|
Олег Леонидович
НИКОЛАЕВ
«Приз»
Генеральный
директор
Рязань |
|
Владимир Капитонович
КАЛЬСИН
«Приз»
Директор
производства
Рязань |
ГАРТ: «Приз» - одна из самых известных в Москве
региональных типографий. Многие, например, до сих пор помнят
появившуюся еще в середине 90-х рекламную брошюру, где в форме сказки
рассказывалось о технологических возможностях вашего производства.
Тогда подобная реклама была редкостью даже для московских типографий.
В. К.: Да, такая брошюра была, и она сослужила нам хорошую службу.
ГАРТ: А сколько лет существует «Приз»?
В. К.: Началось все с того, что созданное в 1990 г. рекламное
агентство, намучившись с типографиями, приобрело в 1992 г. свой
собственный «Ромайор». На нем печатали самую разнообразную продукцию,
в том числе полноцветную. Постепенно развиваясь, приобретали другие
машины. После реорганизации в 1995 г. фирма стала называться «Приз».
Было закуплено современное оборудование, построено собственное здание.
Сейчас производственная площадь типографии - 1,9 тыс. м2. В печатном
цеху установлены две четырехкрасочные Heidelberg Speedmaster 74–4, а
также GTO 52–4 и GTO 52–1, есть большой участок допечатной подготовки,
полуформатное фотовыводное устройство. Переплетный цех делает книги в
мягкой обложке, брошюры на скобу и термоклеевой переплет, переплет на
спирали, высечку этикеток и упаковки, разнообразную отделку. Работают
в типографии около ста сотрудников.
ГАРТ: Доходили слухи о том, что вы решили серьезно заниматься
этикеткой...
О. Н.: Действительно, когда в 1998 г. закупался Speedmaster и другое
оборудование, предполагалось, что основной объем работ на нем будет
составлять этикеточная продукция. Но планировалось это еще до кризиса,
а на сегодняшний работать на этикеточном рынке непросто -
рентабельность очень низкая практически по всем видам этой продукции.
Заказчики пытаются выкручивать руки: говорят, что если мы не хотим
печатать по такой цене, то есть украинские и белорусские типографии,
которые хотят.
Таможенная политика в нашей стране, конечно, не способствует развитию
полиграфии. Особенно это касается этикеток на металлизированной бумаге,
на которых разница проявляется очень сильно. Так что доля этикеточной
продукции в общем объеме производства у нас сегодня - всего лишь
немногим более 20%. Основной объем составляет рекламная продукция.
В. К.: А вообще, мы берем практически все заказы, с которыми к нам
приходят. Что бы клиенту ни требовалось - стараемся ему помочь. Это
помогает исключить фактор сезонности в загрузке типографии.
ГАРТ: Но «взять все заказы» все-таки очень сложно, ведь для выполнения
некоторых, например, книг, у вас просто нет соответствующего
оборудования.
О. Н.: Печатаем здесь, а переплет заказываем по кооперации в
московских типографиях. Но постепенно мы решим проблему с
послепечатным оборудованием. Например, в ближайшее время собираемся
приобрести новую фальцевальную машину. Ведь мы должны оперативно
обеспечивать местных клиентов, им кроме нас уже никто помочь не сможет.
ГАРТ: Стремление государственных региональных типографий к
универсализации понятно. А частной типографии обязательно быть
универсальной? Может быть, выгоднее специализироваться на каком-то
одном виде продукции? Не обязательно на этикетке.
О. Н.: Для того, чтобы специализироваться на каком-то виде продукции,
нужна большая смелость. Ведь если случаются какие-то проблемы в одном
секторе - есть возможность компенсировать их за счет активизации
деятельности в другом. Специализация - вообще серьезный риск, который
необходимо внимательно просчитывать, а для региональной типографии
этот риск существенно возрастает. Конечно, если есть большой местный
потребитель какой-то печатной продукции - легче. Иначе
специализированной региональной типографии придется работать не на
свой регион, а, грубо говоря, на всю страну, чтобы набрать заказы.
ГАРТ: Принимает ли какое-то участие в развитии вашего предприятия
областная администрация?
О. Н.: Конечно нет. «Приз» - изначально коммерческая структура, мы
никак не связаны с органами власти.
ГАРТ: В Рязани много типографий?
О. Н.: Несколько частных и «Областная».
ГАРТ: Некоторые московские производители упаковки считают регионы
очень важным для себя рынком, ведь здесь пока еще можно продавать
продукцию по нормальным ценам. А как с хорошими заказчиками в Рязани?
О. Н.: Естественно, в городе с населением 520 тыс. жителей есть
крупные промышленные предприятия, но многие из них принадлежат
московским финансовым структурам, поэтому и продукцию для своих нужд
печатают все-таки в Москве. Так, например, поступают владельцы
Рязанской кондитерской фабрики. Им дешевле заказывать упаковку
централизованно. Но свою долю заказов мы получаем.
Есть еще режимные предприятия, которые потихоньку начинают просыпаться,
но когда еще у них возникнет необходимость в нормальной
полиграфической продукции!
ГАРТ: Весь бизнес ориентирован на Москву?
О. Н.: В 1998 г. 70–80% в объеме нашего производства составляли заказы
для московских клиентов. На сегодняшний день эта доля существенно
сократилась, и теперь приоритетными для нас являются заказчики из
Рязани и ближайших регионов.
ГАРТ: Но московское представительство у вас есть?
О. Н.: Да, есть. Но мы за некоторые виды заказов для московских
клиентов, которые раньше с успехом печатали, теперь вообще не беремся.
ГАРТ: А какой, по Вашему мнению, должна быть плановая рентабельность
типографии?
О. Н.: В идеале - не менее 20%.
ГАРТ: У вас «слишком хорошее» для региональной типографии оснащение.
Все возможности оборудования востребованы?
В. К.: Да, конечно. Клиенты, особенно если говорить о рекламных
агентствах, требуют высокого качества печати. Прямых заказчиков оно,
конечно, интересует меньше: они не настолько хорошо в этом разбираются.
Но наша задача - обеспечивать стабильно высокое качество вне
зависимости от того, нужно это клиенту или нет.
ГАРТ: Не боитесь, что скоро в Рязани откроются представительства
московских типографий, которые предложат вашим заказчикам более низкие
цены?
О. Н.: И что они в результате получат?
ГАРТ: Получат дополнительный объем производства по более или менее
нормальным, «немосковским» ценам.
О. Н.: На их месте я бы очень внимательно все просчитал. Мне кажется,
это все равно будет для московских типографий делом невыгодным, ведь
для того, чтобы выстроить взаимоотношения с заказчиком, требуется
время, и цена здесь не всегда является решающим фактором.
Существует другая достаточно серьезная проблема, связанная со столицей.
Дело в том, что «Приз» сегодня представляет собой «ПТУ по подготовке
кадров для Москвы». Человек приходит работать к нам помощником
печатника, мы его обучаем, а через некоторое время он начинает
требовать высокую зарплату со словами «иначе я поеду в Москву». У нас
самое современное оборудование, это готовый хороший специалист для
московской типографии, а до Москвы недалеко.
ГАРТ: Но это общая проблема типографий. Московские тоже жалуются. На
рынок приходят новые игроки, и им ничего не остается, как перекупать
печатников у других.
В. К.: Когда уходят один–два печатника - это одно. А у нас за прошлый
год в Москву уехали целых шесть человек.
ГАРТ: Не возвращаются?
В. К.: Лучшие печатники - нет.
ГАРТ: Как предполагаете развиваться?
О. Н.: Этот вопрос стоит достаточно остро. Мы много думаем о
дальнейшем развитии производства, но получается, что какой сектор
полиграфической продукции ни возьми, либо конкуренция очень высока,
либо капиталовложения для выхода на этот рынок неподъемные.
Основная проблема в том, что необходима отработанная стратегия, как
такие капитальные вложения окупить. Пока у нас такой стратегии нет.
Тем не менее, мы приобретаем сейчас неновый двухкрасочный
полуформатный Speedmaster c устройством переворота листа. Эта машина
позволит нам более эффективно печатать определенные заказы.
Присматриваемся также к послепечатному оборудованию для производства
упаковки.
ГАРТ: Владельцы некоторых крупных московских типографий считают (по
крайней мере, считали), что пятикрасочный Speedmaster 52 с секцией
лакирования в структуре большой типографии может окупиться за год.
О. Н.: Я могу сказать совершенно уверенно, что машина, стоящая
несколько сотен тысяч долларов, за год у нас ни при каких
обстоятельствах не окупится. Объем заказов, на которых могут
проявиться ее преимущества, у нас существенно меньше, чем в Москве. За
два года - может быть.
ГАРТ: Возможно, стоит подумать о таком полезном дополнении к бизнесу,
как цифровая печать?
О. Н.: Мы действительно подумываем купить маленькую цифровую машину.
Пока выбираем.
ГАРТ: А сколько стоит аренда приличного помещения в центре Рязани и
каковы здесь цены на цифровую печать?
О. Н.: Аренда помещения с евроремонтом обходится в 200 долл. за
квадратный метр в год. И цены на продукцию пока нормальные - больше
доллара за односторонний А3.
ГАРТ: То есть, перспективы у региональной полиграфии есть?
В. К.: Я считаю, что полиграфия будет планомерно развиваться и без
работы мы никогда не останемся.
О. Н.: Может быть, я несколько самонадеян в силу небольшого стажа, но
мне кажется, что перспективы полиграфии - вполне нормальные, да и у
нашего предприятия не самые плохие.