ПОПРОБУЕМ ПРЕДПОЛОЖИТЬ
Российский рынок этикетки - тема достаточно емкая,
и обсуждать отдельные ее аспекты можно бесконечно долго, поэтому в
этом номере мы решили поговорить об основных тенденциях. Тенденции
таковы, что объемы производства сухой этикетки в России практически не
меняются последние несколько лет. Она становится продуктом, за который
мало кто хочет браться, если только разговор не идет о дорогой
водочной этикетке со сложной отделкой. Но такую продукцию в больших
объемах могут выпускать лишь немногие типографии. Рискну предположить,
что их в России не больше 10, в крайнем случае - 15.
Единственное, что, как мне кажется, меняется на этом рынке -
прибыльность бизнеса. Для того чтобы иметь возможность печатать
этикетку, нужно не только набрать заказы, причем желательно от
платежеспособных клиентов, но и организовать производство так, чтобы
затраты были минимально возможными. Как тут не вспомнить о нашем
законодательстве, бывших заместителях министра и всей «тусовке» с
таможенными пошлинами?
Однако при беглом взгляде на таможенную статистику возникает
впечатление, что импорт готовой этикетки не превышает 10 тыс. т, что,
по сравнению с 37,5 тыс. т импортированной этикеточной бумаги, не так
уж и много. Может быть, утверждение о том, что большой объем этикеток
для России все еще производится за границей, уже не соответствует
действительности?
Сегмент самоклеящихся этикеток, напротив, развивается достаточно
стабильно, и его перспективы, видимо, одни из лучших на российском
рынке. Правда, насчет того, как долго это продлится, существуют самые
разные мнения.
Ну и самое главное: мы попробовали оценить состояние российских рынков
бумаги, самоклеящихся материалов, печатных красок и офсетных пластин.
Задача оказалась непростой, поэтому этот номер сдается несколько
позже, чем обычно, хотя, казалось бы, позже уже и некуда.
Надо сразу сказать, что у кого-то наверняка возникнет желание
поспорить по поводу объемов и долей, ведь от них зависит рейтинг
поставщиков материалов. Нас же больше интересует динамика общего
потребления. Именно эти данные позволяют судить о рынке в целом. Тем
не менее, в процессе консультаций и интервью нам все-таки удалось
выяснить, что средний рост потребления расходных материалов составляет
около 20–25%. Есть мнение, что в офсетной части рынка сильное влияние
оказали выборы в Госдуму. Не будь их, рост бы не превысил 10%.
Возможно. Есть те, кто говорит, что в прошлом году мы недосчитали
объемы по краскам и пластинам. Тоже возможно. Но главное, что никто из
поставщиков, с которыми мы консультировались, не сомневается в том,
что рынок растет обозначенными выше темпами. И это радует.
Андрей Романов,
главный редактор