру.
ГАРТ: Иначе, видимо, придется служить в армии?
К. А.: Да, такой вариант вероятен. Правда «откос» от армии - одна из
причин, причем не самая главная. Важно то, что знания, полученные в
аспирантуре, не только не будут лишними, а окажутся серьезным
подспорьем в карьерном росте.
ГАРТ: Совмещаете учебу с работой?
К. А.: Да, сейчас я работаю дизайнером в полиграфическом центре
2Print. Надо сказать, что начинал с должности дизайнера-верстальщика.
Теперь - дизайнер.
ГАРТ: Давно работаете?
К. А.: В 2Print - почти 3 года. Но это уже четвертое место работы, а
начинал работать еще в 1999 г. в небольшой типографии Argo2000. Там
был полный комплекс допечатного оборудования (включая фотовывод),
ризограф, однокрасочная малоформатная офсетная машина и послепечатное
оборудование. Там же я узнал суть большинства технологических операций:
вывода фотоформ, монтажа и копирования, изготовления печатных форм,
кроме того, печатал на ризографе, работал с резальным и другим
послепечатным оборудованием. Единственное, чему не довелось там
научиться - печатать на офсетной машине.
ГАРТ: А что Вас привело в типографию?
К. А.: Это длинная история. Вкратце так: сначала закончил колледж при
Российском медицинском университете, много занимался дополнительно. А
в 1998 г. поступил и в сам медицинский. И вот случайно на выставке
«Комтек-98» я выиграл компьютер Macintosh. Просто заполнил анкету на
стенде компании DPI и получил главный приз.
Стало интересно, начал разбираться и изучать возможности, и через
какое-то время решил, что медицина мне уже не так интересна, как
полиграфия. Поэтому после трех месяцев учебы в медицинском
университете я решил оставить науку Гиппократа и забрал документы.
ГАРТ: А как отнеслись к такому поступку Ваши родители?
К. А.: Мне очень повезло с родителями. Они сказали: ты лучше знаешь,
какое решение будет для тебя верным, если решил - забирай.
ГАРТ: Радикально. А как все-таки случилось, что Вы со способностями
дизайнера оказались именно на технологическом факультете МГУП? Может,
нужно было поступать на факультет графики?
К. А.: К сожалению, у меня нет ни опыта рисования, ни таланта владения
кистью, который необходим для учебы на этом факультете. Хотя на
компьютере уже тогда я мог сделать многое.
ГАРТ: Вы будете поступать в аспирантуру. Но дизайнеру углубленные
знания полиграфических технологий вряд ли сильно помогут в карьерном
росте!
К. А.: В будущем, вполне возможно, сложится так, что я сменю сферу
деятельности (как когда-то раньше было с медициной - в жизни ничего
нельзя исключать). Сейчас мне очень интересен дизайн, к тому же он
прекрасно позволяет самовыражаться. Мои работы можно найти в различных
каталогах Index Design и Фестиваля рекламы.
Что касается технологии, то хороший дизайнер всегда должен
представлять, как технологически можно выполнить то, что он
разрабатывает. В большой степени это относится именно к печатной
продукции. Вот я писал курсовой проект по цветоделению и печати по
технологиям Hi-Fi. Это, с одной стороны, очень интересные технологии
сами по себе, а с другой - они предоставляют новые возможности для
нестандартных дизайнерских решений.
ГАРТ: А в чем сегодня заключается Ваша работа в качестве дизайнера?
К. А.: Мы решаем самые разные задачи. Разработкой концепции рекламной
кампании занимается креативное подразделение группы NFQ. Задача нашего
дизайн-бюро, и в том числе моя, - донести основную идею этой концепции
через дизайн. Но у нас есть и такие работы, задания на которые
приходят в виде «брифов». Объявляется внутренний тендер на выполнение
заказа, несколько дизайнеров разрабатывают свои варианты, после чего
выбранный заказчиком вариант дорабатывается с учетом конкретных
пожеланий. Иногда бывают и совсем простые работы - технические, когда,
например, необходимо подобрать иллюстрации или же сделать макет в
издание для постоянных клиентов.
ГАРТ: Чем интереснее заниматься?
К. А.: Конечно, интересно заниматься именно дизайном и при этом решать
различные задачи - и простые, и самые сложные.
ГАРТ: Если взять выпускника технологического факультета, который за
время учебы поработал технологом в хорошей типографии, и дизайнера,
который тоже имел большой опыт работы за время учебы. Вам не кажется,
что технолог, приходящий после окончания обучения на производство,
получит более высокий оклад? К. А.: У меня нет опыта работы именно
технологом. Возможно, Вы правы, но для того, чтобы нормально «поработать
технологом», в типографии нужно находиться «от и до». Ведь печатную
машину дома не установишь. А у меня сегодня формально фиксированный
график работы с 10 до 19, но фактически я имею возможность
корректировать свой график по согласованию с руководством и работать в
удобном режиме. Естественно, при условии выполнения всего объема
поставленных задач вовремя.
Так что технологам никак не проще, а размер заработной платы, на мой
взгляд, сильно зависит от способностей. Мне кажется, работая
дизайнером, сегодня я зарабатываю существенно больше, чем мог бы
зарабатывать технологом. Ведь иногда меня приглашают и в качестве
freelance-дизайнера на отдельные проекты. Еще я сотрудничаю с
издательством в качестве научного редактора, которое занимается
изданием переводной литературы. Мы уже совместно выпустили две книги
по Macintosh.
ГАРТ: Создается впечатление, что Вы постоянно занимаетесь тем, чему
Вас как раз не учат в университете. Дизайн, редактирование...
К. А.: Я стараюсь заниматься теми вещами, которые интересны и приносят
эмоциональное удовлетворение. И если мне что-то интересно, и есть
возможность этим заниматься, то почему бы не попробовать? Опыт и
знания - вопрос времени и желания.
ГАРТ: А цель в жизни уже есть? Кем хочется стать, скажем, через пять
лет?
К. А.: Не скажу точно, что будет через 5 лет - этого не знает никто.
Но я не думаю, что цель жизни связана непосредственно с работой.
Скорее, напротив - работа для полноценной жизни. Вполне возможно, что
через какое-то время решу сконцентрироваться на чем-то определенном,
но пока хочется попробовать свои силы в разных областях. Я, например,
занимаюсь еще и фотографией, имею международный диплом фотохудожника.
Это тоже весьма интересно, да и с должностью дизайнера кореллируется
хорошо.
ГАРТ: А что является для Вас в жизни определяющим? Деньги или интерес?
К. А.: Во всем важен разумный подход и баланс. Однозначного ответа не
дам, но к оголтелым «фанатам» дизайна я бы себя не отнес. Работа
должна приносить доход, но при этом быть еще и интересной. Пока в этом
отношении удается находить компромисс, а как будет дальше - посмотрим…
ГАРТ: Не проще было поступить в технический вуз с военной кафедрой?
К. А.: Нет, я совершенно не жалею, что поступил в МГУП. Мой
практический опыт позволяет без особых проблем сдавать экзамены и
зачеты, а теоретические знания, полученные в университете, часто
помогают в работе.
Учись я в простом техническом вузе, мне пришлось бы тратить намного
больше времени на изучение ненужных и неинтересных дисциплин. А здесь
много интересных вещей, которые получается «попробовать на зуб» прямо
на работе.
ГАРТ: А в МГУП есть неинтересные дисциплины?
К. А.: Для меня интересны предметы, которые имеют отношение к практике,
такие, с которыми приходится сталкиваться в работе. У нас же было
очень много чисто теоретических предметов, которые зачастую
оказывались не столь увлекательными.
ГАРТ: Химия?
К. А.: С химией никогда не было больших проблем - у меня есть очень
хорошая основа, полученная при подготовке в медицинский университет.
Я полагаю, что студентам в процессе обучения необходимо преподавать
больше тех вещей, с которыми они столкнутся, когда придут на работу. К
чему углубляться в детальное объяснение технологических процессов,
которые были характерны для полиграфии лет двадцать, а то и двести
назад? Основы, несомненно, важны, и преподавать их нужно обязательно.
Но практическая сторона и современное состояние дел более актуальны.
Процесс обучения будет значительно интереснее для студентов, если
преподавание устаревших технологий сократить до необходимого минимума
без большого ущерба и говорить о насущных вещах. Что касается меня, то,
наверное, так и останутся непостижимыми физика и электротехника с
электроникой.
ГАРТ: Но без электроники, без компьютеров сегодня дизайн невозможен!
К. А.: Без компьютеров невозможен, а без электроники вполне! У меня
есть очень большая практика допечатной подготовки. Знаний, полученных
за это время, хватает с лихвой! Хотя их получение - процесс
увлекательный и непрерывный, не прекращающийся ни на минуту. Я
прекрасно разбираюсь и в компьютерах - для этого сегодня нет
необходимости быть «теоретиком-электронщиком».
ГАРТ: А при наличии гибкого графика работы прогуливать приходится?
К. А.: Иногда приходится, но я думаю, учеба от этого не страдает. Я
приведу простой пример: для одной из курсовых работ необходимо в
течение семестра изучить программы QuarkXpress, Illustrator и
Photoshop. И в итоге сверстать 8–12-ти полосную газету или брошюру. В
условиях реального производственного графика такая работа делается за
два дня, а с учетом «горящих сроков» бывает и за ночь - в зависимости
от сложности верстки. Но никак не за полгода!
ГАРТ: Cокурсники тоже работают?
К. А.: До четвертого курса преподаватели часто повторяли, что работать
студенты дневного отделения не могут по определению, и если они об
этом узнают, то не одобрят. Поэтому многие пошли работать только после
4-го курса. Но, честно признаться, я не знаю, где работают многие мои
сокурсники.