ПЕРЕДИСЛОКАЦИЯ МОЩНОСТЕЙ
С одной стороны, все хорошо: и
издатели, и журнальные типографии, и поставщики оборудования считают,
что производство журналов в России будет развиваться. С другой
стороны, судя по нашим подсчетам, по сравнению с 2002 г. импорт
журнальной продукции в Россию вырос больше, чем на 30%. Но и
производство журналов здесь, судя по потреблению рулонных журнальных
бумаг, тоже существенно выросло. В конце концов, с учетом всех
факторов, включая отходы производства, можно сделать вывод о том, что
в России производство и импорт журналов делятся приблизительно
поровну.
Конечно, есть еще и те издания, которые небольшими тиражами печатаются
на листовых офсетных машинах, но доля этой продукции на фоне объемов
«Алмаз-Пресс» и поставок журналов из-за рубежа, видимо, совсем
невелика. Таким образом, остаются два основных способа производства
журналов: рулонный офсет и глубокая печать. Типографий, имеющих
рулонные офсетные машины с сушками, предназначенные для печати на
мелованных бумагах, в России несколько. Активно работающих - около
десятка, причем они оснащены оборудованием самого разного уровня и
производительности. Что касается глубокой печати, то здесь пока
тишина, хотя, по нашей информации, заканчиваются работы по вводу в
строй двух машин в типографии «Медиа-Пресса».
Мы уже рассказывали о глубокой печати и перспективах ее развития в
России в ГАРТ 06–03 и по-прежнему утверждаем, что это самый простой и
высокопроизводительный из всех способов. Если цилиндры сделаны
правильно, то машина будет стабильно печатать и допечатывать тиражи.
Основным экономическим преимуществом является то, что можно
использовать менее дорогую бумагу, к тому же еще и меньшей плотности.
ИМПОРТ В РОССИЮ ЖУРНАЛЬНОЙ
И ГАЗЕТНОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ (тыс. т)
|
|
|
|
ЖУРНАЛЫ
|
ГАЗЕТЫ
|
Главной причиной перехода на
глубокую печать является потребность в более высокой, чем у офсетных
машин, производительности - при ширине бумажного полотна более 4 м
современные журнальные машины глубокой печати работают со скоростью
несколько сот метров в минуту. Существенно более высокая
производительность привлекательна для еженедельных журналов, которые
печатаются тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров и больше.
Характерный пример - издание «7 дней», тираж которого достигает 1 млн
экз. Правда, судя по всему, несколько офсетных печатных машин тоже
справятся с производством этого издания, ведь первая типография
«Газпрома» в России, в конце концов, появится, и планируется, что она
будет именно офсетной.
Есть еще и такой момент: глубокая печать обеспечивает самое высокое
качество иллюстраций, но из-за особенностей допечатной подготовки у
высококачественных журналов могут возникать проблемы. Так было в 2002
г., когда Playboy в России перешел в ИД «Бурда». Стотысячный тираж
журнала решили печатать в Словакии способом глубокой печати. Но мелкий
текст получался при этом как бы отпечатанным на плохом лазерном
принтере. Возможно, проблемы были связаны именно с допечатной
подготовкой, но факт в том, что через полгода Playboy вернули на
офсет, правда, уже не в «Алмаз-Пресс», а в одну из зарубежных
типографий.
Инфраструктура, которую необходимо построить вокруг типографии
глубокой печати, существенно сложнее, чем требуется для рулонной
офсетной, которой достаточно, например, двух устройств СТР, чтобы
решить все проблемы допечатной подготовки. Валы для глубокой печати в
процессе «допечатной подготовки» проходят несколько этапов: их сначала
меднят, потом шлифуют, потом наносят изображение, а после этого, при
необходимости печатать длинные тиражи - хромируют. Для каждого этапа
есть соответствующее устройство, которое несколько больше, чем система
СТР очень большого формата. А чтобы обеспечивать оперативность и
надежность, необходимо иметь минимум по два соответствующих
устройства. По сути, типография глубокой печати - это роботизированный
склад валов, с которыми выполняют различные операции.
Кроме того, так как для журнальной глубокой печати все еще применяются
краски с содержанием толуола, это, теоретически, еще и очень вредное
производство. И если в производстве упаковки глубокой печатью уже
перешли на спиртовые и водные краски, то в журнальной - пока нет.
Современные машины, правда, оборудованы системами вытяжки и
последующей очистки воздуха, но это в России только добавляет проблем
в построении необходимой инфраструктуры.
В Европе сегодня идет перестройка полиграфических производств. И
больше всего она касается именно глубокой печати. Буквально два–три
месяца назад мы получили информацию о том, что такие «монстры»
немецкого (да и мирового) издательского бизнеса, как Bertelsmann (в
состав которого входит компания arvato), Gruner+Jahr и Axel Springer
AG решили объединить имеющиеся у них в Германии мощности по глубокой
печати. Видимо, наступила пора оптимизации производств, при которой
иметь собственные недозагруженные типографии менее выгодно, чем
объединиться с конкурентами. Хотя Европейская ассоциация глубокой
печати считает такие объединения успехом и предполагает, что все будет
хорошо.
Но на европейском рынке играют не только немецкие производители.
Например, один из крупнейших в мире полиграфических концернов -
канадская корпорация Quebecor World с оборотом более 6 млрд долл. -
активно работает в Европе. Ей принадлежат типографии, оснащенные
рулонными офсетными машинами и оборудованием для глубокой печати, в
нескольких западноевропейских странах, за исключением Германии, где,
видимо, этих мощностей и так в избытке. В том смысле, что в Германии у
нее нет собственных производственных мощностей. Зато они есть,
например, недалеко от границы в Австрии. Quebecor также принадлежит
одно из крупнейших предприятий глубокой печати в Европе, расположенное
во Франции. Интересно, что основная доля из 6 млрд оборота Quebecor
приходится на Северную Америку. В Европе же оборот этой корпорации в
2003 г. составил «всего» немногим более 1 млрд. Но прибыльность
европейского бизнеса этого игрока во много раз меньше, чем
прибыльность североамериканской его части.
К чему мы это так долго рассказываем? В сентябре руководство Qubecor
приняло решение закрыть входившую в состав корпорации типографию
глубокой печати в столице Швеции - Стокгольме. Часть оборудования
будет перевезена в находящуюся недалеко от финско-российской границы в
г. Миккели, входящую в состав Quebecor World и хорошо известную
российским издателям типографию Helprint Quebecor. Насколько нам
известно, в ней на сегодня печатаются по крайней мере такие издания,
как «7 дней» и «Авторевю». По информации на сайте Quebecor, типография
активно работает с заказчиками из России. Видимо, в этой
малонаселенной финской местности перспективы намного лучше, чем в
какой-то там развитой Швеции, из-за близости к развивающемуся рынку.
Правда, общий объем поставок в Россию продукции этой, одной из ведущих
в Финляндии, типографии глубокой печати составил за первое полугодие
2004 г. всего 7 тыс. т. Немного, даже по российским меркам, но, может,
у них далеко идущие планы?