РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В ГАРТ №3–03 мы уже писали о том, что центральная
площадь Антверпена, в пригороде которого находится штаб-квартира
бельгийской фирмы Agfa, постоянно находится в процессе реконструкции.
Как показало недавнее посещение Антверпена, реконструкция продолжается,
но речь сейчас не об этом - есть более серьезные новости.
Значительные изменения претерпевает сегодня рынок пластин. В Европе
пластины для СТР уже опережают по объемам потребления традиционные.
Даже в России их доля уже приближается к 10%. Игроки, особенно те, кто
теряет объемы продаж фототехнической пленки, стараются предпринять
максимум усилий для захвата большей доли рынка. С этой точки зрения,
покупка концерном Agfa группы Lastra - серьезный шаг с расчетом на
перспективу.
Agfa - один из главных игроков на рынке расходных материалов для
полиграфии - не так давно объявила о результатах своей работы в 2003
г. Объем продаж сократился по сравнению с 2002 г. на 10%. Это
существенный спад. По заявлению представителей фирмы, произошел он
из-за существенного снижения продаж цветной фотопленки, а также роста
курса евро по отношению к доллару.
Общий объем продаж в прошлом году составил 4,215 млрд евро. Вклад
подразделения графических систем, которое занимается продажами
допечатного оборудования, фототехнической пленки и офсетных пластин,
составляет 38,5% этой цифры. Несмотря на сокращение объема продаж,
прибыль Agfa в 2003 г. выросла, видимо, благодаря выполнению программы
по оптимизации расходов.
ДОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
ОФСЕТНЫХ ПЛАСТИН
Общий объем в 2002 г. составил 430 млн м2
В этой ситуации Agfa приняла решение о покупке
итальянской группы Lastra - четвертого по величине производителя
офсетных пластин, оборот которого в 2003 г. составил 240 млн евро.
Если до этого крупнейшие производители были очень близки по объемам
производства, то суммарная доля объединенной компании в квадратных
метрах пластин составит 38% мирового рынка.
По словам руководителя подразделения графических систем Agfa Альберта
Фоленса, Lastra прекрасно дополняет Agfa. Известно, что более половины
объема продаж пластин Agfa - это серебросодержащие пластины для систем
СТР. По информации, полученной из неофициальных источников, основной
причиной приобретения стала технология производства термальных пластин,
разработанная специалистами Mitsubishi Chemicals и перешедшая к Lastra
после приобретения последней в 2002 г. американской компании Western
Litho. Наличие двух технологий производства термальных пластин для СТР
позволит объединенной компании успешно конкурировать с крупнейшим
производителем таких пластин - Kodak Polychrome.
РОСТ ИМПОРТА
ОФСЕТНЫХ ПЛАСТИН
В 2003 г.
Да и большие мощности по производству традиционных
пластин на шести заводах, входящих в группу Latra, могут обеспечить
новому крупнейшему игроку существенные преимущества перед двумя
другими в конкуренции на сокращающемся, но все еще очень большом рынке
традиционных пластин. Ну а объединенная логистика и закупка сырья
помогут сделать бизнес более прибыльным.
В планах Agfa - оставить без изменений брэнд Lastra и существующую
дилерскую сеть. Тем не менее, информация о намерениях Agfa вызвала
много слухов, поэтому президент Lastra Роберто Зилетти обратился с
письменным разъяснением к дилерам, в котором гарантировал, что брэнд
Lastra и вся сбытовая сеть компании останутся независимыми. При этом
все дилеры Lastra получат дополнительные продукты, что приведет к
расширению поставляемой товарной номенклатуры. Видимо, имеется в виду,
что допечатное оборудование фирмы Agfa начнет продаваться под маркой
Lastra.
ДОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОФСЕТНЫХ ПЛАСТИН
В ОБЪЕМЕ ИМПОРТА
В РОССИЮ В 2003 г.
Общий объем импорта 6,7 млн м2
Пока представители обеих компаний обсуждают условия
приобретения. Оно должно состояться в конце 2004 г. и, скорее всего,
станет предметом обсуждения в антимонопольных органах Европейского
Союза.
А теперь перейдем к российскому рынку пластин. Позиции итальянских
производителей здесь не соответствуют мировым долям, а являются
гораздо более сильными. Причем на сегодняшний день на рынке России
представлены только Lastra, Plurimetal и Plate, и все они входят в
группу Lastra.
Позиции пластин Agfa существенно улучшились по сравнению с 2002 г.
Есть изменения и в долях других игроков. По просьбе представителя
Kodak Polychrome Graphics (KPG), мы публикуем теперь общую долю
пластин KPG - и немецких, и болгарских.
После печально известного таможенного кризиса с пластинами,
произошедшего год назад, вычислять доли производителей и общий объем
стало совсем непросто, но ведь российским типографиям важно знать не
долю каждого отдельного поставщика расходных материалов, а динамику
развития рынка полиграфической продукции.