НОМЕР 6 ИЮНЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Сергей
ТАРУБАРОВ
Группа POL.S.TAR
Президент

ГАРТ: Сергей, Группа POL.S.TAR занимается различной упаковкой. Интересно узнать, как у вас обстоят дела с производством сигаретных пачек, ведь это не совсем обычный рынок.

С. Т.: Проект с производством сигаретной упаковки мы начали три года назад. Чтобы попробовать, купили неновую рулонную линию глубокой печати фирмы ATN. Потихоньку тренировались печатать, пытались договориться с потенциальными клиентами, но без особого успеха. Был такой момент полтора года назад, когда даже подумывали продать машину. Но потом ситуация изменилась, и теперь уже можно говорить о том, что мы сделали верную ставку. Сейчас POL.S.TAR выпускает около 30 млн пачек в месяц, перерабатывая около 250 тонн картона.

С одной стороны, для одной линии это не так уж и много, но с другой - мы уже запланировали приобретение второй машины.

ГАРТ: То есть с «сигаретчиками» все-таки можно договориться?

С. Т.: На самом деле, договориться с такими заказчиками очень тяжело. Особенно трудно сделать это в первый раз, поскольку все решения у них, как правило, принимаются иностранным менеджментом и за границей. Это главная проблема, на фоне которой остальные, возникшие за прошедшие три года, кажутся совсем незначительными.

Конечно, мы набили определенное число шишек, в том числе и с нюансами технологии, хотя, казалось бы, что там может быть сложного? В конце концов, подобрали расходные материалы, разобрались с производством цилиндров, отработали логистику.

ГАРТ: Формные цилиндры делаете в России?

С. Т.: Нет, в Германии. В принципе, цилиндры для простых работ с некоторыми оговорками можно делать и в России, но пока мы все-таки заказываем их в Германии. Это не снобизм. Просто когда мы начинали делать цилиндры, я очень много времени проводил в Германии, разбираясь, как лучше их сделать. Это непростой процесс, требующий определенных знаний и опыта. Достаточно сказать, что часто при производстве формных цилиндров для высококачественной пачки на одном цилиндре используются две технологии: и травление, и лазерная гравировка, и только в этом случае достигается необходимое качество печати.

ГАРТ: У Вас машина еще и с ротационной высечкой. А для нее цилиндры где делаете?

С. Т.: Тоже за границей. Мы пробовали делать их в России, на одном из крупных авиационно-космических предприятий. Кое-что получается, но пока только самые простые вещи. Правда, мне нравится то, что люди там хотят работать, стараются и отвечают за свои слова. Причем это одно из немногих предприятий оборонной промышленности, где сохранилось не только оборудование, но и высококвалифицированные кадры.

На самом деле, в Европе есть всего три производителя оснастки, которые могут сделать на высоком уровне цилиндры для высечки - такие, чтобы могли сделать несколько миллиардов сигаретных пачек. Поэтому каждый комплект оснастки для высечки стоит более 100 тыс. долл.

ГАРТ: Но такой комплект требуется, видимо, не на каждую пачку?

С. Т.: У крупных производителей сигарет пачки унифицированы, и нам достаточно одного комплекта оснастки. Но есть те, у которых разные линии по упаковке сигарет, и используется несколько кроев пачки.

А для нас каждый комплект означает вложение около 150 тыс. долл. во всю необходимую оснастку. Это достаточно большой риск, который приходится брать на себя.

ГАРТ: Может быть, надо было покупать машину с секцией плоской высечки, ведь для нее оснастка существенно дешевле?

С. Т.: Но у ротационной высечки существенно выше качество. У нас три отдельные ротационные секции биговки, конгрева и высечки. А чтобы коробка хорошо работала в автомате, необходимо, чтобы линия биговки перекрывалась высечкой. Это очень важно.

ГАРТ: Получается, что на сегодняшний день в России есть всего три производителя сигаретных пачек, работающих способом глубокой печати. Два принадлежат международным производителям, и Вы - третьи?

С. Т.: Получается так.

ГАРТ: Как Вы оцениваете долю импорта готовых пачек?

С. Т.: Она очень велика. Я думаю, как минимум 80% пачек на сегодня импортируется.

ГАРТ: В России производятся только самые простые пачки?

С. Т.: Видимо, да. Но что касается нас, то именно благодаря ротационной высечке мы можем без проблем производить восьмигранные пачки и пачки со скругленными гранями.

Нам повезло в том, что первым заказчиком стал «Флагман», и их пачка использовала все возможные «навороты». Пока отладили ее производство, разобрались со многими технологическими проблемами. Это была хорошая школа. Мы отпечатали около 10 млн таких пачек. Обидно, что эти сигареты не пошли.

ГАРТ: Видимо, в борьбе за заказчиков помогло и то, что у вас есть офсетная печать?

С. Т.: Да, конечно, у любого заказчика возникает потребность сделать что-то «вчера», и наши возможности позволяют с этим помочь.

Вообще, на сегодняшний день в состав POL.S.TAR входит производство рекламной продукции, оснащенное полуформатной машиной с секцией лакирования Speedmaster SM 74-5 LX, производство упаковки с двумя листовыми машинами с лакировальными секциями Speedmaster SM102-6 L, CD102-5 L и одной машиной Roland Rekord 5+L, направление глубокой печати упаковки, производство журналов, на котором установлены листовая машина с секцией лакирования Speedmaster SM 72-5 LX, две рулонные машины с газовыми сушками Heidelberg Web - восьми- и шестнадцатистраничная.

Кроме того, в группу входит типография в Курске, там теперь три печатные машины Planeta, машины для высечки и тиснения, фальцевально-склеивающая линия.

ГАРТ: Заметен уклон в производство упаковки?

С. Т.: Да, заметен. Этикетки мы печатаем очень мало, а вот объем упаковки - большой, и он растет достаточно высокими темпами. Мы развиваем это направление, приобрели на выставке drupa новый автоматический пресс для высечки.

ГАРТ: Фирмы Bobst?

С. Т.: Нет, ведь SP 102 теперь делаются в Бразилии. Мы купили японскую машину фирмы Iijima. У нас есть успешная история по эксплуатации бывших в употреблении машин этой фирмы. Они надежны и работают бесперебойно. Когда встал вопрос, какую машину брать - выбрали эту.

ГАРТ: Все говорят, что на этом рынке уже совсем плохо в смысле прибыльности?

С. Т.: Я хочу сказать, что несмотря ни на что это пока еще «непаханный» рынок. «Сливки» с него сняли, а потенциал еще очень большой. Загрузка и прибыльн ость сильно зависят от того, как организован поиск заказов. Простейший пример: в одном из городов центральной России на расстоянии больше 1 тыс. км от Москвы есть приличная кондитерская фабрика с хорошим потреблением упаковки. Но менеджеру туда, возможно, ехать лень, лень связываться с организацией доставки продукции. Зато вот тут крупнейший международный производитель продуктов питания объявляет тендер, это интересно и в нем нужно поучаствовать.

Но периферийная фабрика может вовремя платить и покупать упаковку по хорошей цене, а организатор тендера «выбьет» самую низкую цену, да и платить будет нерегулярно. Нормальному упаковочному производству нужно работать и на том, и на другом рынке и активно искать новых, «неизбалованных» клиентов.

ГАРТ: На журнальном рынке тоже все хорошо?

С. Т.: Вроде, все нормально. Конечно, производство у нас небольшое, не сравнить с типографией «Алмаз-Пресс», но мы много печатаем, планируем в скором времени поставить третью машину, тоже шестнадцатистраничную.

ГАРТ: Сколько же площадей Вам приходится арендовать под все свои проекты?

С. Т.: Очень много. В Москве и Химках в общей сложности более 7 тыс. м2. А работают во всех подразделениях на сегодняшний день около 500 человек. Основная задача, которая перед нами стоит - строительство собственного здания. Оно будет размещаться в Сходне. Предполагаемая площадь - 15 тыс. м2. Хочется не стоять на месте, привезти еще что-нибудь из оборудования, «попробовать» другие направления. Но, конечно, весь комплекс будет строиться постепенно.

ГАРТ: Большой секрет, что планируется «пробовать»?

С. Т.: Есть множество направлений, которые в России пока не так хорошо развиты, даже на вполне успешном, казалось бы, упаковочном рынке. Например, можно было бы приобрести оборудование для промышленного производства упаковки из микрогофрокартона.

Вообще, мы пробуем разные вещи. Например, самая большая проблема российских типографий - мелованная бумага. Будь она российского производства и по нормальной цене, объемы печати и денег в полиграфии существенно выросли бы. Если бы кто-то пришел и поставил бумагоделательную машину, то начался бы новый этап развития рынка, все стало бы совсем хорошо.

Мы пытаемся экспериментировать и на существующих мощностях. В результате уже получалась мелованная бумага, качество которой было удовлетворительным для некоторых журнальных заказов. Будем экспериментировать и дальше, надеюсь, результат будет.

ГАРТ: Суммарный объем перерабатываемой бумаги по всем предприятиям группы, видимо, очень большой. Импортируете ее сами?

С. Т.: Да, импортируем сами. Всего получается около 800 т в месяц. Но это тоже проблема - то у таможни меняются правила, и они перестают выпускать грузы, пока не поступит указание, то выпадет снег и большегрузные автомобили просто перестают ездить... А у нас заказы на печать журналов жестко привязаны к срокам, и штрафные санкции за неисполнение обязательств - немалые.

ГАРТ: Сергей, какие еще планы на будущее?

С. Т.: Мы создали некоторую группу, которая будет заниматься сервисным обслуживанием печатных машин Heidelberg. С моей точки зрения, это не конкуренция, а помощь производителю машин. Мы часто даже на себе ощущаем то, что машин установлено уже очень много, а возможности сервисной службы «Гейдельберг СНГ» не безграничны. Такая услуга, мне кажется, будет востребованной на рынке.

ГАРТ: Как решаете кадровые вопросы?

С. Т.: Как и все - готовим специалистов собственными силами. Те, кто приходит наниматься на работу, знают только одно: зарплата должна быть 1 тыс. долл. Приходит человек устраиваться на работу печатником, подходит к машине и тут выясняется, что он даже бумагу зарядить не умеет...

Проблема в том, что уже опытных людей сманивают подчас на деньги в три раза большие, чем они получают у нас. Удержать их очень сложно. Но мы, конечно, работаем в этом направлении. Стали даже подумывать о том, чтобы построить в Сходне на том же участке жилой дом для сотрудников. Возможно, это тоже послужит своего рода дополнительной мотивацией.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства