|
Слева направо:
Александр Иванович АЛЯБЬЕВ
ИПО «Лев Толстой»
Директор
Нина Николаевна БУТРИНА
Тульская типография
Директор
Игорь Александрович ЗОЛОТОВ
«Шар»
Генеральный директор
Михаил Борисович ТЕНЦЕР
«Борус»
Директор
Тула |
ГАРТ: Многие полиграфисты из Москвы
считают, что сейчас активнее развиваются регионы, а московский рынок,
наоборот, уже совсем не тот, каким был еще несколько лет назад.
А. А.: Могу сказать, что в Туле производство растет, но не такими
высокими темпами, как хотелось бы. А ситуация на московском рынке
связана, по всей видимости, с избыточными полиграфическими мощностями
в столице. Нас, кстати, с этого рынка потихоньку вытесняют. Цены на
нем уже «тульские».
ТУЛА
Первый региональный номер вышел два года назад - в сентябре 2002
г. Тогда мы посетили Тулу в первый раз, и местные типографии нам
очень понравились. В этом году мы решили снова ненадолго заехать в
Тулу, чтобы посмотреть, что изменилось за это время.
Беседа проходила в форме круглого стола, каждый из участников
которого имел возможность рассказать о своих проблемах и успехах.
Очень порадовало то, что это был разговор не конкурентов, а
единомышленников. |
М. Т.: Не «тульские», а даже ниже.
И. З.: Если бы мы работали только на тульский регион, то давно уже все
четверо объединились бы в одну маленькую типографию.
Полиграфический рынок получил избыточные инвестиции. Об этом можно
судить по крайней мере по лизинговым компаниям. Если три года назад
они гонялись за типографиями, предлагая им выгодные условия на
приобретение техники, то теперь уже клиентам приходится бегать за
ними. А лизинговые компании очень четко чувствуют конъюнктуру рынка.
Если говорить о Туле, то уже две государственные типографии находятся
в процессе акционирования. Так что, видимо, грядут перемены.
ГАРТ: Александр Иванович, как с акционированием? Были ведь какие-то
парламентские слушания по этому вопросу?
А. А.: Да, слушания были, и уже далеко не первые. Проблема в том, что
депутаты очень часто меняются, и каждый раз им приходится объяснять
все заново. А конкретная ситуация заключается в том, что у наших
предприятий теперь новая форма собственности. Они преобразованы в
открытые акционерные общества.
ГАРТ: В Москве полиграфическое предприятие в центре города уже,
видимо, никогда не будет рентабельным. Выгоднее просто сдавать площади
в аренду под офисы. А в Туле?
И. З.: У нас тут тоже был случай с небольшой государственной областной
типографией. Ей принадлежало старинное здание в центре города, рядом с
которым располагалось казино с номерами. Теперь здание типографии
больше не принадлежит.
М. Т.: Кстати, до революции там был дом терпимости. Видимо, все
возвращается на круги своя.
Н. Б.: Мне понравилась фраза представителя администрации: «Типографий
в городе много, а гостиниц нет». В Туле, кстати, сейчас мода на
открытие универмагов и торговых центров. То, что люди в них не ходят,
никого не останавливает.
ГАРТ: А население в Туле большое?
М. Т.: Около 600 тыс. жителей.
ГАРТ: А сколько стоит аренда приличного помещения для типографии?
Н. Б.: Если говорить о производственных площадях, то в центре, на
Проспекте Ленина - около 70 долл. за м2 в год.
М. Т.: Ну, а в торговом центре может быть и в три, и в десять раз
больше.
А. А.: А на окраине города можно и снять, и купить существенно
дешевле. Например, мои знакомые приобрели хорошее здание - бывшую
котельную площадью 500 м2 со всеми коммуникациями и газом - за 60 тыс.
долл.
ГАРТ: То есть создавать и развивать полиграфические предприятия можно?
М. Т.: В общем - да. А вот как в Москве типографии ухитряются работать
по таким ценам при московских зарплатах и арендных ставках - мне
совершенно непонятно.
ГАРТ: Но демпингуют в Москве как раз те, кто не имеет такой печатной
машины, как у Вас. Работают на недорогом оборудовании и арендуют
помещения не по 300 долл. за м2.
А. А.: В чем наша экономика? При одинаковой цене на бумагу мы платим
очень умеренные деньги за помещения и, грубо говоря, в три раза
меньшую зарплату. Реальная себестоимость у нас существенно ниже.
ГАРТ: Александр Иванович, «реальная себестоимость» - ключевые слова. В
московских типографиях нет таких систем управления, какая есть у Вас.
Я думаю, для большинства владельцев предприятий сегодня это проблема
номер один. Расскажите, как используется ваша система.
А. А.: Все просто. Менеджер вводит параметры заказа и тут же получает
цену, которую нужно предложить клиенту.
ГАРТ: Вы хотите сказать, что, к примеру, брошюра с некратной
полосностью, 8 черно-белых и 40 полноцветных полос в обложке с
УФ-лаком рассчитывается автоматически?
А. А.: Конечно. Можно еще добавить припрессовку фольги на обложку. Я
хочу сказать, что главное в системе - ядро. Когда оно нормально
функционирует, можно написать приложение, которое будет рассчитывать
цену абсолютно любого заказа.
ГАРТ: Но при этом сначала рассчитывается себестоимость его
производства?
А. А.: Да, вычисляется производственная часть себестоимости, к ней
добавляется плановая рентабельность - получается цена.
Потом я могу «разбавить» рентабельность общезаводскими затратами - это
та часть себестоимости, которой я управляю: накладные расходы, моя
зарплата, премии административным работникам типографии и т. п.
ГАРТ: Допустим, менеджер объявляет клиенту цену, а клиент говорит, что
это очень дорого. Что делать?
А. А.: Что же тут поделаешь. Значит, не договоримся. Менеджер не дает
никаких скидок. У нас есть совершенно открытые фиксированные цены,
которые рассчитываются один раз в месяц и публикуются на нашем
Интернет-сайте.
М. Т.: Наверное не только мы, но и все присутствующие часто сверяются
с этими ценами и, надо сказать, они находятся на правильном уровне.
ГАРТ: Интересно, какова доля мелованной бумаги в стоимости заказа?
А. А.: Все зависит от объема. К примеру, в стоимости 144-полосного
журнала с хорошим тиражом стоимость бумаги может составить 70%, а в
стоимости простых и малотиражных заказов - около половины.
ГАРТ: Расскажите, как считается, например, себестоимость сплошного
УФ-лакирования?
А. А.: Очень просто. Плановая себестоимость включает все прямые
затраты: расходные материалы, зарплаты всех сотрудников,
непосредственно участвующих в процессе, амортизацию оборудования и
электроэнергию. С первой статьей все понятно. Например, известно, что
расход лака должен составить 2,9 г/м2. Зарплаты тоже считаются на
основании конкретных нормативов. Последние два значения определяются
на основе годовой загрузки оборудования, которая составляет 2,5 смены.
Сумма и является плановой себестоимостью операции.
ГАРТ: На основе данных прошлого года можно успешно прогнозировать
загрузку в текущем году?
А. А.: Да, конечно. Вообще, у нас 70% - это плановая загрузка,
постоянный пакет заказов. Остальные 30% составляют заказы, которые
приносят дилеры. Если где-то начинают появляться существенные
расхождения - можно скорректировать параметры так, чтобы себестоимость
все равно считалась правильно.
ГАРТ: Нужно еще и нормировать каждую операцию?
А. А.: Да, но у нас есть очень большой опыт. Раньше нормированием
операций занимался комитет по печати. У него были
научно-исследовательские институты. Существовало целое управление по
нормированию. Мы получали от них эту информацию.
Сейчас все процессы остались теми же самыми, повысилась лишь скорость
машин. Поэтому для любой операции мы можем самостоятельно сделать
«фотографию рабочего дня», чтобы получить объективные данные для
нормирования. Например, у меня печатник должен делать 62 тыс. листов в
смену. В среднем на семи приладках. Это норматив. Есть те, кто делает
больше и получает за это большую зарплату.
ГАРТ: Но заказ от заказа часто существенно отличается?
А. А.: Отличается. Эта проблема решается за счет коэффициента
сложности. Технолог или менеджер задает коэффициент сразу же при
приеме заказа, и цена корректируется автоматически.
ГАРТ: Как в систему вводятся данные о выполнении операций?
А. А.: Их вводит каждый мастер раз в смену. Мне такой оперативности
вполне достаточно.
Я провожу в системе по два часа ежедневно. Мне доступно все, включая
бухгалтерию, кадры и состояние складов. Смотрю, какие заказы мы
получили, анализирую объемы производства и проверяю соответствие
плановой и реальной себестоимости. Реальная - та, которая получилась
по факту выполнения. Когда они существенно отличаются - что-то
произошло, и необходимо проверить, что именно. Может, заказчик приехал
на приладку и она затянулась, может, привез свою краску или фольгу и
процесс пришлось отлаживать, а может, кто-то пытается слукавить и
приписать себе лишние 10 минут.
Я не хочу сказать, что наша система идеальна и работает с точностью до
девятого знака. Но она позволяет все четко контролировать и мгновенно
рассчитывать себестоимость.
ГАРТ: Но все-таки основой расчета являются нормативы выполнения всех
операций. Они есть, видимо, только в старых государственных
типографиях, ведь у частных пока нет достаточного опыта в этом деле?
Н. Б.: Организовать этот процесс не очень просто, зато в результате
все будет получаться эффективно и рентабельно. На ключевых позициях
должны работать профессионалы, тогда все будет нормально. А когда
возникают подозрения - достаточно один раз выборочно проверить, чтобы
обнаружить несоответствие.
А. А.: Мы, кстати, часто обсуждаем этот вопрос на встречах «Гейдельберг-Клуба».
Недавно дело продвинулось - мы получили немецкие нормативы на
выполнение отдельных операций в полиграфическом производстве,
разработанные с учетом выполнения требований контроля качества по ISO
9000. Немецкий Союз полиграфистов ежегодно утверждает эти нормативы.
Это минимум, который должен выполняться в типографии. Если ты его не
выполняешь, то тебе нечего делать на рынке. Есть нормы для одно–,
двух–, четырех– и шестикрасочных машин. Все послепечатные процессы
тоже нормированы. Существует и методика расчета себестоимости
продукции. Есть, о чем подумать.
ГАРТ: Михаил, в «Борусе» тоже есть своя система?
М. Т.: Да, это наша собственная разработка. Но у нее несколько другое
предназначение. Это система контроля и управления прохождением
заказов. В ней есть калькулятор для расчета цены заказа, но функции
расчета себестоимости нет.
А. А.: Возвращаясь к опыту частных и государственных типографий:
почему, например, практически нет частных типографий, которые
занимаются производством книг?
ГАРТ: Потому, что в России и так избыточные мощности, а линия для
автоматического производства стоит очень больших денег.
А. А.: Не только. Главная проблема в том, что это еще и достаточно
сложная технология и соответствующая организация производства.
ГАРТ: Нина Николаевна, книги сегодня - не самая рентабельная
полиграфическая продукция?
Н. Б.: Почему же? Мы, например, несмотря на обвинения в демпинге, не
просто работаем, но и развиваем производство - приобретаем новую
автоматическую линию.
ГАРТ: Интересно, а как Вам удается получать заказы издательства,
которое владеет собственной крупнейшей книжной типографией?
Н. Б.: Объясняется это просто. Нам отдают в основном малорентабельные
книги, а свою типографию загружают нормальными заказами.
ГАРТ: Игорь Александрович, а у Вас как дела? Удается работать
нормально на упаковочном рынке?
И. З.: Что касается упаковки, то в Туле производителей, которым она
нужна, не так много, причем основное потребление - недорогая упаковка
из низкокачественного картона. Заказы не очень рентабельные. Конечно,
есть те, кто переходит на более дорогую упаковку, однако процесс этот
идет, если можно так сказать, с провинциальной медлительностью.
Но я бы не сказал, что мы специализируемся исключительно на упаковке.
Печатаем не только ее, но и самую разнообразную продукцию. Недавно,
кстати, приобрели маленькую цифровую печатную машину - Canon CLC 3200.
Пока довольны.
М. Т.: Мы тоже подумываем, но пока еще не выбрали, что покупать.
ГАРТ: Михаил, Вы ведь тоже не так давно приобрели новую полуформатную
пятикрасочную машину с секцией лакирования. Удалось загрузить ее?
М. Т.: В мае было достаточно много заказов, а с наступлением лета
загрузка, конечно, снизилась. Но мы не жалуемся.
ГАРТ: Как у вас в Туле все сложилось органично: ни одна из четырех
типографий практически друг с другом не конкурирует, тишь да гладь, вы
встречаетесь и общаетесь. Александр Иванович раз в месяц выкладывает
на сайте цены, по которым надо печатать. Прямо мафия какая-то
полиграфическая.
М. Т.: «Борус» и «Шар», конечно, работают в одной нише, но мы много
общаемся, поэтому и разногласий не возникает. Вы правы - работается
хорошо. Но такая атмосфера на тульском рынке сложилась не случайно, а
только благодаря нашим совместным усилиям.
Н. Б.: Хотелось бы пожелать, чтобы и в других регионах все
полиграфические производства работали так же слаженно, вместе решая
все возникающие проблемы.