НОМЕР 4 АПРЕЛЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Арсений
МЕЩЕРЯКОВ
Agey Tomesh

ГАРТ: Арсений, Вашей студии давно не видно на выставках. Это уже не нужно?

А. М.: Вы, видимо, имеете в виду «Дизайн и Рекламу»? Да, в ней мы участия уже не принимаем. Теперь нас интересуют несколько другие выставки, в частности, «АРТ-Москва», поскольку цель состоит не в продвижении услуг по дизайну, а в представлении наших художественных проектов.

На сегодня Agey Tomesh - это арт-группа, и кроме дизайн-студии у нас есть другие направления: издательство, выпускающее различные книги и журнал WAM, и галерея, где реализуются художественные проекты.

ГАРТ: Сколько на сегодня сотрудников в Agey Tomesh?

А. М.: Около сорока. Но костяк, с которого все начиналось в 1991 г., остался прежним.

ГАРТ: Судя по всему, вы не похожи ни на одну из российских дизайн-студий?

А. М.: Мне кажется, мы никогда и не были на них похожи. Дизайн для нас всегда являлся не просто бизнесом, хотя многие считают нас самой коммерческой студией. Это не так. Все остальные - еще более коммерческие. Мы никогда не работали только ради денег. Любой проект должен быть адекватен и с точки зрения эстетики, и с точки зрения нашего понимания современного искусства. Все, что сделано нами после кризиса - это решение художественных задач.

ГАРТ: Почему именно после кризиса?

А. М.: Когда случился кризис, закончились легкие деньги и возник вопрос, что делать дальше. Экономическая стимуляция оказалась в тот момент нереализуемой. Можно было сократить персонал, пить пиво и дожидаться лучших времен, не занимаясь тем, что денег не приносит. Некоторые так и поступили. Мы же в тот момент приняли одно из самых важных в истории студии решений: раз нет денег - давайте заниматься тем, что интересно. Именно тогда и произошел поворот от коммерческого к некоммерческому. В плане мотивации.

В момент кризиса мы уже входили в лидирующую группу дизайн-студий, а после него, благодаря этому решению, нам удалось оторваться от многих, кто на полгода с рынка практически ушел.

Мы делали интересные для себя проекты, при этом практически ничего не зарабатывая - за те деньги, которые мог заплатить клиент. Но именно к тому времени относятся несколько календарей, которые до сих пор остаются одними из лучших работ студии.

Мы не пытались сэкономить на таких технологических моментах, как отделка, и делали действительно качественные работы. Просто была уверенность в том, что деньги, которые мы не заработали, вернутся по-другому.

ГАРТ: Так и вышло?

А. М.: Да, на сегодняшний момент дизайн-студию Agey Tomesh, наверное, можно назвать преуспевающей. Наш продукт - это высококачественный дизайн: годовые отчеты, буклеты, календари...

ГАРТ: Это специализация?

А. М.: С одной стороны - да, это смотрится как специализация. Но тот же самый календарь, когда мы его делаем для крупного и адекватного заказчика, дает очень широкие возможности и колоссальный простор для эстетического маневра. Это некий художественный проект, который мы выполняем от лица конкретной торговой марки. Так что называть это специализацией было бы неправильно. Визуальный продукт для крупнейшего металлургического комбината и для современного художника - совершенно разные вещи, со всех точек зрения.

ГАРТ: А если к Вам придет клиент и попросит сделать дизайн упаковки?

А. М.: К нам такие не приходят. Мы уже так много раз «не делали упаковку»! Стараемся также не заниматься рекламой в прессе и фирменным стилем, несмотря на то, что это наиболее массовые продукты и для кого-то неплохой бизнес.

ГАРТ: Услуги по дизайну в Agey Tomesh, видимо, недешевые?

А. М.: Конечно, мы ведь должны получить адекватную компенсацию за наш труд. Но сдается мне, что наши цены не настолько уж высоки, как многим кажется.

Сейчас дизайн - основной продукт Agey Tomesh, но мы стремимся, чтобы таким же массовым продуктом стали книги, которые мы издаем. Мы даже открыли свой собственный магазин для их реализации.

Вообще, издательские проекты являются наиболее гибкими и эффективными для отображения визуальной культуры. Недавно мы в самые сжатые сроки сделали подарочный трехтомник совместно с группой «Интеррос». Издание представляет каждый год ХХ века в изображениях и газетных цитатах. Сигаретные пачки, плакаты, фарфор, другие образцы материальной культуры хранят и передают атмосферу своего времени. Очень интересная работа!

ГАРТ: Интересно, а где вы печатаете свои книги?

А. М.: Книги в переплете - в Австрии, все остальное - в «Линии График».

ГАРТ: Если мы говорим о бизнесе, то сколько стоит, например, этот трехтомник?

А. М.: Он был изначально задуман как подарочное издание с ограниченным тиражом - 1100 экз. для группы «Интеррос». Осталось несколько десятков комплектов, которые сейчас продаются по цене 600 долл.

ГАРТ: Ну а журнал WAM? Как обстоят дела с ним?

А. М.: Нельзя сказать, что просто. Но то, что вышел уже десятый номер, говорит о многом. Для нас это серийный издательский продукт. Именно из-за этого его назвали журналом. Концепция заключается в том, что каждый номер - это некая выставка. Не зря он называется «World Art Музей». Например, десятый номер - немецкий. Предыдущий, сдвоенный, был посвящен актуальному российскому искусству.

ГАРТ: Работа издательства, видимо, намного больше похожа на бизнес - есть план выхода журнала, есть программа по изданию книг?

А. М.: Да, конечно. Это огромный труд целого коллектива. Такие работы можно распланировать и поставить на поток, ведь кроме идеи, концепции, есть редактирование, сканирование, верстка и все остальное.

ГАРТ: Похоже, нежелание ставить на поток дизайн характерно для многих российских студий. А нет опасений, что рано или поздно придут организованные западные дизайн-студии, которые заберут у местных всех хороших клиентов?

А. М.: Я сомневаюсь, что на Западе есть студии, чей бизнес предполагает экспансию в Россию. В бизнесе, основой которого является дизайн, все процессы должны быть подстроены под творчество, иначе художнику работать будет неинтересно или неудобно, и хороших результатов такая студия никогда не добьется. Поэтому трудно открыть филиал вдалеке от творческого руководства. Группой рекламных агентств может руководить профессиональный менеджер, а вот отдельной дизайн-студией - только художник.

Что же касается Вашего вопроса, то я считаю, что западные дизайн-студии сюда не придут. В большинстве своем - это тоже небольшие организации, которые в принципе не могут куда-то «прийти». Так же, как Agey Tomesh, будучи большой по московским меркам студией, не может прийти, например, в Калугу. Не потому, что там нет заказов, просто это очень сложно.

А вот сетевые агентства в Россию уже давно пришли, и конкуренция с ними растет. Мы пересекаемся, причем на такой несвойственной сетевикам продукции, как годовые отчеты. Понятно, что это дорогие и выгодные заказы, поэтому сетевые агентства пытаются на этом рынке играть.

ГАРТ: И как удается конкурировать с ними?

А. М.: Студия хорошего уровня справляется с этим свободно. Но уровень студии надо постоянно повышать, иначе в какой-то момент ей останутся только работы по 500 долл.

ГАРТ: И как повышать уровень?

А. М.: Стремиться получать и реализовывать какие-то амбициозные проекты. Это - лучшая реклама и продвижение для студии.

ГАРТ: Кто-то уходит из графического дизайна и начинает делать часы и ювелирные украшения, а вы занялись издательством и «актуальным искусством»?

А. М.: Определяющей для нас является возможность реализации художественных идей, где бы они ни воплощались - в разработках дизайн-студии, в издательстве или в проектах, которые мы организуем в нашей галерее.

Мы не уходим от графического дизайна. Просто наше интеллектуальное поле деятельности становится все шире. На мой взгляд, сейчас на рынке происходят изменения «тектонического» масштаба. Мы хотим следовать этим изменениям, и именно поэтому выходим на новые рынки.

Например, с развитием цифровых технологий появляются новые возможности, не замечать которые может только недальновидный человек. Мы активно осваиваем это направление, и небезуспешно. Работы Agey Tomesh, созданные в рамках проекта «Стены и потолки», продавались на аукционе ArtLink@Sotheby's - одном из отделов известного лондонского аукционного дома Sotheby's. Нам вообще кажется, что искусство XXI века - это искусство очень крупных проектов.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



















































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства