СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС?
Сначала я хотел написать что-нибудь пафосное, ведь
как-никак пятидесятый номер. Но потом решил, что этот символический
«юбилей» - всего лишь очередная ступенька, и останавливаться на ней,
чтобы подводить какие-то итоги, не имеет особого смысла. Зато есть
смысл поблагодарить читателей за внимание к, в общем-то,
неполиграфическому изданию, ведь редакция ГАРТ, состоящая из двух
человек, не имеет в своем составе ни одного профессионального
полиграфиста. Так уж вышло. В российской полиграфии еще и не такое
случается.
Кстати, у меня сложилась довольно неожиданная ассоциация: наша
коммерческая полиграфия очень похожа на «Макдональдс». Они и начали
развиваться в России приблизительно одновременно, причем до 1992 г. и
тот и другой бизнес были просто «золотыми». Потом началась череда
кризисов, после которых бизнес у «Макдональдс» несколько ухудшился, но
полиграфия продолжала развиваться высокими темпами и сохраняла высокую
прибыльность. Был еще 1998 г. Про это все помнят. Потом началось
восстановление экономики, но восстановилось далеко не все. Например,
судя по индексу BigMac, а его многие экономисты считают достаточно
серьезной оценкой состояния экономики, цена этого «продукта» в
долларовом эквиваленте перед кризисом 1998 г. была почти на 40% выше.
Можно спорить о том, насколько хуже сегодня ситуация в полиграфии, но
необходимо учитывать, что при производстве BigMac используются
отечественные «расходные материалы», а вот в полиграфическом
производстве, если мы говорим о коммерческой печати, в большинстве
своем - импортные.
Августовский номер по традиции посвящен именно расходным материалам
для полиграфии. Мы опять оценили рост этого рынка материалов, он в
первом полугодии составил по разным позициям от 20 до 50%. И это можно
было бы расценивать как большой успех, если бы и цены на
полиграфическую продукцию тоже выросли. А при нынешнем их уровне
прибыльность этого бизнеса становится уже совсем невысокой.
Есть известный сайт, на котором можно объявить тендер на производство
конкретного заказа. Недавно, например, там появился такой запрос: за
900 долл. нужно было сделать шесть приладок на четырехкрасочной машине
полного формата, правда, с очень короткими тиражами. Клиент предлагал
привезти свою бумагу и пленки, куда необходимо. Я подумал, что ему
предложат отвезти все это куда-нибудь в... Нигерию. Но это мне так
показалось. Через несколько часов там объявились три типографии и
предложили за приладку от 180 до 160 долл. У одной из них, кстати,
есть система СТР. А как же амортизация только что приобретенного
оборудования, аренда и заработная плата персонала?
Сейчас на этом сайте уже «тусуются» несколько серьезных типографий,
включая те, которые не так давно приобрели новые и достаточно дорогие
печатные машины. Когда на нем объявится «Линия График», можно будет
говорить о системном кризисе в полиграфии. Хотя мне кажется, что
«Линия график» там никогда не объявится...
Андрей Романов,
главный редактор