|
Андрей
ВАСИЛЬЕВ
«Нисса Центрум СНГ»
Технический
директор |
ГАРТ: Андрей, Вы давно занимаетесь
поставками оборудования для трафаретной печати?
А. В.: Около десяти лет. В 1994 г., отдыхая в Алуште, я познакомился с
человеком, который долго рассказывал мне о ракелях, рамках и сетках.
Все это показалось мне интересным, поскольку тогда у компании, которую
мы учредили с моими друзьями, никакого бизнеса кроме торговли
компьютерами не было, да и тот уже сходил на нет.
А трафаретная печать в России находилась, можно сказать, в зачаточном
состоянии. В том же 1994 г., когда делался первый проект с фирмой «Нисса»,
мы были практически единственными поставщиками. Реально поставки
оборудования начались в конце 1995 г. Продажи в те времена были,
конечно, не очень большими. А вот когда в конце 1999 г. был создан
проект «Нисса СтенсАрт», это стало уже серьезно.
ГАРТ: Видимо, как раз в это время типографии стали проявлять интерес к
серьезным трафаретным машинам?
А. В.: Да, в середине 90-х все начиналось с маленьких ручных машин, с
помощью которых люди ухитрялись печатать практически на всем. Переход
на полуавтоматическое оборудование наметился в 1996 г., когда на
российском рынке появились бывшие в употреблении машины Argon и Svecia.
Эта техника была наиболее доступна в то время, на ней все и учились
работать.
Серьезно компания «Нисса» занялась полуавтоматическими машинами в 2000
г. Именно в это время стали поступать запросы на них от
полиграфических предприятий. Сначала - от производителей открыток,
после них пришли журнальные типографии. Спрос на эти машины стал расти
очень быстро.
Нашим первым клиентом была типография «Август Борг», которая приобрела
полуавтоматическую машину американской фирмы M&R, чтобы делать на ней
выборочное УФ-лакирование. Вторую машину мы продали через пару месяцев
в типографию LBL.
ГАРТ: А какой была производительность тех машин?
А. В.: Простые машины используют тот же принцип, что и тигельные
машины высокой печати. Запечатываемый материал размещается на плоском
столе, и форма, соответственно, тоже плоская. Поэтому их максимальная
производительность - до 1,5 тыс. оттисков в час.
ГАРТ: Но для большой типографии этого недостаточно.
А. В.: По опыту наших клиентов, максимальная загрузка
полуавтоматической машины такой конфигурации составляет 250 тыс.
оттисков в месяц. Несмотря на простоту, это достаточно универсальное
решение. Я думаю, типографии, которая решила заняться трафаретной
печатью, логично начать именно с приобретения простой машины формата
70і100 см. Основной областью ее применения будет УФ-лакирование -
сплошное и выборочное, но при желании она позволяет заняться и
производством рекламной продукции. Можно приобрести полуавтомат с
ручным накладом и выкладом листа, но, на наш взгляд, целесообразно
добавить еще и опцию автоматического выклада листа.
ГАРТ: А ручной наклад позволяет обеспечить достаточную точность?
А. В.: На сегодня многие типографии используют именно
полуавтоматические машины, и делают работы, требующие достаточно
точного совмещения. У нас есть клиент, который на самой простой машине
делает даже копии картин. Представляете себе: копия в 52 краски. Ну а
для выборочного УФ-лакирования точность тем более достаточная.
Конечно, в комплекте необходима и УФ-сушка. Цены таких конфигураций
начинаются с 15 тыс. евро. Мы совсем недавно поставили две такие линии
- в пермскую и тюменскую типографии.
ГАРТ: А более производительное оборудование?
А. В.: Следующим уровнем является более дорогая машина с высокими
производительностью и степенью автоматизации. В ней реализуется схема
с печатным цилиндром: однооборотная или стоп-цилиндровая.
Производительность таких машин может достигать 3,5–4 тыс. оттисков в
час.
Полностью автоматическая конфигурация обойдется в 120 тыс. евро, но
она сможет справляться уже и с существенно более высокой загрузкой.
Такие машины популярны сегодня в журнальных типографиях, а достаточно
стабильный спрос на них появился в 2002 г.
ГАРТ: Разница в цене между простой и высокопроизводительной машинами
ощутимая.
А. В.: Да, пока она существенна. Причем машины фирмы SPS, использующие
стоп-цилиндровую схему, еще дороже. Эта немецкая фирма является
лидером на рынке высокопроизводительных машин, и именно ее продукцию
мы представляем на российском рынке. SPS Rehmus - не только лидер, это
фирма, которая сделала первую в мире «цилиндровую» машину.
Стоп-цилиндровые трафаретные машины SPS разрабатывались для печати на
ценных бумагах, банкнотах, в производстве кредитных карт. И у нас на
сегодня три больших проекта, связанных именно с этими областями
применения.
Эти машины - очень точные. Еще одна традиционная область их применения
- создание деколей - рисунков для фарфора.
ГАРТ: Да, область применения трафарета - достаточно широкая...
А. В.: Хотелось бы отметить, что возможности даже такого простого, на
первый взгляд, процесса, как лакирование, очень широки, а комбинация
этой технологии с другими дает самые разные эффекты. Все зависит от
фантазии дизайнера. Существуют различные специальные лаки - фактурные,
глиттерные - которые широко используются в изготовлении рекламной
продукции, открыток, упаковки. Есть предприятия, правда, их пока
немного, которые освоили самые разные «фокусы» и продолжают идти
вперед.
ГАРТ: Трафарет отличается тем, что толщина слоя наносимого лака может
быть очень большой. А каков максимум?
А. В.: При желании - 0,6–0,8 мм. Получается практически слой стекла.
ГАРТ: Кроме УФ-лакирования, типография сможет печатать УФ-красками?
А. В.: Да, конечно, причем на самых разных материалах, и тоже в
комбинации с офсетной печатью.
ГАРТ: А допечатные процессы?
А. В.: Они похожи на обычные офсетные. Нет никаких сложностей.
Конечно, несколько дольше - процесс производства формы занимает от 15
до 30 минут.
ГАРТ: Существует мнение, что цены на краски и лаки для УФ-трафарета
достаточно высокие?
А. В.: Это не совсем так. Простой УФ-лак стоит меньше 10 долл. за
литр. При сплошном лакировании литра хватает на 120 м2. Специальные
лаки стоят дороже, но они и используются обычно для выборочного
лакирования, поэтому себестоимость оттиска существенно не вырастает.
ГАРТ: Расскажите, как дела на рекламном рынке?
А. В.: У нас на рекламный рынок приходится основной объем продаж
машин. В основном, они применяются для печати POS-материалов. Печатают
и по различным жестким материалам, которые потом используются,
например, для изготовления высококачественных лайт-боксов. Кроме того,
трафаретная печать широко применяется для наружной рекламы. Недавно мы
завершили очень большой проект с фирмой Farbis. Это новый печатный
цех, где установлены пятикрасочная УФ-машина и четырехкрасочная - с
комбинированными сушками. Можно работать и УФ-, и обычными красками.
Максимальная площадь печати составляет 2,2і3,4 м.
ГАРТ: А чем не устраивают УФ-краски?
А. В.: Дело в том, что на большие щиты наружной рекламы части
изображения наклеиваются в нахлест. А клей, который при этом
используется, не обеспечивает адгезию с УФ-красками. Поэтому на стыках
фрагменты часто отклеиваются. С этой проблемой столкнулись в разных
странах. Одна из компаний даже привезла в Россию УФ-машину, специально
чтобы заниматься наружной рекламой, но ничего не получилось - по
вышеупомянутой причине.
Кстати, в полиграфии, при всех преимуществах УФ-красок, тоже есть
некоторые приложения, где они пока не могут применяться. Например,
нанесение стираемых слоев на билеты мгновенной лотереи. Крупнейшие
химические концерны над этой проблемой работают. Видимо, новинки
появятся на выставке drupa.
Но несмотря на то, что не все проблемы решены, трафаретные машины без
загрузки не останутся. Есть много примеров, когда люди покупали
оборудование для работы на одном рынке, а потом полностью
переключались на другой. В Москве, например, есть специализированное
предприятие, рядом с которым находятся три типографии. И оно работает
практически только на них, занимаясь УФ-лакированием. А наш клиент в
Киеве, который покупал машину, чтобы заниматься POS-материалами,
полностью загружен выборочным лакированием - делает его на коробках
для горилки Nemiroff.