|
Кирилл
УСОВ
«Берег»
Начальник
отдела рекламы
СПб |
ГАРТ: Кирилл, Вы сделали
исследование рынка бумаги, импортируемой в Россию. Поделитесь
информацией с нашими читателями?
К. У.: Конечно поделюсь. Как раз сейчас уже можно говорить о реальных
результатах 2003 г. Надо сказать, что мы такие исследования проводим
ежемесячно, на основании данных таможни по импорту бумаги в Россию.
Пожалуй, на сегодня это наиболее достоверный источник информации о
рынке.
ГАРТ: Мы тоже анализируем эту информацию. Но в этом году данные по
некоторым позициям расходятся?
К. У.: Да, и расходятся они, на мой взгляд, по одной причине: вы,
положившись на честность декларантов, анализируете импорт только по
одному коду ТН ВЭД, а мы проверяем еще и соседние коды - на предмет
нюансов декларирования. Я хочу сказать, что если в 2000–2002 гг.
подмена кодов товаров почти не практиковалась, то в 2003 г. ситуация
фактически вернулась в конец 90-х. Таможенные брокеры используют самые
разные «фокусы» для сокращения платежей. Такие вещи приходится
определять по косвенным признакам. Думаю, расхождение в 20 тыс. т в
наших оценках по мелованным бумагам объясняется именно этим.
ГАРТ: По Вашим данным получается, что потребление мелованных бумаг в
2003 г. существенно выросло, а вот по мелованным картонам, продажи
которых стабильно росли в прошлые годы, прирост составил всего 12,5%?
К. У.: Да, результаты говорят о том, что в этом году рост был не таким
существенным. Причина, видимо, в том, что производство сегодня
развивается медленнее, чем рекламный рынок. Тем не менее, бумажный
рынок, несмотря на снижение темпов роста, остается очень интересным.
ГАРТ: Но рост потребления мелованной бумаги связан, по всей видимости,
с выборами?
К. У.: Конечно, они сыграли свою роль. Осенью спрос на бумагу был
просто ажиотажным, вспомнились даже золотые времена бумажного бизнеса
в середине 90-х. Многие сходятся во мнении, что в этом году будет спад
потребления мелованных бумаг, но, на мой взгляд, развитие рынка
по-прежнему останется поступательным.
ГАРТ: Какая из бумаг лидирует?
К. У.: К сожалению, у 22% импортируемой меловки невозможно определить
марку. Но среди оставшихся 78% импорта лидер рынка в 2003 г. - Galerie
Art, а на втором месте с небольшим отрывом наша бумага LumiArt.
РОСТ ИМПОРТА В РОССИЮ
МЕЛОВАННЫХ БУМАГ
В 2003 г.
ГАРТ: А рулонные книжно-журнальные легкомелованные бумаги?
К. У.: По ним у оптовиков очень маленькая доля. Как правило,
производители работают напрямую с типографиями и издательствами.
Основным потребителем этих бумаг является «Алмаз-Пресс», это понятно.
Лидирует в этом секторе опять же M-Real, второе место с небольшим
отрывом - у UPM.
ГАРТ: Что можно сказать о картоне?
К. У.: На рынке чистоцеллюлозных картонов безусловное лидерство у
картонов для производства сигаретной упаковки. На типографии,
специализирующиеся в этом направлении, приходится 44% объема
потребления. На первом месте среди производителей картона здесь Stora
Enso. Ну а в макулатурном картоне лидер, конечно, Киевский КПК.
ГАРТ: Кстати, интересно: есть мнение, что крупным листовым типографиям
- производителям картонной упаковки - выгоднее иметь свое оборудование
для разрезки рулонного картона в листы. В этом случае можно делать к
каждому заказу оптимальный формат и, таким образом, существенно
сэкономить на отходах.
К. У.: Как известно, у любой медали есть две стороны. Может быть, те,
кто так считает, не учитывают реальный процент отходов от разрезки. А
он получится сравнительно немалым, ведь придется настраивать машину
под определенный формат, устранять косину и пр. На это уйдет некоторое
время и достаточно много картона. Рулонный картон продается по весу
брутто, а доработать рулон до конца невозможно. Всегда будет остаток
на втулке, который плохо отлеживается... На фабрике все отходы при
разрезке картона идут обратно в производство. А вот в типографии так
не получится. Кроме того, с отходов ведь тоже будет уплачена пошлина.
Кстати, у крупной типографии будет постоянно возникать противоречие
между участком разрезки и печатным цехом, которому определенный
формат, наверняка, понадобится именно тогда, когда резка будет занята
совсем другим форматом.
Так что я бы посоветовал сначала учесть все эти нюансы, а уже потом
вычислять выгоду от использования этой технологии.
РОСТ ИМПОРТА В РОССИЮ
МЕЛОВАННЫХ КАРТОНОВ
В 2003 г.
ГАРТ: Вернемся к бумажному рынку. Как шли дела в 2003 г. у компании
«Берег»?
К. У.: У нас уже несколько лет рост продаж строго соответствует росту
рынка.
ГАРТ: Может быть, ситуация на российском рынке стабилизировалась? Он
поделен крупными оптовиками, новые игроки на него не приходят и все
развивается по наезженной колее?
К. У.: Сегодня каждый следующий процент доли рынка стоит значительно
дороже, чем предыдущий. Существующий расклад сил - некий баланс, путь
минимального сопротивления.
ГАРТ: Как у «Берега» дела в Москве?
К. У.: Мне трудно оценить объем московского рынка, поэтому о доле
говорить не буду, но наш московский филиал демонстрирует очень хорошую
динамику развития продаж.
ГАРТ: А тем временем все ваши конкуренты открыли филиалы в СПб и
говорят, что у них там хорошая динамика.
К. У.: Да, появилось несколько таких филиалов, но, я думаю, у нас, как
у старожилов, есть свои преимущества. Например, логистические.
Появление конкурентов несколько изменило наше положение на питерском
рынке, но у меня есть основания полагать, что вскоре все встанет на
свои места.
СТРУКТУРА ИМПОРТА
В РОССИЮ МЕЛОВАННЫХ БУМАГ
И КАРТОНОВ В 2003 г.
Общий объем импорта 380 тыс. т
ГАРТ: Этот номер ГАРТ посвящен этикетке. Как, по Вашим наблюдениям,
складывается ситуация на рынке этикеточной бумаги?
К. У.: Она практически стабильна в последние годы. Объем импорта в
2003 г. составил 37,5 тыс. т. Если говорить о делении рынка
этикеточной бумаги между производителями, то на первом месте Ahlstrom,
а на втором - Stora Enso, третье место уверенно держит Cordenons.
Практически весь объем продается через бумажных оптовиков, и доля
«Берега» в этом сегменте превышает 30%, что очень неплохо.
ГАРТ: Даже крупные этикеточные типографии предпочитают покупать бумагу
через оптовиков?
К. У.: Порой наоборот. В свое время некоторые типографии,
специализирующиеся на этикетке, организовали собственные структуры,
импортирующие бумагу. Сейчас подобные компании конкурируют с
оптовиками, работая, в том числе, и на рынок.
ГАРТ: Российский рынок пытаются исследовать многие. Например, по
данным одной консалтинговой компании, результаты исследований которой
часто публикуются в разных изданиях, объем рынка этикеточной бумаги
ровно в два раза меньше. Что Вы думаете об этом?
К. У.: Однажды мы даже купили их исследование рынка, чтобы понять,
откуда получаются такие цифры. Как только я прочитал об использованной
методике расчета, сразу все понял: это образец исследования,
сделанного людьми, не разбирающимися в вопросе.
ГАРТ: В заключение, давайте поговорим о производителях бумаг и
картонов. Если рассматривать рынок в целом, то позиции трех финских
производителей бумаги, видимо, приблизительно одинаковые?
К. У.: В целом да. Только рейтинг выглядит так: Stora Enso, M-Real,
UPM. Вместе они имеют примерно половину российского рынка бумаги.
Нельзя не отметить еще один интересный факт: в связи с ростом курса
евро, на российском рынке стали появляться достаточно экзотические
продукты, такие как бразильский картон, тайваньские рулонные
самоклеящиеся материалы, корейская и китайская мелованная бумага.
Конечно, их доля невелика, но в своих секторах они оказывают влияние
на рынок.