НОМЕР 9 СЕНТЯБРЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Владимир Владимирович
БАБАЕВ

«Гейдельберг СНГ»
Глава представительства
Генеральный директор

ГАРТ: Владимир, поделитесь своими впечатлениями по поводу прошедшей выставки drupa. Можно ли сказать, что она поспособствовала увеличению объемов продаж?

В. Б.: С объемом продаж у нас все нормально, ведь мы работаем. Однако я не думаю, что выставка повлияла на них напрямую. Если сравнивать с предыдущей drupa, то количество российских посетителей, которые приехали, чтобы сделать выбор между печатными машинами того или иного производителя, существенно сократилось. Можно сказать, что клиенты в России на сегодняшний день - вполне «образованные». На выставку они приезжали в основном для того, чтобы посмотреть на новинки и поискать разные «полезные мелочи» из оборудования и расходных материалов.

Конечно, всегда хватает новичков, которые предпочитают учиться на своих ошибках, но в целом российские полиграфисты, на мой взгляд, уже подходят к процессу покупки точно так же, как представители западных типографий. Если раньше для выбора оборудования им было достаточно информации из рекламного буклета фирмы-производителя, то теперь, чтобы продать машину, мы должны продемонстрировать ее в работе, чтобы клиент смог самостоятельно оценить все тонкости и сделать соответствующие выводы.

ГАРТ: Как Вы считаете, какие из новинок, представленных Heidelberg на выставке drupa, станут актуальными для российских полиграфистов?

В. Б.: Начать, наверное, необходимо с малого формата. Я считаю, что машины Printmaster PM–52, которые являются промежуточным вариантом между GTO 52 и Speedmaster SM–52, будут в России весьма популярны, обеспечивая постепенное развитие типографиям с малоформатными машинами.

Восьми– и десятикрасочные листовые машины Heidelberg имеют теперь усовершенствованную систему переворота листа, исключающую отмарывание. Такие полуформатные и полноформатные модели должны завоевать широкую популярность, несмотря на то, что сегодня их на рынке немного, а те, что есть, сконцентрированы в Москве. У нас уже есть положительный опыт установки полуформатного Speedmaster 74–8P в Екатеринбурге. Сегодня эта машина загружена печатью журнальной и рекламно-коммерческой продукции.

Вообще, мне кажется, что модели машин Heidelberg, представленные на прошедшей выставке drupa, намного более «реальны» для России, чем то, что демонстрировалось ранее. Вспомните, в 2000 г. основными новинками стали большая газетная машина Heidelberg Mainstream и цифровая машина NextPress. Сделали они «погоду» на российском рынке? В этом же году вниманию посетителей были предложены именно практические решения.

ГАРТ: Среди них и Speedmaster XL105?

В. Б.: Да, это одна из перспективных моделей Heidelberg, демонстрирующая наши возможности по развитию направления очень больших форматов. На выставке была представлена и новая машина большего формата для автоматической высечки. Можно сказать, что таким образом Heidelberg демонстрирует свой потенциал в областях, которые будут развиваться наиболее высокими темпами.

ГАРТ: Давайте от новинок перейдем к перспективам рынка. Как, например, Вы оцениваете динамику развития сектора листовых печатных машин в России?

В. Б.: Мы внимательно следим за развитием ситуации на нашем рынке. Анализируем данные таможенной статистики и нашей системы CRM, в которой постоянно обновляется информация об установленном у клиентов оборудовании, ведем собственный мониторинг прессы. Все говорит о том, что в 2000–2001 гг. произошел резкий скачок в поставках печатных машин в Россию. От 2002 г. к 2003 г. рост замедлялся.

Если считать по количеству поставляемых в Россию печатных секций листовых машин - от малого формата до полного - то наша доля уже на протяжении нескольких лет составляет 45%. Но в отдельные годы мы имели прирост по количеству секций в 30% и такой же прирост в денежном эквиваленте, а в 2003 г. продали только на 10% больше секций, оборот же вырос на 15% - теперь продаются более дорогие машины.

ГАРТ: Но сюда входит, видимо, и неновая техника, которую «Гейдельберг СНГ» также поставляет?

В. Б.: Да, мы предлагаем клиентам не только новые машины. Российский рынок нового листового оборудования сегодня находится в состоянии стагнации, зато доля импорта подержанных машин существенно выросла и составляет около 50% всех поставок, а в наших объемах продаж - около трети.

Растет не только импорт неновых машин. Развивается и вторичный рынок печатных машин в России. Клиенты покупают у нас новые модели, а старые мы реализуем в другие типографии. Для нас рынок подержанного оборудования очень важен, ведь такие производства рано или поздно будут развиваться, и наши перспективы продать туда новое оборудование выше, чем у конкурентов.

ГАРТ: Существует мнение, что рынок, по крайней мере московский, уже перенасыщен хорошими печатными машинами.

В. Б.: Я полагаю, что есть еще некоторые сектора, в которых такого насыщения нет, например, рулонная печать журналов. Здесь мы имеем успешные примеры таких типографий, как «Алмаз-пресс» и «Пушкинская площадь». Кроме того, есть еще упаковка, точнее, производство некоторых ее видов. В этом году только крупным производителям упаковки мы продали три машины, оборудованные под печать УФ-красками.

ГАРТ: Но, все-таки, не кажется ли Вам, что в России скоро наступит «полиграфический кризис», аналогичный тому, который случился после 2001 г. в Европе, и после этого оборудования станет продаваться намного меньше?

В. Б.: Европейский и российский рынки пока существенно отличаются. И пройдет еще достаточно много времени, пока мы их догоним. Например, на немецком рынке, где доля Heidelberg составляет 40%, сегодня требуются самые современные автоматизированные машины для печати высококачественной продукции. Ни чешское, ни китайское оборудование там спросом не пользуется. А вот в России оно пока востребовано. И доля продаваемых неновых печатных машин в Германии составляет всего 20%, в то время как в России - 50%.

Все это и есть наша перспектива. Кстати, не только наша, но еще KБA, Komori и MAN Roland. И, я полагаю, продажи будут идти неплохо, хотя резких скачков, конечно, не будет.

Кроме того, пока сохраняются и известные всем препятствия, которые очень сильно влияют на развитие российской полиграфической отрасли - это ставки таможенных пошлин и льготы по НДС на ввозимую полиграфическую продукцию. Например в Казахстане, который с точки зрения полиграфии развивается очень высокими темпами, таможенной пошлины и НДС на импорт новой техники нет. В прошлом году мы поставили в эту страну всего в четыре раза меньше секций печатных машин, чем в Россию.

Украинские типографии, благодаря более благоприятной, чем у нас, ситуации с налогообложением, с успехом работают на российском рынке, причем не только в прилегающих к границе областях, но и в Москве. Есть еще литовские и латвийские... А могло бы быть наоборот!

ГАРТ: Перейдем от листовых машин к рулонным. «Гейдельберг СНГ» и впредь будет участвовать в крупных проектах этого направления?

В. Б.: Да, конечно. Мы будем предлагать оборудование фирмы Goss, которой принадлежит теперь наше производство рулонных машин. Достигнуто соглашение, на основе которого Heidelberg будет представлять интересы Goss в различных странах, например, в Германии, где позиции этого производителя не так сильны. Так же будет в Восточной Европе и, соответственно, странах СНГ.

ГАРТ: Считаете, что перспективы хорошие?

В. Б.: Безусловно. Может быть, Москва и насыщена типографиями, но в регионах полиграфические производства высокого уровня можно перечислить по пальцам. В Германии, например, на каждых 5–7 тыс. жителей приходится одна типография.

ГАРТ: То есть в Москве должно быть 1,5–2 тыс. типографий? Наверное, столько и есть, если считать и те, где стоят один–два «Ромайора». Но число активно работающих типографий в Москве на сегодняшний день не превышает 300–500, в зависимости от того, какие сектора принимать во внимание.

В. Б.: Вы правы, их несколько сотен. Но в регионах соотношение типографий и жителей во много раз меньше, чем в Москве. Потребность в полиграфической продукции растет с ростом уровня доходов населения, так что нам есть, во что играть.

ГАРТ: Давайте поговорим и о рынке устройств СТР. Что он значит для «Гейдельберг СНГ»?

В. Б.: Это важный для нас рынок. По количеству установленных систем мы несколько уступаем Creo, но намерены изменить текущее положение вещей и вернуть себе позиции лидера. До некоторого времени системы СТР Heidelberg мы поставляли, в основном, в рамках комплексных проектов по приобретению печатных машин и другого оборудования. Теперь же политика изменилась, и мы начинаем активно заниматься продвижением этого оборудования. Причем самостоятельно: отказались от услуг дилеров, о чем оповестили их в августе этого года, и переложили эту задачу на свою сбытовую сеть. И в московском офисе, и в наших региональных центрах есть все необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечивать продажи систем СТР.

ГАРТ: Есть еще один вопрос о российском рынке. Выставочном. Что у вас с «ПолиграфИнтер» в этом году?

В. Б.: Концерн Heidelberg, как и два других немецких производителя печатных машин, в этом году в выставке не участвует. Параллельно с «ПолиграфИнтером» будет проходить «Heidelberg-Форум» на котором мы планируем обратиться к вопросам развития полиграфии в России, обсудить, насколько новинки drupa 2004 важны для российских типографий. Будем говорить и о подготовке кадров для нашей отрасли, для чего на форум приглашены представители немецкой «Ассоциации печатников», которые непосредственно занимаются вопросами обучения.

В Германии, конечно, система образования несколько иная, чем у нас, но, возможно, она сможет прижиться и в России. Самое важное, что в «дуальной» немецкой системе подготовки кадров принимают активное участие сами типографии, а у нас, за редким исключением, все наблюдают со стороны.

Еще одним вопросом станет обсуждение проблем нормирования операций в полиграфии. «Ассоциация печатников» в Германии существует с 1790 г., занимается всеми вопросами деятельности полиграфических предприятий и имеет огромный опыт в этой области.

ГАРТ: А у нас все, грубо говоря, началось в 1990 г. Еще двести лет, и наша полиграфия станет такой же, как сегодня немецкая?

В. Б.: На мой взгляд, чтобы пытаться решать существующие отраслевые проблемы, необходимо для начала научиться создавать инициативные группы, состоящие из компетентных людей. Начинать надо с малых задач, например, образования.

ГАРТ: Но образование - как раз глобальная проблема отрасли. Ее просто так решить не получится. Возможно, вопрос о нормировании операций и расчете себестоимости продукции является более простым? Ведь большое число типографий сегодня не представляют себе структуру себестоимости и, работая по «рыночным» ценам, на самом деле денег не зарабатывают?

В. Б.: Главное, что необходимо что-то предпринимать. Повторю, инициативные группы должны заниматься актуальными проблемами, стараться их решать шаг за шагом. Мы не пытаемся брать на себя инициативу создания ассоциации, она должна исходить от типографий. У нас, например, есть «Гейдельберг-клуб» - успешный проект, который демонстрирует пользу конструктивной совместной работы руководителей полиграфических производств.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства