ЭТО МЕНЯЕТ ДЕЛО
Когда мы уже решили сдать этот
номер ГАРТ в печать, неожиданно стали поступать очень интересные
новости. Речь идет не о тайфунах, разбушевавшихся в противоположном
полушарии, а о тех событиях, которые окажут непосредственное влияние
на российский рынок.
ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ
Некоторый застой в продажах печатных машин заставил крупнейших
российских поставщиков оборудования обратить внимание на рынок систем
СТР. В связи с этим новость, пришедшая от компании Esko-Graphics,
видимо, удивила многих: фирма прекращает производство своих фиолетовых
устройств СТР полного формата PlateDriver 8. Напомним, что
Esko-Graphics возникла в начале 2002 г. после слияния бельгийской
компании Barco Graphics и датской Purup-Eskofot, и некоторое
количество систем ее производства к настоящему моменту установлено в
крупнейших российских типографиях.
Руководитель Esko-Graphics Ким Гравен-Нильсен по этому поводу сказал
следующее: «...поставщиков много, а роста рынка практически нет.
Конкуренция в секторе СТР для коммерческих типографий ведет к снижению
цен и прибыльности. Становится очень сложно работать на этом рынке».
Коснувшись рынка именно фиолетовых систем, руководитель Esko-Graphics
отметил, что пластины для них «ограниченно доступны» и, «рассмотрев
оба этих фактора мы решили прекратить инвестиции в системы PlateDriver
и направить усилия в те быстрорастущие области, где у нас хорошие
позиции». (Под «быстрорастущими областями» подразумевается сектор
упаковки). Сразу же после этого объявления поставщики термальных
систем СТР и в Европе, и в России подняли флаги, объявив победу
термальной технологии.
Давайте попробуем разобраться. Нам кажется, что уход с рынка одного из
небольших производителей оборудования ни в коем случае не может
означать «конец фиолетовой технологии». Скорее, он лишь подтверждает
тенденцию к тому, что все большую долю рынка завоевывают производители
систем СТР, которые делают еще и пластины для них. В этой ситуации
небольшие поставщики начинают чувствовать себя не очень хорошо. И это
логично.
Именно поэтому фирма Creo развивает производство пластин, AGFA
концентрируется на цифровых технологиях в полиграфии, а Kodak серьезно
занимается «цифровизацией» своего бизнеса. У FujiFilm очень хорошие
позиции на рынке пластин и систем для СТР. Японская фирма Screen -
единственный из лидеров рынка, который не занимается производством
материалов. Есть, конечно, еще и Heidelberg... Но этой фирме,
безусловно, помогает то, что она - крупнейший производитель печатных
машин.
Аргумент об «ограниченной доступности» фиолетовых пластин тоже видится
не самым однозначным. Если уж на российский рынок их хватает - а мы не
слышали о том, что какая-то из типографий, в которой установлено
фиолетовое устройство СТР, регулярно испытывает проблемы с материалами
- то ситуация не так критична, как пытаются ее представить апологеты
термальной технологии. На самом деле, с термальными пластинами,
конечно, проще, потому что их можно делать практически на любой линии.
Именно поэтому производителей много, хотя основной объем создают
крупнейшие игроки этого рынка: AGFA, FujiFilm, Kodak Polychrome и
Lastra (в алфавитном порядке). Серебросодержащие пластины делает
только AGFA, но для нее это - основной бизнес, и было бы странно, если
бы с ними возникли проблемы. Фотополимерные пластины производят AGFA,
FujiFilm и Lastra. Правда, у последней (по мнению некоторых
поставщиков) есть определенные проблемы с качеством.
То, что Esko-Graphics оставляет в своем модельном ряду полуформатное
фиолетовое устройство СТР Pla-teDriver 4, также наводит на
определенные мысли. Возможно, это стоит рассматривать как попытку
побороться за рынок небольших коммерческих типографий. Но есть мнение,
что причина снятия с производства Pla-teDriver 8 в том, что сама
конструкция устройства оказалась не самой совершенной.
В компании «ВИП-системы», которая является дистрибутором Esko-Graphics,
нам сообщили, что теперь будут поставляться системы СТР небольшой
канадской фирмы Escher-Grad.
Кстати, еще одной новостью для российского рынка стало то, что фирма
Heidelberg отказалась от услуг дилеров по продаже систем СТР и будет
продавать их только напрямую. Все течет, и все изменяется...
BASFANI ИЛИ ANIBASF?
Первый вариант, конечно, намного менее благозвучен и напоминает
популярную сегодня в общеполитических новостях «ближневосточную» тему,
особенно, если сделать ударение на последний слог. Кстати, это мы в
России привыкли говорить «Басф», а во всем остальном мире это
произносится как «Биэйэсэф». В общем, на наш взгляд, «Анибасф» звучит
намного лучше.
Но шутки-шутками, а на рынке печатных красок продолжаются изменения, и
в Европе скоро появится новый крупнейший производитель. BASF Printing
Systems и ANI Printing Inks (бывш. Akzo Nobel Inks) объединяются в
одну компанию. В соответствии с полученной нами предварительной
информацией, ведущая европейская инвестиционная компания CVC Capital
Partners в последний день сентября приобрела производство печатных
красок и фотополимерных пластин фирмы BASF - фирму BASF Drucksysteme
GmbH и все остальные предприятия, входящие в BASF printing systems,
включая производства пигментов BASF Colorants & Chemicals Co. Ltd в
Китае и на заводе BASF Corporation в США.
Крупнейший химический концерн BASF Corporation начал занимался
производством фотополимерных пластин в 1965 г., а в 1970 г. приобрел
немецкого производителя красок - фирму K+E. Всего в шестнадцати
входящих в BASF Printing Systems компаниях работают 2600 сотрудников.
Оборот в 2003 г. составил 600 млн евро (около 2% от годового оборота
BASF Corporation).
30 же сентября было объявлено и о том, что CVC приобретает компанию
ANI Printing Inks. Эта группа, в которой работают 960 сотрудников
имела в 2003 г. оборот 231 млн евро. Начиналась она как часть концерна
Akzo Nobel, а независимой стала в конце 2001 г. Кстати, возможно, не
без помощи CVC, как инвестора.
CVC предполагает объединить две приобретенные компании в одну. Все три
операции по покупке и слиянию двух производителей печатных красок
должны пройти утверждение в европейских антимонопольных органах.
Предполагается, что штаб-квартира объединенной компании разместится в
Штутгарте. Видимо, она получит новое название. Это будет крупнейший
европейский производитель красок, который должен занять третье место в
мировом рейтинге - после SunChemical и Flint Ink.
Очень сложно судить по предварительной информации, но слухи о том, что
подразделение BASF Printing Systems выставлено на продажу, ходили еще
летом. Все участники сделки говорят, что сегодняшнему рынку необходима
интеграция, чтобы обеспечить нормальное развитие компаний. Интересно,
что Петер Койвула - руководитель ANI Printing Inks - сказал, что такое
масштабное слияние вполне соответствует (агрессивным - ред.) планам
ANI, которые были объявлены сразу после того, как компания стала
независимой. Напомним, что с тех пор ANI приобрела несколько
производителей печатных красок, самым большим из которых стала
бельгийская компания Trenal.
По мнению аналитиков CVC, две объединяемые фирмы имеют дополняющие
друг друга ассортименты красок и представительства по продажам в
различных странах. Напомним читателям, что ANI по результатам первых 6
месяцев 2004 г. является вторым, а BASF - четвертым по объему продаж
поставщиками на российском рынке печатных красок с объемами 16,5 и
11,5 тыс. т соответственно. Доля фотополимерных пластин BASF на нашем
рынке тоже достаточно велика. То, как будут разворачиваться события в
этом секторе, тоже не может не волновать наших производителей
упаковки.
Правда, все это пока только наши догадки, основанные на информации,
полученной не только из официальных источников. Представители
компаний, участвующих в сделке, обещали предоставить для следующего
номера ГАРТ более достоверную информацию о том, что происходит и о
перспективах этого процесса.