НОМЕР 3 МАРТ 2004

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Кирилл УСОВ
«Берег»
Начальник
отдела рекламы
СПб

ГАРТ: Кирилл, Вы сделали исследование рынка бумаги, импортируемой в Россию. Поделитесь информацией с нашими читателями?

К. У.: Конечно поделюсь. Как раз сейчас уже можно говорить о реальных результатах 2003 г. Надо сказать, что мы такие исследования проводим ежемесячно, на основании данных таможни по импорту бумаги в Россию. Пожалуй, на сегодня это наиболее достоверный источник информации о рынке.

ГАРТ: Мы тоже анализируем эту информацию. Но в этом году данные по некоторым позициям расходятся?

К. У.: Да, и расходятся они, на мой взгляд, по одной причине: вы, положившись на честность декларантов, анализируете импорт только по одному коду ТН ВЭД, а мы проверяем еще и соседние коды - на предмет нюансов декларирования. Я хочу сказать, что если в 2000–2002 гг. подмена кодов товаров почти не практиковалась, то в 2003 г. ситуация фактически вернулась в конец 90-х. Таможенные брокеры используют самые разные «фокусы» для сокращения платежей. Такие вещи приходится определять по косвенным признакам. Думаю, расхождение в 20 тыс. т в наших оценках по мелованным бумагам объясняется именно этим.

ГАРТ: По Вашим данным получается, что потребление мелованных бумаг в 2003 г. существенно выросло, а вот по мелованным картонам, продажи которых стабильно росли в прошлые годы, прирост составил всего 12,5%?

К. У.: Да, результаты говорят о том, что в этом году рост был не таким существенным. Причина, видимо, в том, что производство сегодня развивается медленнее, чем рекламный рынок. Тем не менее, бумажный рынок, несмотря на снижение темпов роста, остается очень интересным.

ГАРТ: Но рост потребления мелованной бумаги связан, по всей видимости, с выборами?

К. У.: Конечно, они сыграли свою роль. Осенью спрос на бумагу был просто ажиотажным, вспомнились даже золотые времена бумажного бизнеса в середине 90-х. Многие сходятся во мнении, что в этом году будет спад потребления мелованных бумаг, но, на мой взгляд, развитие рынка по-прежнему останется поступательным.

ГАРТ: Какая из бумаг лидирует?

К. У.: К сожалению, у 22% импортируемой меловки невозможно определить марку. Но среди оставшихся 78% импорта лидер рынка в 2003 г. - Galerie Art, а на втором месте с небольшим отрывом наша бумага LumiArt.

РОСТ ИМПОРТА В РОССИЮ
МЕЛОВАННЫХ БУМАГ
В 2003 г.

ГАРТ: А рулонные книжно-журнальные легкомелованные бумаги?

К. У.: По ним у оптовиков очень маленькая доля. Как правило, производители работают напрямую с типографиями и издательствами. Основным потребителем этих бумаг является «Алмаз-Пресс», это понятно. Лидирует в этом секторе опять же M-Real, второе место с небольшим отрывом - у UPM.

ГАРТ: Что можно сказать о картоне?

К. У.: На рынке чистоцеллюлозных картонов безусловное лидерство у картонов для производства сигаретной упаковки. На типографии, специализирующиеся в этом направлении, приходится 44% объема потребления. На первом месте среди производителей картона здесь Stora Enso. Ну а в макулатурном картоне лидер, конечно, Киевский КПК.

ГАРТ: Кстати, интересно: есть мнение, что крупным листовым типографиям - производителям картонной упаковки - выгоднее иметь свое оборудование для разрезки рулонного картона в листы. В этом случае можно делать к каждому заказу оптимальный формат и, таким образом, существенно сэкономить на отходах.

К. У.: Как известно, у любой медали есть две стороны. Может быть, те, кто так считает, не учитывают реальный процент отходов от разрезки. А он получится сравнительно немалым, ведь придется настраивать машину под определенный формат, устранять косину и пр. На это уйдет некоторое время и достаточно много картона. Рулонный картон продается по весу брутто, а доработать рулон до конца невозможно. Всегда будет остаток на втулке, который плохо отлеживается... На фабрике все отходы при разрезке картона идут обратно в производство. А вот в типографии так не получится. Кроме того, с отходов ведь тоже будет уплачена пошлина. Кстати, у крупной типографии будет постоянно возникать противоречие между участком разрезки и печатным цехом, которому определенный формат, наверняка, понадобится именно тогда, когда резка будет занята совсем другим форматом.

Так что я бы посоветовал сначала учесть все эти нюансы, а уже потом вычислять выгоду от использования этой технологии.

РОСТ ИМПОРТА В РОССИЮ
МЕЛОВАННЫХ КАРТОНОВ
В 2003 г.

ГАРТ: Вернемся к бумажному рынку. Как шли дела в 2003 г. у компании «Берег»?

К. У.: У нас уже несколько лет рост продаж строго соответствует росту рынка.

ГАРТ: Может быть, ситуация на российском рынке стабилизировалась? Он поделен крупными оптовиками, новые игроки на него не приходят и все развивается по наезженной колее?

К. У.: Сегодня каждый следующий процент доли рынка стоит значительно дороже, чем предыдущий. Существующий расклад сил - некий баланс, путь минимального сопротивления.

ГАРТ: Как у «Берега» дела в Москве?

К. У.: Мне трудно оценить объем московского рынка, поэтому о доле говорить не буду, но наш московский филиал демонстрирует очень хорошую динамику развития продаж.

ГАРТ: А тем временем все ваши конкуренты открыли филиалы в СПб и говорят, что у них там хорошая динамика.

К. У.: Да, появилось несколько таких филиалов, но, я думаю, у нас, как у старожилов, есть свои преимущества. Например, логистические.

Появление конкурентов несколько изменило наше положение на питерском рынке, но у меня есть основания полагать, что вскоре все встанет на свои места.

СТРУКТУРА ИМПОРТА
В РОССИЮ МЕЛОВАННЫХ БУМАГ
И КАРТОНОВ В 2003 г.
Общий объем импорта 380 тыс. т

ГАРТ: Этот номер ГАРТ посвящен этикетке. Как, по Вашим наблюдениям, складывается ситуация на рынке этикеточной бумаги?

К. У.: Она практически стабильна в последние годы. Объем импорта в 2003 г. составил 37,5 тыс. т. Если говорить о делении рынка этикеточной бумаги между производителями, то на первом месте Ahlstrom, а на втором - Stora Enso, третье место уверенно держит Cordenons. Практически весь объем продается через бумажных оптовиков, и доля «Берега» в этом сегменте превышает 30%, что очень неплохо.

ГАРТ: Даже крупные этикеточные типографии предпочитают покупать бумагу через оптовиков?

К. У.: Порой наоборот. В свое время некоторые типографии, специализирующиеся на этикетке, организовали собственные структуры, импортирующие бумагу. Сейчас подобные компании конкурируют с оптовиками, работая, в том числе, и на рынок.

ГАРТ: Российский рынок пытаются исследовать многие. Например, по данным одной консалтинговой компании, результаты исследований которой часто публикуются в разных изданиях, объем рынка этикеточной бумаги ровно в два раза меньше. Что Вы думаете об этом?

К. У.: Однажды мы даже купили их исследование рынка, чтобы понять, откуда получаются такие цифры. Как только я прочитал об использованной методике расчета, сразу все понял: это образец исследования, сделанного людьми, не разбирающимися в вопросе.

ГАРТ: В заключение, давайте поговорим о производителях бумаг и картонов. Если рассматривать рынок в целом, то позиции трех финских производителей бумаги, видимо, приблизительно одинаковые?

К. У.: В целом да. Только рейтинг выглядит так: Stora Enso, M-Real, UPM. Вместе они имеют примерно половину российского рынка бумаги.

Нельзя не отметить еще один интересный факт: в связи с ростом курса евро, на российском рынке стали появляться достаточно экзотические продукты, такие как бразильский картон, тайваньские рулонные самоклеящиеся материалы, корейская и китайская мелованная бумага. Конечно, их доля невелика, но в своих секторах они оказывают влияние на рынок.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

















































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства