НОМЕР 3 МАРТ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Юрий Михайлович
ТАТАУРОВ

«Авантаж1»
Директор
Екатеринбург

ГАРТ: Юрий, типография «Авантаж 1» занимается производством этикетки уже давно?

Ю. Т.: В этом году нашему предприятию исполнится 13 лет. Но начинали мы не с производства этикеток. Сначала занимались рекламной и сувенирной продукцией, делали наружную рекламу и вывески. В 1994 г. приняли решение уделять больше внимания производству полиграфической продукции и стали развивать участок трафаретной печати. В 1995 г., в дополнение к четырем имевшимся, приобрели два полуавтоматических станка форматом 70і100 и 100і140 см. Для Екатеринбурга это были серьезные мощности.

А уже в 1996 г. купили первую флексографскую машину и занялись производством этикетки.

ГАРТ: С каких этикеток начинали?

Ю. Т.: Начинали с пищевых, потом постепенно занялись и другими видами.

Первая машина была двухкрасочная, через полгода купили шестикрасочную, потом пятикрасочную, к кризису приобрели первую в России машину, оборудованную для печати УФ-красками. Сегодня у нас шесть машин, все фирмы Nilpeter.

ГАРТ: Мы неоднократно общались с крупными московскими и питерскими производителями этикетки. А как работается в Екатеринбурге?

Ю. Т.: Нормально, но мы с самого начала позиционировали «Авантаж 1» как федеральную фирму, а не просто екатеринбургскую. Еще в 1997 г. была создана сеть представительств по России, которая позволяла нам эффективно работать в самых разных регионах.

ГАРТ: Но сегодня практически в каждом регионе уже есть свои производители этикеток.

Ю. Т.: Да, ситуация с тех пор изменилась, машин установлено уже достаточно много, поэтому наш основной ориентир на сегодня - Сибирь. Там пока еще можно нормально работать. Туда достаточно сложно «дотянуться» из Москвы, а хороших заказчиков, которым необходимы наши технические возможности, там хватает.

ГАРТ: Вы имеете в виду заказчиков на более или менее сложную этикетку?

У ТИПОГРАФИИ «АВАНТАЖ 1» ЕСТЬ
СОБСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ЭТИКЕТКИ,
НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭКСПОНАТОВ КОТОРОГО
ДЕМОНСТРИРОВАЛИСЬ НА ВЫСТАВКЕ
«ЭТИКЕТКА/LABELEXPO»

Ю. Т.: Да, потому что потребность в ней есть. Когда-то, в 1996 г., мне лично приходилось объяснять клиенту, что такое самоклеящаяся этикетка и для чего она нужна. Может быть, это звучит слишком громко, но рынок формируем мы, наши менеджеры. Они предлагают технологически отработанные схемы, которые будут решать задачи, стоящие перед клиентом. Например, уже давно практически не печатается просто шестикрасочная этикетка. Даже такого понятия не существует. В зависимости от задач, мы можем предложить этикетку с двумя лаками, особенный клей, тиснение, конгрев.

Но и сами заказчики сегодня становятся все более грамотными. Требуют высокого качества, соответствия цвета выбранному номеру Pantone.

ГАРТ: Ну а в регионе конкурентов у вас, видимо, нет?

Ю. Т.: Почему же нет? Есть. Проблема в том, что вся конкуренция идет за счет цены. Появляется новая машина, устанавливается цена на этикетку, приблизительно равная цене материала, и типография начинает работать. За год набирает клиентов и поднимает цены до нормального уровня. Такая методика выхода на рынок сейчас преобладает.

ГАРТ: Но крупных заказчиков этикетки типография, в которой только одна машина, скорее всего, не устроит. Да и потом, первая машина редко покупается в хорошей комплектации.

Ю. Т.: Да, конечно, большим клиентам необходим надежный партнер. Мы - серьезная фирма, у нас собственные помещения, большой парк оборудования, опытный и профессиональный коллектив, в котором около 200 специалистов, и очень серьезный подход к контролю качества. В будущем году предполагаем пройти сертификацию по ИСО 9000. Причем мы не форсируем события, у нас на самом деле практически все готово к сертификации. Для больших заказчиков это будет важно. Так что в этом плане серьезных конкурентов, наверное, нет.

Но есть и заказчики, производящие, например, майонез, кетчуп и горчицу в маленьких партиях. Им для начала нужно 10 тыс. этикеток, но платить они за них хотят, как при тираже 10 млн экз. Рынок почти «убит», и прибыльность бизнеса сегодня совсем не такая, как несколько лет назад. Здесь очень важно не распыляться. Нужно сконцентрироваться на том, что приносит деньги, и не пытаться подобрать все заказы, которые на рынке есть.

ГАРТ: Вы имеете в виду, что нужно больше работать с крупными потребителями? Но они, видимо, делят объем между несколькими производителями этикеток?

Ю. Т.: По-разному. Кто-то делит, а кто-то работает с одной типографией. Но крупный потребитель - не обязательно решение проблемы. А если он еще и не самый стабильный плательщик...

Cреди 1500 наших клиентов есть такие, доля которых в общем объеме производства составляет 5–7%. Мы печатаем не весь их объем.

ГАРТ: Интересно, как Вы считаете, в каком направлении необходимо развиваться производителям этикеток?

Ю. Т.: Рынок однозначно растет, но чтобы на нем эффективно работать, нужно переходить от универсализации к специализации. Мы, имея свой парк из шести универсальных машин, сегодня понимаем, что нужно было изменить. Условно говоря, одну машину иметь трехкрасочную, а другую - десяти. Тогда можно было бы работать эффективнее.

Есть примеры успешных специализированных этикеточных типографий. В Москве недавно появилось такое производство. Оно занимается только одним видом продукции - печатает на термобумаге ценники для супермаркетов. Это неплохой бизнес. Есть и другие примеры, когда люди нашли хорошую нишу и успешно работают в ней, имея не самое сложное оборудование.

ГАРТ: А что можно сказать о перспективах рынка самоклеящейся этикетки?

Ю. Т.: Три-четыре года он развивался ускоренными темпами, но в последние годы прибыльность бизнеса стала падать и рост замедлился.

В разные времена бывала мода на разную продукцию. Например, платинки начинались с цены 18–20 долл. за 1 тыс. штук, а сегодня стоят 8,5 долл. Ходят слухи, что на рынке скоро появится монополист, который будет печатать эту продукцию для крупных потребителей. Мелкие заказы останутся, а основной объем уйдет к нему.

Есть еще один вид продукции, который станет в ближайшее время очень модным - термоусадочная этикетка. Два крупнейших производителя молочных продуктов уже используют ее. За ними сейчас потянутся все остальные, и начнется новый этап развития рынка. Поставщики оборудования уже сейчас предлагают всем решения для производства.

Объемы потребления некоторое время будут расти очень быстро. Цена на такую этикетку пока очень высокая, в результате чего многие начнут заниматься ее производством, и некоторое время это будет хорошим бизнесом. Но, проводя аналогию с рынком этикетки, можно предположить, что через год снижение рентабельности произойдет и в этом секторе.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">










































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства