НОМЕР 6 ИЮНЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Анатолий
Федорович
ГОРБАЧ
«Растр-Технология»
Технический директор
Руководитель
направления
ротационных
штанцевых форм
Виктор
Николаевич ИКОННИКОВ
«Растр-Технология»
Руководитель направления плоской штанцевальной оснастки

ГАРТ: Ваша компания - один из лидеров среди производителей оснастки. Скажите, как развивается российский рынок штампов для плоской высечки в последние годы?

А. Г.: Если говорить об объемах продаж, то они продолжают расти, хотя и не такими темпами, как до 2003 г. По нашим оценкам, за прошедший год рост составил около 20%.

ГАРТ: Московский рынок плоских штампов - самый емкий в России?

В. И.: Смотря что понимать под московским рынком. Да, в Москве принимается и выполняется самый большой объем заказов, но сделанная здесь оснастка работает потом по всей стране и ближнему зарубежью.

Хотя, если говорить об оснастке для высечки из гофрокартона, то большинство крупнейших потребителей действительно располагаются в Московской и близлежащих областях.

ГАРТ: Скажите, а оценка российского рынка в 50 км ножей в месяц является приблизительно правильной?

В. И.: Возможно, если считать только по плоским формам. Но общая проблема производителей оснастки состоит в том, что никто из них точный объем рынка не знает. Посчитать его - задача некой ассоциации производителей оснастки, но пока таковой в России не существует.

ГАРТ: Ну а сколько, по Вашему мнению, на сегодня производителей оснастки для высечки?

В. И.: Тех, кто занимается производством штампов на продажу - несколько десятков.

ГАРТ: Но есть всего две компании, способные производить плоскую оснастку, которая может работать на высокоскоростных автоматических машинах?

В. И.: Сегодня, конечно, уже больше. И в Москве, и в СПб есть фирмы, которые имеют все необходимое оборудование, чтобы делать оснастку для плоской высечки с качеством на уровне европейского. Кроме своей компании, к основным игрокам мы бы отнесли «Лазерпак», «Лазерформ» и «Лазерлайн» - в Москве и Подмосковье и «Политроник», «Лэнси», ДШС - в СПб. Состав этот практически не меняется, поскольку входной барьер для нашего рынка достаточно высок.

ГАРТ: Составляют ли конкуренцию российским производителям зарубежные компании?

В. И.: Практически нет, так как качество оснастки среднего уровня за последние годы «подтянулось» к европейскому, а условия поставки остаются гораздо более привлекательными. Я имею в виду цены (с учетом отсутствия таможенных барьеров) и оперативность, обусловленную близостью к клиенту. Исключение составляет сектор hi-tech инструмента - штампы типа «сэндвич» и стальные контрплиты, которые в России пока никто не производит. По большей части они потребляются производителями упаковки для таких табачных гигантов, как BAT и Philip Morris, которые давно наладили свои связи с поставщиками инструмента в Европе.

ГАРТ: Скажите, а каковы перспективы расширения вашего бизнеса в регионы? В страны СНГ?

А. Г.: Мы активно работаем в регионах через филиалы в СПб, Новосибирске, Снежинске и Самаре. Вторым по объему после московского является рынок СПб, где наш филиал работает уже год.

А вот с расширением бизнеса в страны СНГ все обстоит проблематичнее. Сложности возникают из-за наличия местных производителей, которые, делая оснастку не очень высокого качества, предлагают более выгодные цены, а также таможни. Тем не менее, мы работаем с заказчиками из Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Грузии и даже Литвы.

ГАРТ: Сколько всего у вас заказчиков?

В. И.: Полный список составляет около 2 тыс. компаний. Но 80% продаж приходится на 250 постоянных клиентов.

ГАРТ: Уровень требований растет или просто происходит расслоение заказчиков в зависимости от запросов (обычная и высококачественная оснастка)?

А. Г.: В любой развивающейся отрасли промышленности, а производство оснастки для высечки относится к таким отраслям, с ростом требований конечного потребителя, покупающего товар в картонной или гофрокартонной упаковке, растут и требования ко всем технологическим компонентам процесса производства этой упаковки.

В. И.: Конечно, большинство потребителей оснастки - те, кто сделал ставку на производство упаковки в промышленном масштабе - постоянно развиваются технологически, чтобы предложить своим клиентам упаковку высокого качества в самые сжатые сроки. Производителям оснастки приходится не отставать - оперативно поставлять качественный инструмент, чтобы исключить простои оборудования у клиента. А расслоение всегда было, есть и будет. Мы, например, специализируемся на сложных работах. Есть уникальные возможности, которые может предложить только наша компания. Когда другие производители отказываются делать, заказчики знают, что нужно идти в «Растр», там справятся.

ГАРТ: Интересно, Вы считаете, что ваши штампы самые лучшие на рынке?

В. И.: Я готов ответить за то, что они самые износостойкие. Я имею в виду технологию и ножи mpower от нашего партнера - немецкой фирмы Marbach, которыми в России мы пользуемся на эксклюзивных условиях.

ГАРТ: Но у Вас, видимо, и самые высокие цены?

В. И.: Я бы так не сказал, если сравнивать инструмент, изготовленный примерно из одинаковых материалов по схожему технологическому процессу. Вообще, все зависит от сложности работы. Другое дело, что мы, как и другие производители оснастки для высечки, продолжаем закупать все расходные материалы в Европе. Поэтому памятные всем дни, когда евро обогнал доллар, не принесли ничего хорошего ни нам, ни конкурентам. В связи с этим, в начале текущего года многие производители оснастки либо перешли на цены в евро, либо ввели свои условные единицы - где-то посередине между евро и долларом, пытаясь таким образом компенсировать потери. Но у нас, как и в целом по рынку, цены остались почти на том же уровне в рублевом эквиваленте или увеличились очень незначительно, несмотря на то, что мы постоянно совершенствуем производство, расширяем парк оборудования.

ГАРТ: Интересно, а нужно ли производителю оснастки самое современное оборудование и технологические возможности или можно на оборудовании десятилетней давности выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям любого клиента?

А. Г.: Еще 10 лет назад почти никакого оборудования, кроме нескольких непрофессиональных лазерных комплексов и ручных станков для обработки линеек, в нашей сфере бизнеса в России вообще не было.

Насчет необходимости приобретения того или иного оборудования каждый решает сам. Мы, например, не видим для себя другого пути кроме постоянного улучшения качества оснастки и повышения производительности труда. Поэтому нам без современных станков никак не обойтись. Это характерно и для других компаний, которые позиционируют себя в группе лидеров. Прогресс, как известно, остановить нельзя.

В. И.: Но оборудование без людей не работает, и каким бы хорошим оно ни было, ошибка на этапе конструирования штампа приведет к тому, что он не будет нормально работать. Есть типографии, в которых очень много внимания уделяется проектированию упаковки, но очень часто дизайнеры-полиграфисты совершенно не представляют себе, как она потом будет производиться. Поэтому нашим конструкторам приходится исправлять ошибки клиента и проектировать штамп правильно.

А. Г.: Да, причем от того, насколько хорошо спроектирован штамп, правильно подобраны материалы и качественно выполнена сборка, зависит его тиражестойкость. А время на приладку вообще может различаться в несколько раз.

ГАРТ: А насколько важна технологическая поддержка клиента?

В. И.: Это обязательный компонент работы производителя оснастки. И требуется такая поддержка, в первую очередь, тем, кто производит упаковку в промышленных масштабах и считает буквально минуты простоя своего оборудования. Хотя, справедливости ради, отмечу, что и лучшие представители рекламной полиграфии работают в том же ритме.

Есть граница ответственности между производителем штампов и клиентом. Оператор пресса может испортить инструмент или не так его поставить. Есть же еще и третья сторона - поставщик оборудования. Поэтому у нас в штате есть квалифицированные сервисные инженеры как по плоскому, так и по ротационному инструменту, которые могут посоветовать клиенту, как поступить при возникновении проблемы. Мы сотрудничаем с представительством Bobst, проводим совместные семинары, наши специалисты присутствуют при установке нового оборудования. Кроме того, для предоставления сервиса российским потребителям hi-tech инструмента производства Marbach наша компания была сертифицирована по ремонту штампов для производства табачной упаковки.

ГАРТ: А многообразие машин для высечки доставляет много проблем?

В. И.: Если честно, то много. Появляется все больше китайских машин, на drupa мы еще раз в этом убедились. Проблема не в том, что они плохие, просто когда специалист оценивает возможности высекального оборудования, он, в первую очередь, уделяет внимание возможности быстрого перехода с тиража на тираж, удобству смены инструмента. А в китайских машинах порой встречаются такие решения, что смена тиража занимает несколько часов.

А. Г.: Вообще, производство оборудования в Китае развивается очень высокими темпами. Если несколько лет назад они делали только простейшие ротационные машины, то сегодня качество выросло. Учитывая цены, а также относительно небольшие размеры российских предприятий, можно предположить, что через некоторое время китайское оборудование составит серьезную конкуренцию европейскому. Однако с развитием рынка и ростом размеров компаний большее внимание будут уделять именно качеству.

ГАРТ: А что еще можно отметить из тенденций рынка?

В. И.: Мы наблюдаем вторую волну развития рынка гофротары. На первом этапе все устанавливали недорогие ротационные машины для высечки простой тары. Теперь требования клиентов растут, и все больше производителей упаковки приобретают и машины для плоской высечки, которые обеспечивают производство коробок более сложных конструкций с гарантированным качеством.

ГАРТ: Но по оснастке для ротационной высечки вы по-прежнему - единственные производители в России?

А. Г.: Есть несколько производителей упаковки, у которых собственное оборудование для производства ротационных штампов, но большинство делаем мы. Я не знаю о поставках оснастки других производителей.

ГАРТ: Давно работаете на этом рынке?

А. Г.: Когда стало появляться все больше машин для ротационной высечки гофротары, их владельцы были вынуждены пытаться производить оснастку самостоятельно или заказывать ее за границей. Поэтому в феврале 1999 г. мы изготовили первую ротационную форму для машины РОТО 1600 производства «Флексопак». А уже через год производили формы для десяти различных диаметров валов ротационных машин. На сегодняшний день мы делаем оснастку уже для 26 диаметров, и это не предел.

ГАРТ: У вас теперь есть и новый лазер?

В. И.: Да, в начале июня в Обнинске введен в эксплуатацию новый комбинированный лазер, который может резать фанеру как для ротационных, так и для плоских штампов. Это очень хорошая модель, на сегодня - самый быстрый комбинированный лазер в Европе. Производитель комплекса - наш немецкий партнер, фирма Marbach.

Это приобретение очень важно для нас, поскольку сейчас многие западные компании открывают здесь производства упаковки, а это крупные потребители оснастки. По нашим оценкам, еще несколько лет рост рынка будет существенным, и теперь мы к нему готовы.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства