НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














НОВОСТИ. ФИОЛЕТОВЫЕ И НЕ ТОЛЬКО

Как много событий может произойти всего за месяц. Еще недавно, после прекращения фирмой Esko-Graphics производства фиолетового СТР PlateDriver 8, производители и поставщики термальных систем СТР вышли на улицы с транспарантами «Thermal forever». Мы попробовали в предыдущем номере ГАРТ проанализировать ситуацию и пришли к выводу, что такие лозунги пока, мягко говоря, преждевременны.

ТЕПЕРЬ И KODAK

С тех пор пошло очень немного времени, и одной из главных новостей стало распространенное 11 октября официальное сообщение Kodak Polychrome Graphics (KPG) о том, что эта фирма начинает производство фиолетовых фотополимерных пластин. Слухи об этом ходили уже несколько лет. Ожидалось, что пластины будут анонсированы на выставке Ipex 2002, потом на drupa, но KPG приурочил анонс пластин к выставке газетных технологий IfraExpo. Почему именно к газетной выставке? Видимо, потому что пластины KPG VioletNews предназначены для газетной печати.

Интересно, что фирма KPG, являясь одним из крупнейших мировых производителей офсетных пластин, занималась до того только пластинами СТР для термальной технологии. Это был один из аргументов приверженцев «термала» - «Раз Kodak не делает фиолетовые пластины, значит это плохая технология». Чтобы после длительного отрицания необходимости производства фиолетовых пластин перейти к тому, что они все-таки нужны, особых аргументов руководитель KPG Джеф Джекобсон не привел. Фактически его высказывание можно расценить, как признание ошибок прошлого. По его словам, «стратегия KPG заключалась в ориентации на сегмент коммерческой печати (подразумевается, видимо, что в этом сегменте преобладают термальные системы. - прим. ГАРТ). Но мы поняли, что газетная печать и небольшие типографии могут выбрать другую технологию. А так как мы хотим предоставлять клиентам полный спектр решений, то теперь мы предлагаем и термальные, и фиолетовые пластины для СТР. В 2005 г. мы предложим еще и фиолетовые пластины для коммерческой печати».

Пластины VioletNews появятся сначала на европейском рынке. Произойдет это в первых месяцах 2005 г. Тиражестойкость VioletNews - 200 тыс. отт. Пластины обеспечивают воспроизведение градаций от 2 до 98% при линиатуре растра до 175 л/дюйм. Пока идет этап бета-тестирования в европейских и американских газетных типографиях. Производиться пластины будут на заводе KPG в немецком городе Остероде. То есть Европе и России повезло больше.

Эта новость не имела эффекта разорвавшейся бомбы, индустрия сказала: «Ну наконец-то выяснилось, что это были не просто слухи». Правда, есть одно «но». Теперь поставщики термальных СТР лишились одного из аргументов в пользу своей технологии. Буквально - «И ты, Брут...» А у производителей и поставщиков фиолетовых СТР есть новый аргумент - «Теперь и Kodak!» Интересно, что в интервью, которое мистер Джекобсон давал на месяц раньше, он ни словом не обмолвился о том, что KPG начинает играть на новом для себя рынке фиолетовых пластин.

AGFA-LASTRA

После приобретения фирмы Lastra компания Agfa начала оптимизацию объединенных производственных мощностей. В частности, в конце октября стало известно о том, что в рамках процесса интеграции в США будет закрыт принадлежащий фирме Lastra завод по производству пластин. Со второго полугодия 2005 г. пластины Lastra/WesternLitho будут производиться на заводе компании Agfa в г. Брэнчбург штат Нью Джерси. Мы пока не имеем информации о том, что произойдет с линией по производству фотополимерных пластин, работающей на заводе фирмы Lastra. Она использует технологию, разработанную еще компанией Mitsubishi. Если ее перевезут на новое производство, что маловероятно, то это одно, а если просто «выкинут», то возникают вопросы. Ведь фиолетовые СТР-пластины фирмы Lastra худо-бедно, но продавались. У них было одно отличие от соответствующих пластин Agfa и FujiFilm - они не требовали предварительного нагрева перед проявлением.

Для работы с пластинами Lastra некоторые клиенты, в том числе и в России, приобрели системы СТР с проявочными машинами без опции preheat. То есть теперь начнется большой бизнес у производителя проявочных машин?

Все-таки похоже на то, что принято решение с технологией Mitsubishi закончить. По нашей информации, для Европы Lastra скоро предложит новые фотополимерные пластины, которые будут делаться теперь на заводе AGFA в Висбадене.

«ЦИФРОВИЗАЦИЯ» И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Вообще, если говорить о тенденциях на рынке полиграфического оборудования и расходных материалов, то их на сегодняшний день две - «цифровизация» и глобализация бизнеса. «Цифровизация» давит на производителей различных пленок очень сильно. Если взять тот же Kodak (имеется в виду Eastman Kodak Company), то бизнес этой компании существенно сокращается - и в сегменте цветных пленок для традиционных фотоаппаратов, и в сегменте фототехнических пленок для полиграфии. Масштабы сокращения настолько велики, что в Европе компания Kodak вынуждена изменить свою производственную структуру. Она закрывает целые предприятия, что влечет за собой многочисленные увольнения сотрудников, что в Европе стоит недешево. Причем этот процесс, скорее всего, не связан с переводом производства в Китай, что является сегодня модной темой для компаний, работающих в различных отраслях. Просто снижение спроса наложилось, возможно, на растущий курс евро по отношению к доллару.

Принимаются очень серьезные решения. Они, кстати, проводятся в рамках трехлетней программы Kodak по сокращению издержек и ускоренному развитию цифровых направлений бизнеса. В соответствии с этой программой на треть будут сокращены производственные площади предприятий Kodak и на 12–15 тыс. - численность персонала. Это очень много.

В перспективе реорганизация производства в Европе коснется предприятий Kodak в Англии и Франции. В Англии Kodak закроет производство фототехнической пленки в г. Хароу и цветной фотопленки в г. Эннесли. Во французском г. Шалон будут закрыты предприятия по выпуску цветной фотопленки и фотобумаги. Тем не менее производственные мощности Kodak в Европе останутся вполне достаточными для удовлетворения снижающегося спроса на «аналоговую» продукцию. Кроме того, совсем скоро закрывается еще один завод Kodak в Австралии, который занимался производством цветной фотобумаги.

Что касается глобализации, то после приобретения компаний Versamark и NexPress Solutions фирме Kodak необходимо, видимо, создать единый канал продаж имеющегося оборудования, что сделать будет не очень просто. Как это ни странно, у Kodak практически отсутствует опыт работы на полиграфическом рынке. Ведь основные поставки на нем осуществляет KPG - совместное предприятие Eastman Kodak и SunChemical, в котором партнеры имеют равные доли. Пока для продаж на полиграфическом рынке используются несколько экстенсивные методы. В частности, в скором времени права на поставки ЦПМ NexPress и систем черно-белой цифровой печати будут предоставлены еще и KPG. Так что скоро, по всей видимости, на российском рынке прибавится десяток поставщиков цифровых печатных машин. Кстати, объемы продаж подразделений Kodak в России в третьем квартале 2004 г. выросли на 8% по сравнению с тем же периодом 2003 г. Причиной стало расширение дистрибуторской сети.

ПРОБЛЕМЫ У CREO

Если месяц назад торжествовали апологеты термальных СТР, то теперь на улицы вышли поставщики фиолетовых систем с лозунгами «Конец термала». Просто стали широко известны сделанные еще в августе корпорацией Dundee Securities весьма пессимистичные оценки перспектив акций Creo. А для нормального капиталистического рынка именно динамика изменения цены акций определяет перспективы компании в целом. Это была, видимо, самая главная новость октября. По мнению аналитиков, у фирмы Creo слишком высокие затраты на обеспечение продаж, общие и административные расходы, а также инвестиции в научные исследования. Цена акций снизилась с 2000 г. в пять раз. Кроме того, развитие собственного производства пластин также оценивается аналитиками негативно на данном этапе развития рынка. Ведь конкурировать Creo приходится с крупнейшими игроками, имеющими отлаженные производства и каналы сбыта. Припомнили Creo и «развод» с Heidelberg, состоявшийся накануне выставки drupa 2000.

Несмотря на разработанную менеджментом Creo программу сокращения издержек, акционеры недовольны. Группа, владеющая в сумме 6% акций компании, предложила руководству Creo уйти в отставку.

Руководство отказалось, создало специальную комиссию, задачей которой является выработка стратегии по выводу компании из кризисной ситуации. К участию в выработке решения привлечены специалисты Merrill Lynch. По словам руководителя Creo Амоса Михельсона, рассматриваются все возможные варианты, включая продажу компании или отдельных ее активов.

Казалось бы, перспективы компании на рынке должны оценивать отраслевые аналитики, ведь полиграфия - достаточно специфическая отрасль. А финансисты видят скорее именно экономическую ситуацию, не погружаясь глубоко в специфику. Но масла в огонь подлил и известный специалист и обозреватель Энди Трибьют. Он также оценил позицию руководства Creo и перспективы компании как не самые лучшие.

Все случившееся - серьезная встряска для крупнейшего производителя термальных систем СТР. Может быть, это заказной случай, и кто-то хочет просто купить Creo подешевле?

КОМУ ЭТО НУЖНО?

На самом деле перспективы термальных СТР совсем не так плачевны. По некоторым оценкам, 59% из установленных в США систем полного формата - термальные. А в большем формате у термальных подавляющее преимущество. Так что рынок сбыта есть, хотя, возможно, он сократился с развитием фотополимерных технологий. Получается, что сложившаяся с Creo ситуация, на самом деле очень похожа на просчеты руководства. Мы можем вспомнить и более тяжелые и запущенные случаи, с намного более крупными компаниями. Взять тот же Xerox. Но с активной деятельностью нового руководства, которое пришло в эту корпорацию в 2000 г., ситуация стала постепенно выправляться.

Кто может купить Creo? Скорее всего, покупать целиком никто не станет. В этом с аналитиками можно согласиться. Но у компании есть несколько практически непересекающихся направлений бизнеса. Основное - системы СТР, и, теоретически, оно могло бы быть интересно для Eastman Kodak, но последнему необходимо сначала разобраться с приобретенными раннее компаниями, продемонстрировать положительную динамику своего подразделения графических систем и только потом ввязываться в очередные приобретения.

Вообще, устройства СТР в скором времени могут превратиться просто в «процессоры для офсетных пластин с компьютерным управлением». Они будут различного формата, в них будут использоваться разная «химия» и разные технологии экспонирования. А если говорить о процессорах для обычных пластин, то сегодня их практически никто из крупных производителей пластин сам не делает, все покупают у одной небольшой датской фирмы. И все. Главные деньги зарабатываются на другом. Так что посмотрим, как будут развиваться события.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

















































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства