НОМЕР 4 АПРЕЛЬ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Андрей
ЛОГВИН
ЛОГВИНDesign

ГАРТ: Андрей, в ГАРТ неоднократно обсуждался вопрос, является ли дизайн бизнесом. А что Вы думаете по этому поводу?

А. Л.: Да, для кого-то это действительно бизнес. Если говорить о российском рекламном рынке, то я могу привести два примера: Agey Tomesh и студию Артема Лебедева. Там люди занимаются поточным производством.

Для меня дизайн - способ «прокормиться». В свое время я стоял перед выбором, кем стать: художником или дизайнером. Выбрал дизайн, и не жалею. Эта работа увлекает, и мысли о том, что занимаюсь чем-то не тем, что денег зарабатываю мало, не приходят.

Но несмотря на то, что это занятие приносит деньги, я бы не стал называть его бизнесом, ведь вещь эта неплановая, неритмичная и непрогнозируемая.

Она не вписывается ни в одну бизнес-модель. Мы делаем штучные вещи, может быть, один заказ в месяц, по нетипично высоким для Москвы ценам.

ГАРТ: Что мешает Вашему занятию стать бизнесом?

А. Л.: Видите ли, я совершенно четко понимаю, что для этого необходимо, но, с другой стороны, так же четко понимаю, что никогда этого не сделаю. Не потому, что не смогу, а потому, что в этом случае нужно будет полностью перестроить мозги и пожертвовать некоторыми базовыми ценностями.

Один мой знакомый сумел реализовать хорошую бизнес-модель на рынке цифровой печати. Теперь у него есть идея сделать то же самое на рынке дизайнерских услуг. Но я считаю, что тогда уж нужно быть «монстром» с очень известным именем, чтобы приходили заказчики и платили нормальные деньги, а не 500 долл.

ГАРТ: Но ведь Логвин - именно такое имя?

А. Л.: Ну что такое мы? Просто маленькая студия, делающая штучные вещи. Известная, конечно... Даже несмотря на то, что в выставках и фестивалях мы участвуем редко.

ГАРТ: Известность началась, видимо, с «Жизнь удалась!»?

А. Л.: Да, это было в 1997 г. Кстати, этот плакат до сих пор продается - раз в месяц приезжает распространитель, берет очередную партию и расплачивается за проданную. Не самые большие деньги, но на оплату сотового телефона хватает и еще остается.

На самом деле, нам повезло - удалось создать имидж «известных и дорогих». И клиенты, которые обращаются, адекватны нам. Они хотят заказывать именно у нас, потому что считают, что мы не похожи на других. Работать с такими клиентами интересно и приятно. Мне не приходится искать заказы, которые могли бы быть хорошо выполнены в моем стиле. Да и сам «мой стиль» при всей узнаваемости - достаточно гибкий и разнообразный.

Есть дизайнеры, которые могут работать только в одной, определенной манере. Я же могу сделать как угодно - и «попсово», и «непопсово». Но известность - тоже палка о двух концах. Некоторые клиенты, с которыми у нас наверняка получилось бы работать, полагая, что у Логвина цены запредельные, даже не приходят. А напрасно!

ГАРТ: Но в ЛОГВИНDesign только один дизайнер - Вы, а желающих что-то заказать гораздо больше. Может быть, имеет смысл расширить штат?

А. Л.: Можно было бы, буквально по Марксу, набрать людей, платить им одну тысячу, а продавать их труд за три. Только хороших дизайнеров сейчас найти непросто. Кроме того, все равно придется отслеживать все, что они делают. Мне комфортнее пропускать все через себя, выставляя клиенту высокие цены.

Я всегда работал один. Сейчас, конечно, все стало намного более формальным и структурированным - приобретена квартира под студию, есть человек, который занимается Интернетом и поддерживает сайт.

На самом деле, я, конечно, не все делаю сам. Практикуем сессионную работу, привлекаем лучших профессионалов. Недавно был заказ - логотип и анимация - для крупнейшего химического концерна. Я приглашал иллюстратора, анимацию делали специалисты. Получилось, что над одной телевизионной заставкой работало шесть человек. Сделали в безумно короткие сроки, клиент остался доволен.

ГАРТ: Интересно: но ведь у этого концерна есть сетевое рекламное агентство, которое с большим удовольствием взялось бы за такую работу?

А. Л.: Как раз большие клиенты - особенно это характерно для американского рынка - иногда хотят добавить «свежей крови», сделать что-то добротное, но нетипичное. Насколько я знаю, графику для новой кампании HP «с плюсами» при наличии массы сетевых агентств разрабатывала маленькая американская студия. И получилось хорошо.

ГАРТ: Тем не менее, сетевые рекламные агентства занимают сегодня очень уверенные позиции на российском рынке. У некоторых из них есть собственные студии или большие отделы дизайна. Это конкуренты?

А. Л.: Конечно, причем с очень большими возможностями. Но мне кажется, что мы, не имея многомиллионных медийных бюджетов, можем противопоставить сетевым агентствам доброе имя и хорошую креативную составляющую. И это приносит успехи. Например, в прошлом году мы сделали две заметные кампании в области наружной рекламы. Они четко работают, и о них много говорят.

ГАРТ: Одна из них, видимо, журнал «Финанс»?

А. Л.: Да, а вторая - Mega Moll. Клиентам стало достаточно просто объяснить, что, заплатив дороже за креатив, можно сэкономить на размещении. Не придется покупать много поверхностей, чтобы добиться эффекта.

Если продолжить о конкуренции российских и западных студий, то можно вспомнить заказанные за рубежом логотипы «Русала» и банка «Траст». Я уверен, в России есть не менее двух десятков студий, способных сделать эти работы не хуже и при этом на порядок дешевле.

То же самое можно сказать и об упаковке. Например, сок Rich - это работа Сергея Кужавского. На мой взгляд, лучший дизайн упаковки.

ГАРТ: А Вы сами дизайном этикетки и упаковки не занимаетесь?

А. Л.: Почему же, делаем иногда, когда есть адекватный заказ. Для одного из мужских журналов делали, например, этикетку эксклюзивного коньяка Mar-tell. Тираж - всего 200 экз.

Вообще, с упаковкой ситуация потихоньку меняется. Постепенно к заказчикам приходит понимание того, что российские дизайнеры могут делать работы не хуже заграничных. Надеюсь, мода на западный дизайн пройдет. Но пока еще многие думают, что мы тут «лаптем щи хлебаем», а на Западе «все круто». Существует парадоксальная «симметрия» мнений: когда я читаю лекции в Европе, например, в Швейцарии, местные дизайнеры удивляются, насколько у нас живой и эффективный дизайн.

ГАРТ: Но ведь многое зависит и от самого заказа, и от адекватности требований конкретного клиента. Вот Вы, например, можете отказаться от заказа, работа над которым кажется Вам неинтересной?

А. Л.: Нет, я никогда не работаю просто для собственного удовольствия. Я делаю работы, отвечающие запросу клиента. Проблема в том, что для создания дизайна мне необходимо точно понять задачу. Если делать этикетку на водку, то месяц придется «въезжать» и анализировать перед тем, как придумать хороший вариант.

ГАРТ: Но больше 90% заказчиков не требуют настолько тщательно проработанного решения. Им нужен дизайн, сделанный «на четыре», и, разумеется, они пойдут в западные дизайн-студии, где такой продукт поставлен на поток.

А. Л.: Получат, скорее, «на три с плюсом». Но есть и наши молодые ребята, которые делают сегодня очень «крепкий» и при этом продуманный дизайн. Их только в Москве несколько десятков. А вот зарубежным дизайнерам хорошие работы для российских заказчиков делать трудно - развитие нашего рынка идет очень быстро, и западные дизайнеры за ним просто не успевают. Да, работы для России делают сегодня и в Америке, но выполняют их тоже наши люди.

ГАРТ: Видимо, зарубежные студии будут приходить на наш рынок путем покупки российских?

А. Л.: Наверное. Мне, по крайней мере, неоднократно предлагали создать большую студию в рамках одного из сетевых агентств. Понятно, что зарплата там была бы больше, чем я зарабатываю сейчас, но мне уже не хочется ничего менять.

ГАРТ: То есть, жизнь удалась?

А. Л.: Просто есть уверенность в своих силах и спокойствие по поводу будущего. Процветание неизбежно.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">













































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства