|
Елена Алексеевна
ПОЛИТОВА
Дом печати
«Столичный бизнес»
Генеральный
директор |
ГАРТ: Елена Алексеевна, в
типографии, которую Вы возглавляете, есть и цифровая печать, и офсет.
Какое из этих направлений на сегодняшний день кажется Вам более
перспективным?
Е. П.: Наша типография выросла из Издательского центра «Федоров» МНТК
«Микрохирургия глаза». С 1996 г. в издательстве работает цифровая
машина Indigo E-Print 1000, цифровой печатью мы занимаемся уже восьмой
год. А в 2000 г. в «Дом печати «Столичный бизнес» были приобретены
офсетные машины Heidelberg Speedmaster SM 52–4, Hamada и вторая Indigo
E-Print Pro.
Рынок оперативной полиграфии бурно развивается. Об этом
свидетельствует рост числа заказчиков и расширение предложений по
цифровым печатным машинам. Цифровая печать, на мой взгляд, самое
прогрессивное направление, и она будет совершенствоваться дальше.
ГАРТ: И когда-нибудь вытеснит офсет?
Е. П.: Трудно предугадать. Дом печати «Столичный бизнес» планировался
как типография офсетной печати. Однако мне все равно казалось, что без
цифровой машины чего-то не хватает, поэтому была приобретена Indigo.
Сейчас цифровая и офсетные машины работают вместе, помогают развитию
фирмы, дополняя друг друга. Говорить, что одно направление может
заменить другое, думаю, нельзя. Конечно, все мы мечтаем о
высокопроизводительных цифровых машинах, которые смогут заменить
офсетные по тиражам и качеству, но пока их не существует. С другой
стороны, в офсете проблема оперативности решается установкой CTP...
ГАРТ: Расскажите о Вашем опыте приобретения оборудования в лизинг. Вы
ведь приобрели таким образом обе офсетные машины?
Е. П.: Не только. В лизинг мы приобрели всю типографию: печатное и
брошюровочное оборудование, препресс, автомобили, компьютеры.
ГАРТ: Почему была выбрана именно эта финансовая схема?
Е. П.: Мы относимся к малым предприятиям, а значит, находимся в очень
невыгодном положении перед банками при получении кредитов - у нас
низкая залогоспособность. Для получения банковского кредита требуется
залог в размере стоимости приобретаемого оборудования, что для малого
предприятия практически нереально. Кроме того, банки дают деньги под
высокий процент и на достаточно короткие сроки. Амортизировать
оборудование за это время очень сложно. В этом смысле финансовый
лизинг - более выгодная для нас схема. Он дает возможность применения
механизма ускоренной амортизации. Малые предприятия и так имеют льготы
по амортизации, а это - дополнительное преимущество.
ГАРТ: На какие сроки заключались контракты по лизингу?
Е. П.: На разные, в зависимости от приобретаемого имущества.
Руководствовались при определении этих сроков собственными планами,
которые затем корректировали совместно с лизинговой компанией. Мы ведь
открывались с нуля. У нас не было оборудования, которое бы помогало
работать и быстро выплачивать сумму лизинга. А на полиграфическом
рынке, как известно, бывают периоды затишья...
ГАРТ: Если честно, были моменты, когда казалось, что ничего не
получится?
Е. П.: Конечно, вначале было очень страшно, потому что я не в полной
мере представляла себе специфику работы офсетной типографии. Сама
покупка офсетных машин уже была риском, ведь готового пакета заказов
для их загрузки у нас не было, мы имели опыт только цифровой печати.
Пришлось тщательно рассчитывать каждый шаг: как мы построим работу,
как будем искать заказы. Думаю, для любого руководителя малого
предприятия это непросто. Но вот прошло уже три года, и пока все
нормально. Полностью выкуплено более 60% оборудования.
ГАРТ: Вы работаете с «Московской лизинговой компанией». Почему именно
с ней?
Е. П.: Это надежная компания, которая давно работает на рынке
лизинговывых услуг. К тому же, она входит в структуру поддержки малого
предпринимательства города Москвы, и для малых предприятий там
предусмотрены определенные льготы. Поэтому следующим шагом после
неудачных попыток взять кредит в банке стало обращение к ним. Нас
устроили условия, которые были предложены: сроки, проценты.
«Московская лизинговая компания» имеет большой опыт работы с
полиграфическими предприятиями.
Вообще, надо отметить, что сейчас лизинг становится более доступным.
Если в середине 90-х гг. от лизингополучателя требовали гарантий в
объеме, эквивалентном общей сумме договора лизинга, то сегодня
лизинговое имущество (особенно в полиграфии) может рассматриваться как
почти (на 60–70%) достаточное обеспечение по сделке. Да и срок
лизинга, который раньше составлял не более трех лет, теперь может быть
значительно более продолжительным - вплоть до 10 лет.
Кроме того, со временем происходит сокращение стоимости самих
лизинговых услуг. Во-первых, уменьшается стоимость кредитных ресурсов,
которые привлекают лизингополучатели для покупки оборудования,
во-вторых, лизинговые компании стараются специализироваться на
определенных отраслях, и, работая долгое время с предприятиями одной
отрасли, получают все более выгодные условия от поставщиков. Сами
поставщики сегодня также заинтересованы в продажах оборудования
посредством лизинговых компаний, поэтому охотно предоставляют им
рассрочки платежей.
ГАРТ: Судя по тому, как хорошо Вы знаете ситуацию на рынке лизинговых
услуг, у Вас есть планы по дальнейшему развитию типографии?
Е. П.: Да. С ростом числа клиентов расширяется диапазон заказов.
Клиенты хотят получить максимум услуг в одном месте, не бегая по
разным типографиям. Развивается и издательство. Кроме выпуска
собственной периодики, мы начали заключать договоры с медицинскими
научными обществами об издании журналов «под ключ»: получаем «портфель
статей» и осуществляем редактирование, корректуру, верстку, печать,
сбор рекламы, рассылку. Поэтому расширяем и типографию - планируем в
этом году перевести участок офсетной печати в новое помещение на улице
Маршала Подбельского, купить еще одну офсетную машину и расширить
брошюровочный цех, чтобы иметь возможность выпускать журналы и книги
как в мягком, так и в твердом переплете малыми тиражами.
Для небольших типографий, которые начинают с нуля, характерна такая
особенность: после покупки высокопроизводительных офсетных машин у них
обычно не хватает ни средств, ни площадей для приобретения
брошюровочного оборудования такого же класса. Мы все новые машины
планируем покупать также через «Московскую лизинговую компанию».
ГАРТ: Снова деление?
Е. П.: Да, но уже более четкое: научное издательство - в МНТК
«Микрохирургия глаза», центр цифровой печати и дизайн бюро - на
Покровке и офсетное производство - на ул. Подбельского. Прием заказов
останется на Покровке, поэтому клиенты неудобств испытывать не будут.
Мы понимаем, что географическое положение центра цифровой печати очень
важно.
ГАРТ: Некоторые цифровые типографии, работающие на окраинах, решают
географическую проблему с помощью курьерской службы.
Е. П.: Это не панацея. Например, МНТК «Микрохирургия глаза» находится
в 20 минутах езды на автобусе от ближайшего метро, а на Дмитровском
шоссе постоянные пробки. В таких случаях курьер не поможет. Кроме
того, содержание большого штата курьеров не может не сказаться на
себестоимости заказа. Часто у заказчика и исполнителя возникают
вопросы, которые нужно решать вместе. То же можно сказать и о дизайне:
клиенту проще пообщаться с нашим специалистом и прямо на месте
разработать дизайн буклета, плаката, приглашения. А иметь «выездного»
дизайнера нерентабельно.
ГАРТ: Не планируете приобрести еще одну цифровую печатную машину? И
если да, то какую, если не секрет?
Е. П.: Пока не решила. Не хочу торопиться. До окончания ремонта еще
год, а впереди выставка drupa.
ГАРТ: Что еще хотелость бы добавить? О типографии, о рынке в целом?
Е. П.: О своей типографии каждый директор может говорить много, как о
ребенке. У всех свои радости, удачи, а вот проблемы общие: помещения,
средства на покупку нового оборудования, сервисное обслуживание и т.
д.
Если говорить о полиграфическом рынке, то он - отражение развития
экономики. Если она развивается стабильно, то и у нас все хорошо.
Малый и средний бизнес сегодня растет очень динамично, а значит,
требуются рекламные материалы, каталоги и другая печатная продукция
малыми и средними тиражами.
Большие изменения произошли в области издания специальной и научной
литературы: расширяется круг периодических изданий по отраслям с
углубленной специализацией. Например, по такому узкому направлению в
медицине, как глазные болезни, шесть лет назад было всего три журнала,
а сейчас около 10. И это красочные издания на мелованной бумаге!
Увеличивается количество выпускаемых монографий, и если раньше НИИ
гордились сборниками научных трудов, изданными на дешевой бумаге, с
иллюстрациями ужасного качества, то сейчас стали выходить
иллюстрированные монографии хорошего полиграфического исполнения.
Фирмы, торгующие медицинским оборудованием, охотно спонсируют подобные
издания. Вся специализированная литература выпускается небольшими
тиражами: от 300 до 3 тыс. экз.
Если говорить о продукции цифровой печати, то мы активно используем
возможности персонализации, поскольку часто печатаем приглашения для
различных съездов, круглых столов и т. п. Многие ассоциации, фирмы
заказывают печать персонализированных информационных бюллетеней для
своих членов и постоянных клиентов.
Хорошо, что у нас есть сочетание нескольких видов печати. Это
позволяет нам выполнять разные заказы, не приходится отказывать
клиентам. Пока остается открытой проблема с большими тиражами, но
объять необъятное невозможно.