|
Виктор
САМОЛОВОВ
Akzo Nobel Inks
Глава
представительства |
ГАРТ: Виктор, в этом номере мы
решили в очередной раз оценить российский рынок печатных красок.
В. С.: Я считаю, что осуществление каких-либо оценок, так же как и
создание прогнозов, дело неблагодарное, особенно при отсутствии
достоверной и полной информации.
ГАРТ: Согласен, но некое экспертное мнение, думаю, будет полезно для
участников рынка. Кроме того, мы консультировались относительно данных
по основным позициям с несколькими поставщиками красок, и наши оценки
по абсолютным значениям объемов импорта совпадают. Если сравнивать с
оценкой, сделанной нами в прошлом году, рост рынка составил почти 30%.
Как Вы прокомментируете эту цифру?
В. С.: В прошлом интервью я уже говорил о том, что ваша оценка кажется
мне несколько заниженной. По моим наблюдениям, общий рынок красок в
России в 2002 г. составлял не менее 20 тыс. т., причем больше половины
из них приходилось на жидкие краски, и еще приблизительно по 20% - на
листовые и рулонные офсетные. Поэтому мне кажется, что о росте в 30%
говорить нельзя. Скорее, он составляет около 20%, но и здесь каждый
сегмент лучше рассматривать отдельно.
ГАРТ: Этот номер посвящен этикетке, поэтому давайте начнем с рынка
УФ-красок. Как Вы оцениваете его перспективы и какие позиции на нем у
Akzo Nobel Inks?
В. С.: Вообще, Akzo Nobel Inks (ANI) - мировой лидер на рынке красок
для узкорулонных машин, и позиции в России у нас тоже очень хорошие.
Мы продаем достаточно много УФ-красок для печати самоклеящихся
этикеток. На самом деле, этот не самый большой по объемам потребления
красок рынок интересен с точки зрения перспективы. Нельзя отрицать
того, что конкуренция в этом секторе в последнее время обострилась, но
наши объемы продаж стабильно растут, и в прошлом году рост продаж
красок для узкорулонной печати, благодаря активности нашего дилера -
компании «Артмарк», составил более 15%.
ГАРТ: Этот показатель немного «не дотягивает» до роста потребления
самоклеящихся материалов?
В. С.: Я бы не стал делать буквальных сравнений с динамикой продаж
самоклейки - возможно, рост происходит за счет материалов, которые
практически или совсем не запечатываются полиграфическим способом.
ГАРТ: Представители узкорулонных типографий говорят, что сегодня
печать самоклеящейся этикетки - бизнес не самый выгодный.
В. С.: Я и сам часто общаюсь с представителями типографий, и у меня
складывается впечатление, что они поделились на два лагеря. Одни
говорят, что рыночная ситуация ухудшается и цены на продукцию падают.
Другие же, наоборот, считают, что бизнес налаживается: уже нет такого
«толкания локтями» в борьбе за заказчиков.
Но объективные показатели, в том числе по потреблению материалов,
свидетельствуют о том, что этот рынок уверенно растет.
Видимо, просто прошли те времена, когда он рос очень высокими темпами,
заказов хватало всем и мощности типографий были полностью загружены.
Теперь производителям этикетки приходится бороться за клиентов. Но,
насколько мне известно, компании, которые работают на рынке более пяти
лет, никаких особенных проблем в этом отношении не имеют. А тот факт,
что они продолжают инвестировать в новое оборудование, лишний раз
подтверждает: ситуация на рынке продолжает оставаться благоприятной.
РОСТ ИМПОРТА
ПЕЧАТНЫХ КРАСОК
В 2003 г.
ГАРТ: А поставщики оборудования жалуются на то, что узкорулонные
машины практически не продаются...
В. С.: Продаются, продаются. Только по нашим данным минимум в четырех
типографиях должны быть в ближайшее время установлены новые машины.
Конечно, если сравнивать с бумом 2000–2001 гг., то машин, возможно,
продается меньше, но рынок по-прежнему развивается. Если же говорить о
моде на определенных производителей машин, то она меняется. Может
быть, жалобы поставщиков объясняются именно этим?
ГАРТ: По нашим представлениям, компаний, занимающихся печатью
самоклеящейся этикетки, в России на сегодняшний день около 150 -
столько же, сколько в Японии.
В. С.: Может быть и поменьше, но порядок такой. Мне, кажется,
правильней будет рассуждать не о количестве типографий, а о динамике.
Вы уверены, что в Японии их всегда было столько? Может быть, их было
300, а затем стало 150? Сегодня идет процесс укрупнения и
глобализации, и нам от этого тоже никуда не деться. Компании будут
поглощаться и сливаться, некоторые из них вообще уйдут с рынка -
просто это вопрос времени.
Есть мировые лидеры в производстве этикетки, присутствующие во многих
странах. Возможно, они придут и в Россию, как приходят производители
упаковки.
ГАРТ: Кстати, а как у вас дела на рынке красок для печати на упаковке?
В. С.: Все нормально, установлена и работает станция для смешивания
спиртовых красок у нашего дилера - компании «ФлексоХаус», объемы
продаж растут. Нами были выведены на рынок новые серии красок, но
работа не останавливается и разработки продолжаются.
Что касается водных красок, то здесь наше положение было по российским
меркам не самым лучшим, поскольку первоначально мы сконцентрировались
на одном сегменте в ущерб другим. Зато теперь у ANI появились новые
разработки, которые позволят успешно конкурировать и там, где
применяются экономичные продукты. Так что вся борьба еще впереди. Мы
планируем установить станцию для смешивания водных красок, чтобы
конкурировать на растущем рынке печати на гофрокартоне.
ДОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПЕЧАТНЫХ КРАСОК
В ОБЪЕМЕ ИМПОРТА
В РОССИЮ В 2003 г.
Общий объем импорта 24 тыс. т
ГАРТ: Когда-то у ANI были очень прочные позиции на рынке обойных
красок.
В. С.: Они остаются таковыми, хотя сам российский рынок обоев сегодня
стагнирует. Предпочтения меняются, многие используют для ремонта
краску вместо обоев.
ГАРТ: Что можно сказать о красках для листового офсета?
В. С.: На этом рынке активно работает наш дилер - компания PrintHouse.
Объемы поставок красок ANI для листового офсета в 2003 г. составили
около 300 т. Если исходить из общего объема рынка в 4 тыс. т,
получается доля 7%. Это хороший результат, ведь наши краски
высококачественные и недешевые.
ГАРТ: Упрочились ли позиции Akzo Nobel Inks на рынке красок для
рулонного офсета после приобретения компании Trenal?
В. С.: Да, теперь компания «Итрако» - наш дилер по этим краскам, а
доля Trenal (Бельгия) на российском рынке всегда была достаточно
большой, и поэтому является очень важной для нас. Но, благодаря
активности PrintHouse, растут и продажи красок для рулонного офсета,
производимых самой компанией ANI в Швеции.
То факт, что по суммарному объему мы заняли в вашем исследовании
твердую третью позицию, соответствует и нашему пониманию ситуации.
ГАРТ: По оценкам Ink World, в рейтинге мировых производителей Akzo
Nobel находится на 10-м месте. Как вам удалось добиться таких успехов
на российском рынке?
В. С.: Во-первых, было бы правильнее аппелировать к европейскому
рейтингу, где позиции ANI намного лучше - шестое место, по данным того
же издания. Рынок же Юго-Восточной Азии, с доминантой Японии - очень
трудный для европейских компаний.
А что касается Вашего вопроса, то успехи той или иной компании
определяются многими факторами, главнейший из которых - люди.