|
Владимир Владимирович
БАБАЕВ
«Гейдельберг СНГ»
Глава
представительства
Генеральный
директор |
ГАРТ: Владимир, поделитесь своими
впечатлениями по поводу прошедшей выставки drupa. Можно ли сказать,
что она поспособствовала увеличению объемов продаж?
В. Б.: С объемом продаж у нас все нормально, ведь мы работаем. Однако
я не думаю, что выставка повлияла на них напрямую. Если сравнивать с
предыдущей drupa, то количество российских посетителей, которые
приехали, чтобы сделать выбор между печатными машинами того или иного
производителя, существенно сократилось. Можно сказать, что клиенты в
России на сегодняшний день - вполне «образованные». На выставку они
приезжали в основном для того, чтобы посмотреть на новинки и поискать
разные «полезные мелочи» из оборудования и расходных материалов.
Конечно, всегда хватает новичков, которые предпочитают учиться на
своих ошибках, но в целом российские полиграфисты, на мой взгляд, уже
подходят к процессу покупки точно так же, как представители западных
типографий. Если раньше для выбора оборудования им было достаточно
информации из рекламного буклета фирмы-производителя, то теперь, чтобы
продать машину, мы должны продемонстрировать ее в работе, чтобы клиент
смог самостоятельно оценить все тонкости и сделать соответствующие
выводы.
ГАРТ: Как Вы считаете, какие из новинок, представленных Heidelberg на
выставке drupa, станут актуальными для российских полиграфистов?
В. Б.: Начать, наверное, необходимо с малого формата. Я считаю, что
машины Printmaster PM–52, которые являются промежуточным вариантом
между GTO 52 и Speedmaster SM–52, будут в России весьма популярны,
обеспечивая постепенное развитие типографиям с малоформатными
машинами.
Восьми– и десятикрасочные листовые машины Heidelberg имеют теперь
усовершенствованную систему переворота листа, исключающую отмарывание.
Такие полуформатные и полноформатные модели должны завоевать широкую
популярность, несмотря на то, что сегодня их на рынке немного, а те,
что есть, сконцентрированы в Москве. У нас уже есть положительный опыт
установки полуформатного Speedmaster 74–8P в Екатеринбурге. Сегодня
эта машина загружена печатью журнальной и рекламно-коммерческой
продукции.
Вообще, мне кажется, что модели машин Heidelberg, представленные на
прошедшей выставке drupa, намного более «реальны» для России, чем то,
что демонстрировалось ранее. Вспомните, в 2000 г. основными новинками
стали большая газетная машина Heidelberg Mainstream и цифровая машина
NextPress. Сделали они «погоду» на российском рынке? В этом же году
вниманию посетителей были предложены именно практические решения.
ГАРТ: Среди них и Speedmaster XL105?
В. Б.: Да, это одна из перспективных моделей Heidelberg,
демонстрирующая наши возможности по развитию направления очень больших
форматов. На выставке была представлена и новая машина большего
формата для автоматической высечки. Можно сказать, что таким образом
Heidelberg демонстрирует свой потенциал в областях, которые будут
развиваться наиболее высокими темпами.
ГАРТ: Давайте от новинок перейдем к перспективам рынка. Как, например,
Вы оцениваете динамику развития сектора листовых печатных машин в
России?
В. Б.: Мы внимательно следим за развитием ситуации на нашем рынке.
Анализируем данные таможенной статистики и нашей системы CRM, в
которой постоянно обновляется информация об установленном у клиентов
оборудовании, ведем собственный мониторинг прессы. Все говорит о том,
что в 2000–2001 гг. произошел резкий скачок в поставках печатных машин
в Россию. От 2002 г. к 2003 г. рост замедлялся.
Если считать по количеству поставляемых в Россию печатных секций
листовых машин - от малого формата до полного - то наша доля уже на
протяжении нескольких лет составляет 45%. Но в отдельные годы мы имели
прирост по количеству секций в 30% и такой же прирост в денежном
эквиваленте, а в 2003 г. продали только на 10% больше секций, оборот
же вырос на 15% - теперь продаются более дорогие машины.
ГАРТ: Но сюда входит, видимо, и неновая техника, которую «Гейдельберг
СНГ» также поставляет?
В. Б.: Да, мы предлагаем клиентам не только новые машины. Российский
рынок нового листового оборудования сегодня находится в состоянии
стагнации, зато доля импорта подержанных машин существенно выросла и
составляет около 50% всех поставок, а в наших объемах продаж - около
трети.
Растет не только импорт неновых машин. Развивается и вторичный рынок
печатных машин в России. Клиенты покупают у нас новые модели, а старые
мы реализуем в другие типографии. Для нас рынок подержанного
оборудования очень важен, ведь такие производства рано или поздно
будут развиваться, и наши перспективы продать туда новое оборудование
выше, чем у конкурентов.
ГАРТ: Существует мнение, что рынок, по крайней мере московский, уже
перенасыщен хорошими печатными машинами.
В. Б.: Я полагаю, что есть еще некоторые сектора, в которых такого
насыщения нет, например, рулонная печать журналов. Здесь мы имеем
успешные примеры таких типографий, как «Алмаз-пресс» и «Пушкинская
площадь». Кроме того, есть еще упаковка, точнее, производство
некоторых ее видов. В этом году только крупным производителям упаковки
мы продали три машины, оборудованные под печать УФ-красками.
ГАРТ: Но, все-таки, не кажется ли Вам, что в России скоро наступит
«полиграфический кризис», аналогичный тому, который случился после
2001 г. в Европе, и после этого оборудования станет продаваться
намного меньше?
В. Б.: Европейский и российский рынки пока существенно отличаются. И
пройдет еще достаточно много времени, пока мы их догоним. Например, на
немецком рынке, где доля Heidelberg составляет 40%, сегодня требуются
самые современные автоматизированные машины для печати
высококачественной продукции. Ни чешское, ни китайское оборудование
там спросом не пользуется. А вот в России оно пока востребовано. И
доля продаваемых неновых печатных машин в Германии составляет всего
20%, в то время как в России - 50%.
Все это и есть наша перспектива. Кстати, не только наша, но еще KБA,
Komori и MAN Roland. И, я полагаю, продажи будут идти неплохо, хотя
резких скачков, конечно, не будет.
Кроме того, пока сохраняются и известные всем препятствия, которые
очень сильно влияют на развитие российской полиграфической отрасли -
это ставки таможенных пошлин и льготы по НДС на ввозимую
полиграфическую продукцию. Например в Казахстане, который с точки
зрения полиграфии развивается очень высокими темпами, таможенной
пошлины и НДС на импорт новой техники нет. В прошлом году мы поставили
в эту страну всего в четыре раза меньше секций печатных машин, чем в
Россию.
Украинские типографии, благодаря более благоприятной, чем у нас,
ситуации с налогообложением, с успехом работают на российском рынке,
причем не только в прилегающих к границе областях, но и в Москве. Есть
еще литовские и латвийские... А могло бы быть наоборот!
ГАРТ: Перейдем от листовых машин к рулонным. «Гейдельберг СНГ» и
впредь будет участвовать в крупных проектах этого направления?
В. Б.: Да, конечно. Мы будем предлагать оборудование фирмы Goss,
которой принадлежит теперь наше производство рулонных машин.
Достигнуто соглашение, на основе которого Heidelberg будет
представлять интересы Goss в различных странах, например, в Германии,
где позиции этого производителя не так сильны. Так же будет в
Восточной Европе и, соответственно, странах СНГ.
ГАРТ: Считаете, что перспективы хорошие?
В. Б.: Безусловно. Может быть, Москва и насыщена типографиями, но в
регионах полиграфические производства высокого уровня можно
перечислить по пальцам. В Германии, например, на каждых 5–7 тыс.
жителей приходится одна типография.
ГАРТ: То есть в Москве должно быть 1,5–2 тыс. типографий? Наверное,
столько и есть, если считать и те, где стоят один–два «Ромайора». Но
число активно работающих типографий в Москве на сегодняшний день не
превышает 300–500, в зависимости от того, какие сектора принимать во
внимание.
В. Б.: Вы правы, их несколько сотен. Но в регионах соотношение
типографий и жителей во много раз меньше, чем в Москве. Потребность в
полиграфической продукции растет с ростом уровня доходов населения,
так что нам есть, во что играть.
ГАРТ: Давайте поговорим и о рынке устройств СТР. Что он значит для
«Гейдельберг СНГ»?
В. Б.: Это важный для нас рынок. По количеству установленных систем мы
несколько уступаем Creo, но намерены изменить текущее положение вещей
и вернуть себе позиции лидера. До некоторого времени системы СТР
Heidelberg мы поставляли, в основном, в рамках комплексных проектов по
приобретению печатных машин и другого оборудования. Теперь же политика
изменилась, и мы начинаем активно заниматься продвижением этого
оборудования. Причем самостоятельно: отказались от услуг дилеров, о
чем оповестили их в августе этого года, и переложили эту задачу на
свою сбытовую сеть. И в московском офисе, и в наших региональных
центрах есть все необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечивать
продажи систем СТР.
ГАРТ: Есть еще один вопрос о российском рынке. Выставочном. Что у вас
с «ПолиграфИнтер» в этом году?
В. Б.: Концерн Heidelberg, как и два других немецких производителя
печатных машин, в этом году в выставке не участвует. Параллельно с «ПолиграфИнтером»
будет проходить «Heidelberg-Форум» на котором мы планируем обратиться
к вопросам развития полиграфии в России, обсудить, насколько новинки
drupa 2004 важны для российских типографий. Будем говорить и о
подготовке кадров для нашей отрасли, для чего на форум приглашены
представители немецкой «Ассоциации печатников», которые
непосредственно занимаются вопросами обучения.
В Германии, конечно, система образования несколько иная, чем у нас,
но, возможно, она сможет прижиться и в России. Самое важное, что в
«дуальной» немецкой системе подготовки кадров принимают активное
участие сами типографии, а у нас, за редким исключением, все наблюдают
со стороны.
Еще одним вопросом станет обсуждение проблем нормирования операций в
полиграфии. «Ассоциация печатников» в Германии существует с 1790 г.,
занимается всеми вопросами деятельности полиграфических предприятий и
имеет огромный опыт в этой области.
ГАРТ: А у нас все, грубо говоря, началось в 1990 г. Еще двести лет, и
наша полиграфия станет такой же, как сегодня немецкая?
В. Б.: На мой взгляд, чтобы пытаться решать существующие отраслевые
проблемы, необходимо для начала научиться создавать инициативные
группы, состоящие из компетентных людей. Начинать надо с малых задач,
например, образования.
ГАРТ: Но образование - как раз глобальная проблема отрасли. Ее просто
так решить не получится. Возможно, вопрос о нормировании операций и
расчете себестоимости продукции является более простым? Ведь большое
число типографий сегодня не представляют себе структуру себестоимости
и, работая по «рыночным» ценам, на самом деле денег не зарабатывают?
В. Б.: Главное, что необходимо что-то предпринимать. Повторю,
инициативные группы должны заниматься актуальными проблемами,
стараться их решать шаг за шагом. Мы не пытаемся брать на себя
инициативу создания ассоциации, она должна исходить от типографий. У
нас, например, есть «Гейдельберг-клуб» - успешный проект, который
демонстрирует пользу конструктивной совместной работы руководителей
полиграфических производств.