НОМЕР 9 СЕНТЯБРЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














ЭТО МЕНЯЕТ ДЕЛО

Когда мы уже решили сдать этот номер ГАРТ в печать, неожиданно стали поступать очень интересные новости. Речь идет не о тайфунах, разбушевавшихся в противоположном полушарии, а о тех событиях, которые окажут непосредственное влияние на российский рынок.

ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ

Некоторый застой в продажах печатных машин заставил крупнейших российских поставщиков оборудования обратить внимание на рынок систем СТР. В связи с этим новость, пришедшая от компании Esko-Graphics, видимо, удивила многих: фирма прекращает производство своих фиолетовых устройств СТР полного формата PlateDriver 8. Напомним, что Esko-Graphics возникла в начале 2002 г. после слияния бельгийской компании Barco Graphics и датской Purup-Eskofot, и некоторое количество систем ее производства к настоящему моменту установлено в крупнейших российских типографиях.

Руководитель Esko-Graphics Ким Гравен-Нильсен по этому поводу сказал следующее: «...поставщиков много, а роста рынка практически нет. Конкуренция в секторе СТР для коммерческих типографий ведет к снижению цен и прибыльности. Становится очень сложно работать на этом рынке». Коснувшись рынка именно фиолетовых систем, руководитель Esko-Graphics отметил, что пластины для них «ограниченно доступны» и, «рассмотрев оба этих фактора мы решили прекратить инвестиции в системы PlateDriver и направить усилия в те быстрорастущие области, где у нас хорошие позиции». (Под «быстрорастущими областями» подразумевается сектор упаковки). Сразу же после этого объявления поставщики термальных систем СТР и в Европе, и в России подняли флаги, объявив победу термальной технологии.

Давайте попробуем разобраться. Нам кажется, что уход с рынка одного из небольших производителей оборудования ни в коем случае не может означать «конец фиолетовой технологии». Скорее, он лишь подтверждает тенденцию к тому, что все большую долю рынка завоевывают производители систем СТР, которые делают еще и пластины для них. В этой ситуации небольшие поставщики начинают чувствовать себя не очень хорошо. И это логично.

Именно поэтому фирма Creo развивает производство пластин, AGFA концентрируется на цифровых технологиях в полиграфии, а Kodak серьезно занимается «цифровизацией» своего бизнеса. У FujiFilm очень хорошие позиции на рынке пластин и систем для СТР. Японская фирма Screen - единственный из лидеров рынка, который не занимается производством материалов. Есть, конечно, еще и Heidelberg... Но этой фирме, безусловно, помогает то, что она - крупнейший производитель печатных машин.

Аргумент об «ограниченной доступности» фиолетовых пластин тоже видится не самым однозначным. Если уж на российский рынок их хватает - а мы не слышали о том, что какая-то из типографий, в которой установлено фиолетовое устройство СТР, регулярно испытывает проблемы с материалами - то ситуация не так критична, как пытаются ее представить апологеты термальной технологии. На самом деле, с термальными пластинами, конечно, проще, потому что их можно делать практически на любой линии. Именно поэтому производителей много, хотя основной объем создают крупнейшие игроки этого рынка: AGFA, FujiFilm, Kodak Polychrome и Lastra (в алфавитном порядке). Серебросодержащие пластины делает только AGFA, но для нее это - основной бизнес, и было бы странно, если бы с ними возникли проблемы. Фотополимерные пластины производят AGFA, FujiFilm и Lastra. Правда, у последней (по мнению некоторых поставщиков) есть определенные проблемы с качеством.

То, что Esko-Graphics оставляет в своем модельном ряду полуформатное фиолетовое устройство СТР Pla-teDriver 4, также наводит на определенные мысли. Возможно, это стоит рассматривать как попытку побороться за рынок небольших коммерческих типографий. Но есть мнение, что причина снятия с производства Pla-teDriver 8 в том, что сама конструкция устройства оказалась не самой совершенной.

В компании «ВИП-системы», которая является дистрибутором Esko-Graphics, нам сообщили, что теперь будут поставляться системы СТР небольшой канадской фирмы Escher-Grad.

Кстати, еще одной новостью для российского рынка стало то, что фирма Heidelberg отказалась от услуг дилеров по продаже систем СТР и будет продавать их только напрямую. Все течет, и все изменяется...

BASFANI ИЛИ ANIBASF?

Первый вариант, конечно, намного менее благозвучен и напоминает популярную сегодня в общеполитических новостях «ближневосточную» тему, особенно, если сделать ударение на последний слог. Кстати, это мы в России привыкли говорить «Басф», а во всем остальном мире это произносится как «Биэйэсэф». В общем, на наш взгляд, «Анибасф» звучит намного лучше.

Но шутки-шутками, а на рынке печатных красок продолжаются изменения, и в Европе скоро появится новый крупнейший производитель. BASF Printing Systems и ANI Printing Inks (бывш. Akzo Nobel Inks) объединяются в одну компанию. В соответствии с полученной нами предварительной информацией, ведущая европейская инвестиционная компания CVC Capital Partners в последний день сентября приобрела производство печатных красок и фотополимерных пластин фирмы BASF - фирму BASF Drucksysteme GmbH и все остальные предприятия, входящие в BASF printing systems, включая производства пигментов BASF Colorants & Chemicals Co. Ltd в Китае и на заводе BASF Corporation в США.

Крупнейший химический концерн BASF Corporation начал занимался производством фотополимерных пластин в 1965 г., а в 1970 г. приобрел немецкого производителя красок - фирму K+E. Всего в шестнадцати входящих в BASF Printing Systems компаниях работают 2600 сотрудников. Оборот в 2003 г. составил 600 млн евро (около 2% от годового оборота BASF Corporation).

30 же сентября было объявлено и о том, что CVC приобретает компанию ANI Printing Inks. Эта группа, в которой работают 960 сотрудников имела в 2003 г. оборот 231 млн евро. Начиналась она как часть концерна Akzo Nobel, а независимой стала в конце 2001 г. Кстати, возможно, не без помощи CVC, как инвестора.

CVC предполагает объединить две приобретенные компании в одну. Все три операции по покупке и слиянию двух производителей печатных красок должны пройти утверждение в европейских антимонопольных органах. Предполагается, что штаб-квартира объединенной компании разместится в Штутгарте. Видимо, она получит новое название. Это будет крупнейший европейский производитель красок, который должен занять третье место в мировом рейтинге - после SunChemical и Flint Ink.

Очень сложно судить по предварительной информации, но слухи о том, что подразделение BASF Printing Systems выставлено на продажу, ходили еще летом. Все участники сделки говорят, что сегодняшнему рынку необходима интеграция, чтобы обеспечить нормальное развитие компаний. Интересно, что Петер Койвула - руководитель ANI Printing Inks - сказал, что такое масштабное слияние вполне соответствует (агрессивным - ред.) планам ANI, которые были объявлены сразу после того, как компания стала независимой. Напомним, что с тех пор ANI приобрела несколько производителей печатных красок, самым большим из которых стала бельгийская компания Trenal.

По мнению аналитиков CVC, две объединяемые фирмы имеют дополняющие друг друга ассортименты красок и представительства по продажам в различных странах. Напомним читателям, что ANI по результатам первых 6 месяцев 2004 г. является вторым, а BASF - четвертым по объему продаж поставщиками на российском рынке печатных красок с объемами 16,5 и 11,5 тыс. т соответственно. Доля фотополимерных пластин BASF на нашем рынке тоже достаточно велика. То, как будут разворачиваться события в этом секторе, тоже не может не волновать наших производителей упаковки.

Правда, все это пока только наши догадки, основанные на информации, полученной не только из официальных источников. Представители компаний, участвующих в сделке, обещали предоставить для следующего номера ГАРТ более достоверную информацию о том, что происходит и о перспективах этого процесса.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства