НОМЕР 8 АВГУСТ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Александр Николаевич
СЛЕПОВ
КоЛЕВ
Директор

ГАРТ: Александр, расскажите, что сегодня происходит на рынке?

А. С.: Могу сказать одно: докризисные времена, когда все было очень хорошо, прошли, и к этому состоянию рынок в ближайшие годы не вернется. Полиграфия из сверхприбыльного занятия постепенно превращается в просто бизнес с обычной нормой прибыли.

Сразу после кризиса появилась группа людей, которые различными способами сумели спасти свой капитал, но бизнес потеряли. И у них возник вопрос, куда вкладывать деньги. Тогда все еще считалось, что полиграфия - это очень выгодно, и один мой знакомый, который был нашим заказчиком, оказавшись в такой ситуации вложил 2 млн долл. в создание новой типографии. Кстати, она до сих пор работает.

Только теперь он и сам понимает, что положив эти деньги в надежный западный банк, получил бы больше на процентах.

До сих пор на пустом месте возникают типографии с современным оборудованием. Возникают, поработают и разоряются. Правда, специфика, российского бизнеса заключается в том, что до конца все равно никто не разорится. Производства просто меняют собственника, а мощности остаются.

И теоретические расчеты, и практика говорят о том, что на сегодняшний день приобретение новой печатной машины класса Heidelberg Speedmaster становится достаточно рискованным шагом. Можно такую машину в разумные сроки не окупить. По крайней мере, в Москве и области, как в регионах - не знаю.

ГАРТ: Что такое «разумные сроки»?

А. С.: Два года. А если типография в Москве возникает с нуля, то новую машину в ней можно и за пять лет «не отбить». В Москве нет, наверное, ни одной типографии, которая чувствует себя прекрасно и с уверенностью смотрит в будущее. Рынок перенасыщен производственными мощностями. По моим оценкам, минимум 25% печатных мощностей, которые на сегодня установлены - лишние. Они стоят.

ГАРТ: Кроме того, на рынке еще и очень низкие цены. Складывается такое впечатление, что многие типографии даже себестоимость нормально посчитать не могут?

А. С.: Да, этот факт, я думаю, никто не будет отрицать. Большая часть мелких и средних типографий не только не может четко посчитать себестоимость определенной операции, но и очень смутно представляет себе экономику производства в целом.

Все отталкиваются от рыночной цены определенного изделия, которая устанавливается стихийно и год от года уменьшается. Причем процесс снижения цены продолжается и сейчас, несмотря на нехарактерный подъем рынка. Это еще раз подтверждает вывод об избыточных мощностях по производству продукции. Возникла реальная конкуренция на рынке, и выигрывать в этой борьбе типографии предпочитают за счет демпинга. Оказывается, спрос на полиграфическую продукцию очень эластичен, и снижение цены на нее вызывает существенный приток заказов. Если раньше существовал такой объективный критерий, как качество печати, то теперь накупили столько хорошего печатного оборудования, что нормальное качество могут обеспечить многие типографии. И эти типографии пытаются обрушить цены на рынке.

ГАРТ: Каков выход из этой ситуации?

А. С.: Никакая наука здесь, к сожалению, не работает. Необходимо подгонять экономику типографии под печать конкретного продукта по совершенно определенной цене. И тут владельцы мелких и средних московских типографий начинают задумываться о нормальных специалистах, которые смогут объяснить, что происходит и что необходимо сделать, чтобы стало лучше. Грубо говоря, крутятся какие-то деньги, приходят и уходят, а бухгалтерия утверждает, что получена прибыль, с которой нужно заплатить налоги. Где эти большие деньги, куда они делись? А экономистов, которые разбираются в проблемах полиграфии и смогут поведать «правду» - нет!

ГАРТ: Скорее, они есть, но с опытом работы в государственных типографиях, и та «правда», которую такой экономист расскажет хозяину типографии, последнего опять не устроит?

А. С.: Именно так, «правда» будет не совсем коммерческая.

ГАРТ: Тогда надо, видимо, набирать на работу выпускников курсов MBA?

А. С.: У меня получилось еще интереснее - я сам решил закончить такие курсы. Но спустя некоторое время бросил их. Мне, как владельцу своего бизнеса, нужно понимать, как им управлять. Мне не нужно знать экономику компании Coca-Cola, я себе и так ее представляю настолько, насколько мне это необходимо. И могу найти экономиста, который мне объяснит то, чего я не понимаю в экономике Coca-Cola. А вот экономику и стратегию для моего небольшого бизнеса на этих курсах не преподают, и найти человека, который мне грамотно это объяснит, пока не удалось.

Я взял учебники МГУПа и начал их читать. Это не имеет никакого отношения к науке, похоже на детский сад. Детям объясняют, что вообще-то есть «денежки», и их на самом деле необходимо считать. Мы и так все понимаем, что нужно считать. Вопрос - как. На него ответа в учебниках нет.

Мы, конечно, знаем, на что тратятся деньги, можем планировать, но это не есть экономика производства, которая нам нужна. Нужен экономический анализ. Например: сколько должна вырабатывать конкретная единица оборудования, чтобы все было хорошо? Есть руководители предприятий, которые, являясь математиками по образованию, пытаются сами на основе своего понимания считать все необходимые показатели, но это просто математический подход, и никакого отношения к экономике он не имеет.

Сейчас считают очень просто. Установили машину, и она должна приносить за смену вот столько денег. Откуда берется цифра? Как говорят, «из опыта работы». Будет приносить меньше - будет плохо. Больше - будет совсем хорошо. Все!

ГАРТ: Давайте перейдем к конкретному примеру вашей типографии. Какой должна быть ее экономика, чтобы «все было хорошо»?

А. С.: Непростой вопрос, так как рентабельность у всех разная. По моему опыту получается, что при наличии двух малоформатных машин: двухкрасочной и четырехкрасочной GTO 52, необходимого набора послепечатного оборудования, отдела верстки и дизайна, оборот типографии должен составлять минимум 70–80 тыс. долл. в месяц. В хорошие месяцы - 100–120 тыс.

Мы достаточно долго работали на двух таких машинах, плюс однокрасочная полуформатная, плюс «Ромайор» и участок трафаретной печати. Раскрученная типография с таким набором оборудования должна иметь средний оборот не менее 100 тыс. долл. в месяц. Недавно мы приобрели еще и неновую пятикрасочную полуформатную машину Heidelberg Speedmaster 72–5.

ГАРТ: Вы же говорили, что сейчас окупить оборудование практически нереально?

А. С.: Правильно! Покупку такой машины может себе позволить только «раскрученная» типография, а мы на рынке уже 10 лет. Тем не менее, наш прогноз по ее окупаемости - два года.

ГАРТ: Вообще, покупка «малоформатной» типографией полуформатной машины - шаг достаточно непростой. Как Вы на него решились?

А. С.: У нас просто не было выхода. Можно всю жизнь работать в малом формате, но считается, что это путь тупиковый. Ну поставили бы мы рядом с имеющимися машинами еще одну малоформатную многокрасочную. В два раза больше заказов получить бы все равно не удалось. Есть брошюры и журналы, которые существенно выгоднее печатать на полуформатной машине.

Невозможно увеличить мощность типографии плавно. Считается, что типография, имеющая оборот в районе 1 млн долл. в год, находится в зоне риска.

ГАРТ: С чем связан риск?

А. С.: Это предприятие, которое из «совсем маленького» превратилось уже в «небольшое». Есть большой коллектив, фонд заработной платы достаточно велик. У нас, например, работают сегодня 60 специалистов. Ситуацию можно назвать не очень устойчивой. Необходимо существенно увеличить доход, чтобы сделать первый шаг в сторону «среднего» предприятия. Существенно - означает в несколько раз.

ГАРТ: Но переход в больший формат подразумевает еще и приобретение дополнительного послепечатного оборудования?

А. С.: Совсем не обязательно. Мы стараемся работать по кооперации с соседними полиграфическими предприятиями. Тогда можно делать любую продукцию намного более эффективно, чем покупать себе послепечатное оборудование. Проще погрузить отпечатанные листы в «Газель» и отвезти в соседнюю типографию, где их сфальцуют и сошьют.

ГАРТ: Кстати, в связи с приобретением полуформатной машины Вам пришлось снять еще одно помещение, достаточно далеко от существующего?

А. С.: Да, у нас две площадки, и это плохо. Все равно придется съезжаться, просто найти подходящее помещение пока не удалось.

ГАРТ: А географическое положение важно для такой типографии как ваша?

А. С.: Да, очень важно. Мы должны быть легко достижимы, ведь малый формат - это в основном оперативные заказы. Клиенты должны иметь возможность подъехать и посмотреть, что получается. Неплохо и то, что наши менеджеры и дизайнеры тоже могут подойти на приладку, чтобы проконтролировать, как получается определенный продукт. Но готового решения этой проблемы нет. В Москве политика властей не способствует малому бизнесу. Небольшая типография типа нашей не имеет свободных средств и для того, чтобы позволить себе приобрести что-то типа здания за МКАД. Опять же, выезд за МКАД, оставив в центре прием заказов, тоже нерационально.

ГАРТ: Что с загрузкой новой машины?

А. С.: На сегодняшний день она работает в круглосуточном режиме.

ГАРТ: Как вам это удалось?

А. С.: Во-первых, у нас около 200 постоянных клиентов, которые давно с нами работают. Ну а во-вторых, просто повезло: это лето какое-то сумасшедшее. У всех типографий, которые я знаю, загрузка очень высокая. Это некая «гримаса рынка». Не рост, который возможен только при росте всей экономики, а какой-то всплеск, связанный то ли с притоком нефтедолларов, то ли с отложенным в связи с банковским кризисом спросом. Не знаю, но факт остается фактом.

ГАРТ: Выбор именно пятикрасочной машины связан с тем, что есть реально много заказов на печать в пять красок?

А. С.: Да, по нашей статистике около 40% работ на новой машине печатаются с использованием дополнительной секции.

ГАРТ: Интересно, какие заказчики у вас преобладают? Прямые или агентства?

А. С.: В последнее время стали преобладать прямые заказчики. Есть такая тенденция: они стали выбирать типографии с собственными дизайн-студиями. Так для них проще, не надо потом разбираться, плохо был сделан дизайн или типография «напортачила». Клиент получает продукт из одних рук.

ГАРТ: Этот номер посвящен расходным материалам. Расскажите о своем подходе к их выбору.

А. С.: В офсете все просто - работаем на пластинах FujiFilm. Обходятся они очень недешево, но мы должны всегда делать высококачественный продукт и не можем сказать печатнику: «Вот эта работа важная, а ту печатай как получится». Нельзя брать разные пластины для разных работ! Нужно все делать хорошо. У нас процесс отлажен именно под FujiFilm и мы, кстати, достаточно часто используем стохастическое растрирование для печати определенных заказов.

Покупаем в «ЯМ Интернешнл» и краски VanSon. Не на все заказы, но на отдельные работы. Например, берем «золото» этой фирмы. Причина простая: краски очень устойчивы к «воде» и не эмульгируют. Поэтому если необходимо, например, печатать 4+«золото» на пятикрасочной машине, то для того, чтобы получилось хорошо, проще всего использовать «золото» фирмы VanSon. Можно, конечно, долго пытаться подобрать параметры увлажняющего раствора, но лучше купить дорогую краску.

Но основное потребление на сегодня - краски Huber Group. Очень хорошие краски Epple, BASF нравятся несколько меньше.

ГАРТ: Рассматривали приобретение системы СТР?

А. С.: Рассматривали, просчитывали, но в результате решили, что объем производства форм у нас недостаточный для ее приобретения.

ГАРТ: Скажите, а трафаретная печать - необходимое дополнение к офсету?

А. С.: Да, несмотря на то, что этот способ печати остается «экзотикой». Технология ведь до сих пор нормально не отработана, и каждая типография работает по-разному, благодаря чему трафарет становится искусством. Мы, например, чтобы достичь необходимых специальных эффектов, печатаем на бумаге красками для пола и лаками для паркета. Серьезно! Грубо нарушаем рекомендации производителей, но делаем это осознанно. У нас ведь десятилетний опыт работы, и в результате получается высококачественная эксклюзивная продукция.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства