|
Михаил
КОТЛЯРОВ
«МакЦентр»
Руководитель отдела расходных
материалов |
ГАРТ: Михаил, давайте начнем наш разговор о
расходных материалах с пластин. Как Вы оцените сегодняшнее состояние
этого рынка?
М. К.: По нашим ощущениям, потребление традиционных офсетных пластин
сокращается. Видимо, загрузка типографий по сравнению с прошлым годом
снизилась. Связано это с выборами или с чем-нибудь еще, покажет время.
Но нам в конце прошлого года удалось обеспечить существенный рост
продаж пластин в регионы, там появилось несколько крупных клиентов.
Поэтому в сумме у нас получился заметный рост в этом секторе.
«МакЦентр» - крупнейший в России поставщик пластин AGFA, а продукты
этой фирмы предназначены для потребителей, которые всерьез заботятся о
качестве своей продукции. Ранее, особенно в регионах, главной была
низкая цена вне зависимости от свойств материала. Теперь приоритеты
меняются. Региональная полиграфия, видимо, уже доросла до покупки
высококачественных пластин, а поставляемая нами марка Meridian P5S
устраивает самых придирчивых заказчиков.
Мы чувствуем себя на этом рынке очень уверенно, поскольку являемся
основными поставщиками пластин P5S.
ГАРТ: Но сегодня все поставщики говорят о том, что их традиционные
пластины - вполне высококачественные.
М. К.: Возможно. Однако в случае пластин AGFA нужно говорить не просто
о высоком качестве, а еще и о высокой его стабильности. Это совсем
другое. Кроме того, наши пластины обладают самым широким диапазоном
условий экспонирования. Даже при не совсем правильно выбранных
экспозиции и химии получаются формы, с которых можно печатать самую
высококачественную продукцию. Рекламации, которые мы иногда получаем,
касаются лишь нарушенной упаковки или механических повреждений. Других
нареканий нет.
За 20 лет, прошедшие с того момента, как пластины Meridian P5S
появились в России, их параметры не изменились. Они остаются
постоянными от партии к партии.
ГАРТ: И основным вашим конкурентом на этом рынке всегда был Kodak со
своими пластинами Virage из Германии?
М. К.: Все-таки, Virage - несколько другие пластины. У них более
высокая тиражестойкость, но разрешение - пониже. У пластин AGFA
разрешение самое высокое. В подтверждение этого могу привести такой
пример: долгое время одна из самых «продвинутых» московских типографий,
традиционно работавшая с пластинами Virage, для сложных заказов все
равно покупала у нас по несколько пачек P5S. Ну а сегодняшняя ситуация
с пластинами Kodak на российском рынке вообще не самая лучшая. Очень
часто приходится слышать о проблемах с их качеством.
ГАРТ: Но это - частности. Вернемся к рынку в целом. Каковы его
перспективы?
М. К.: Крупные клиенты начинают покупать самые разные системы СТР, и
рынок традиционных пластин потихоньку сокращается. Поэтому у нас
параллельно идет развитие по пластинам для СТР. В нашем объеме продаж
термальные пластины и пластины для устройств в видимом спектре
излучения распределяются поровну.
Но рынок устройств СТР и материалов для них в России пока не настолько
хорошо развит, на нем играют, в основном, поставщики оборудования.
Можно сказать, что на рынке слишком много продавцов и слишком мало
потребителей. Через некоторое время ситуация изменится.
ГАРТ: «МакЦентр» ведь тоже предлагает клиентам устройства СТР?
М. К.: Да, мы официальные дилеры Heidelberg. Так уж сложилось
исторически. Но вообще я считаю, что на сегодняшний день оборудование
поставщики продают, практически ничего на нем не зарабатывая. Основная
цель - поставка расходных материалов для проданных систем СТР. При
годовом контракте и более или менее нормальном потреблении на них
можно заработать больше.
Однако если судить по звонкам к нам, то многие владельцы систем СТР
недовольны тем, какие пластины им поставляет продавец оборудования, и
сервисом, который этот продавец обеспечивает. Пока исполняется
контракт на поставку оборудования и расходных материалов, они
вынуждены мириться с этим, но как только срок действия контракта
истечет, эти полиграфические предприятия готовы будут поставщика
материалов поменять.
Сейчас все больше средних и малых типографий, включая региональные,
начинают задумываться о приобретении систем СТР.
ГАРТ: После поездки по региональным типографиям сложилось мнение, что
даже серьезные потребители традиционных пластин там покупателями СТР
станут не скоро. Необходимо еще год–два?
М. К.: Возможно, но интерес проявляется уже сейчас. И предположительно,
рынок систем станет изменяться в сторону тех, кто будет обеспечивать
технологическую поддержку. Технологию необходимо один раз отладить,
чтобы она потом работала. А иначе поставщики оборудования не наездятся
в какую-нибудь типографию, находящуюся на Урале. Получится слишком
дорого.
ГАРТ: А как вы поможете клиентам наладить работу со своими пластинами,
не будучи поставщиком оборудования соответствующей марки?
М. К.: У нас опытные технологи, специалисты с большим стажем, и есть
исчерпывающая информация от фирмы AGFA. Что еще нужно для решения
проблем? Можно рассматривать устройство экспонирования как «черный
ящик». Очень большое число технологических проблем связано с
неправильными настройками процессоров для проявления пластин. У каждой
технологии экспонирования есть свои нюансы, и пластины могут «не идти».
ГАРТ: Говорят, что термальные пластины AGFA очень чувствительны к
царапинам защитного слоя?
М. К.: В большинстве случаев это тоже проблемы технологического
процесса. Если щетки в процессоре расположены очень низко и активно
снимают поверхностный слой пластины, то они любую небольшую царапину
превратят в дефект формы.
Фактически, схожие проблемы возникают и с традиционными пластинами.
Ведь технологии СТР находятся на стыке цифровых и традиционных.
Проблем может быть несколько: неправильно отрегулированы щетки,
выбрана не та скорость проявления... Оператор СТР может не иметь опыта в
этом деле, а опытный технолог все сразу видит и предлагает решение.
Именно за счет устранения технологических проблем нам удается
поставлять пластины для СТР в такую типографию, как «Пушкинская
площадь». Мы были и в других крупных типографиях, которые не имеют
сегодня свободы выбора расходных материалов. Там тоже есть
технологические сложности.
У нас самый широкий ассортимент пластин для всех технологий СТР, и это
позволяет полагать, что перспективы на рынке СТР у «МакЦентр» очень
хорошие. Кстати, осенью фирма AGFA начнет поставки новых, улучшенных
термальных пластин для СТР - Thermostar Plus. Защитный слой у них
более стойкий к царапинам, диапазон температур хранения практически не
отличается от традиционных, а сам срок хранения увеличен до 18 месяцев.
Даже при длительном хранении у этих пластин не изменяется
чувствительность, как это происходит с пластинами других
производителей.
ГАРТ: Есть мнение, что многие типографии несколько торопятся с
приобретением устройств СТР. Вы его разделяете?
М. К.: Рынок, конечно, уже находится на определенной стадии развития,
но назвать его упорядоченным пока нельзя. Опыт успешной эксплуатации
систем СТР есть у небольшого круга типографий.
Вообще, развитие рынка систем СТР в России происходит по принципу: «Конкурент
купил машину, значит, может быть, и нам нужна такая же». В этой
ситуации оказались незаслуженно забытыми, например, системы для
экспонирования серебросодержащих пластин. А они очень хорошо подходят
для небольших типографий.
Но уже сейчас имеются результаты установок в различных типографиях,
где СТР используются год–два. При этом понятно, что есть успешные и
есть те, где «не без проблем». Это информация к размышлению: еще
полгода, и клиенты начнут серьезно задумываться о том, какую систему
покупать и у кого приобретать расходные материалы. Разбираться станут.
Сначала в оборудовании: ломается - не ломается, легко проходит
внедрение или нет. Потом перейдут на расходные материалы, начнут
считать потери на брак. Это будет объективная информация, а не перевод
рекламных статей зарубежного производителя оборудования.
ГАРТ: Кстати, а как дела на рынке фототехнической пленки? Он
сокращается?
М. К.: По всей видимости - да. Однако, как это ни странно, в Москве
появляются новые репроцентры с достаточно большими объемами
потребления пленки. Сокращения объемов у крупных клиентов мы тоже не
наблюдаем. Покупают фотовыводные устройства и региональные типографии,
так что рынок пока жив. На нем ощущается давление со стороны пленки
Kodak, но и AGFA свои позиции не уступает. При этом «МакЦентр»
является крупнейшим поставщиком пленки AGFA, наша доля составляет
более 60%.
ГАРТ: И фотовыводные устройства все еще продаются?
М. К.: Можно сказать, что одни продают бывшие в употреблении, а другие
- покупают. Так что наша задача демонтировать устройство в одном месте
и запустить в другом. Из последних проектов отмечу работу в
типографиях «Менонсовполиграф» и «Красный пролетарий».