ЗА МКАД И ГОРАЗДО ДАЛЬШЕ...
На этот раз рейд по региональным типографиям
оказался существенно менее экстремальным. Автомобиль вел себя
практически безукоризненно, дороги были неплохие, сотрудники ГАИ -
вполне доброжелательные, за исключением Орловской области, где нашего
водителя «оштрафовали» сразу на 500 руб. Всего за пять дней мы
проехали более 2 тыс. км. Нам удалось ни разу не заблудиться и
посетить шесть типографий.
Интересно то, что в разных областях России дороги строят по-разному.
Где-то в объезд между холмами, а где-то напрямую, так что приходится
сначала преодолевать крутой подъем, а потом резко спускаться. Так,
видимо, и полиграфия российская развивается. Везде по-разному. Двух
одинаковых типографий мы за время путешествия не встретили. Разное
оборудование и разные планы по развитию. Но несмотря на это, ответы на
наш основной вопрос «А не проще ли все оборудование выкинуть и сдать
помещения в аренду?» оказались совершенно одинаковыми. Не проще!
К вопросу об универсализации и специализации. Если в Туле новые
супермаркеты стоят без посетителей, то вот в Ярославле попасть в
магазин крупнейшей сети оптовой торговли в день его открытия можно
было лишь отстояв огромную очередь. И в этот же день в магазине
закончились все (достаточно большие) запасы водки и сахара. Видимо,
кроме этих продуктов там больше ничего и не покупали. Что там весь
западный менеджмент против нашего русского менталитета! Может, и не
нужно было делать магазин площадью 10 тыс. м2, завозить весь
ассортимент товаров? Просто снять большой сарай и продавать в нем
водку и сахар...
А вот в Москве ситуация развивается совсем по другому сценарию. Здесь
проще сдать в аренду. Ведь даже очень хорошая большая типография
«снимает» в год не больше 500–600 долл. прибыли с квадратного метра.
При этом нужно иметь 300–400 сотрудников, постоянно обновлять парк
оборудования, бороться со всеми возможными инспекциями и надзорами.
Цены на полиграфическую продукцию снижаются, на бумагу - растут. Более
или менее крупные московские типографии потихоньку выезжают за пределы
Садового кольца. Потом будет третье транспортное кольцо, а там уже и
до кольцевой недалеко. И не раз высказывавшаяся идея создать эдакий
полиграфический технопарк за МКАД, который территориально объединил бы
несколько больших типографий и большое послепечатное производство,
становится, видимо, все более актуальной.
В условиях снижающихся цен одним из самых важных для московских
типографий является сегодня вопрос расчета реальной себестоимости
продукции. С этой точки зрения, несмотря на скептицизм многих, опыт
больших государственных типографий оказывается неоценимым, поэтому
рекомендую обратить внимание на ту часть интервью с тульскими
типографиями, где А. Алябьев рассказывает о работающей у него системе
управления производством.
Андрей Романов,
главный редактор