|
Олег Степанович
ГУРУЛЕВ
«Медиа-Пресса»
Главный технолог
|
ГАРТ: Олег Степанович, этот номер ГАРТ посвящен
технологиям СТР. У Вас ведь уникальный опыт работы с этими системами -
в типографии «Алмаз-Пресс», теперь здесь, в «Медиа-Прессе». Поделитесь
своими соображениями по поводу перспектив технологии СТР в России.
О. Г.: Когда мы в 1998 г. закупали систему СТР «Алмаз-Пресс», это еще
считалось экзотикой. А когда отработали на ней полтора-два года, все
начали интересоваться. Сейчас, по крайней мере, над человеком,
собравшимся покупать СТР, уже никто не смеется. Все интересуются:
какой фирмы, каковы формат, разрешение, тип пластин? Можно считать,
что победа СТР очевидна, и это уже навсегда. Если сегодня сравнить
традиционные технологии и СТР, то СТР явно выиграет.
Я думаю, что нас ожидает серьезный прорыв. СТР-пластины позволяют
сэкономить значительное время на приладке и исключить такой трудоемкий
этап, как монтаж. Монтажистки, как правило, не двухметрового роста,
поэтому идеального совмещения добиться не удается. То глаза у человека
«не сидят», то текст вывороткой. Всегда приходится искать какой-то
компромисс при печати. И потом, при копировании что-то не прижалось
или где-то царапнули... Так что в любом случае традиционный процесс -
это большие временные затраты, большее количество людей.
ГАРТ: За какое время можно освоить СТР? Расскажите, как система
«врастает» в производственный процесс? Есть ли какие-то сложности при
внедрении?
О. Г.: Я могу сказать про «Алмаз-Пресс», где эта технология была
внедрена достаточно легко. Но надо учитывать, что там был уже к этому
времени большой отдел допечатной подготовки с отлаженными технологиями
и высококвалифицированными специалистами.
А вообще в России, мне кажется, сегодня большие проблемы с препрессом
во многих типографиях. Для полиграфического предприятия отдел
допечатной подготовки - как черный ящик. В нем все время что-то
«зависает» и «слетает». Когда нужно срочно, там все делается медленно.
Это раздражает. И хорошие специалисты стоят денег. Руководитель должен
во всем разбираться, а для этого нужно «повариться» в полиграфии лет
10–15. Многие даже не понимают, зачем надо покупать новый Macintosh,
когда и этот, вроде, не старый - куплен всего пять лет назад.
При плохой организации допечатного процесса типография сваливает все
на заказчиков, а заказчики недовольны типографией, и часто самым
простым выходом видится возврат обратно к пленкам. Нам дали, мы
отпечатали - и душа не болит. В такой ситуации внедрение СТР может
обернуться дополнительной головной болью.
ГАРТ: При использовании СТР возникает проблема с цветопробой. Для
журнальной типографии это, видимо, важно?
О. Г.: К цветопробе отношение сегодня уже изменилось. Все понимают,
что это некий недостижимый эталон, к которому можно приблизиться в той
или иной степени. Есть, правда, клиенты, которые приносят Chromalin
для газеты. Хотят, чтобы получилось так же. Приходится объяснять, что
на газетной бумаге это воспроизвести невозможно. Так что дело не в
наличии той или иной технологии - будь то СТР, цветопроба или что-то
другое, а в отсутствии у клиента понимания сути процесса.
В «Алмаз-Пресс» мы много общались с заказчиками. Приходили к нам и
дизайнеры, и специалисты по сканированию. Мы проводили специальные
семинары, разбирали качество уже отпечатанных журналов, определяли, по
чьей вине произошли те или иные ошибки. Это давало хороший эффект.
ГАРТ: Заказчики все еще приезжают на печать?
О. Г.: Да, в некоторых издательствах почему-то считают, что надо
ездить в типографии, контролировать каждое действие печатника. Люди
часто просят, например, добавить зеленой краски и очень удивляются,
что у нас такой нет.
У меня в типографии налаженный технологический процесс, нормальная
бумага, хорошие краски, есть шкалы, по ним выдерживаются определенные
плотности, соблюдается баланс по серому. В настоящий момент техника
развита настолько, что вмешательство человека в печатный процесс
должно быть минимальным. Машина лишь фиксирует на бумаге то, что
заложено в файл, и если что-то не так, то это проблемы допечатной
подготовки. Заказчик может, конечно, попросить «убавить» и
«прибавить», чтобы исправить ошибки, но нельзя этим злоупотреблять.
Разумный заказчик, очень быстро поймет, что качество у нас хорошее, и
единственным его требованием будет, чтобы оно оставалось стабильным
ГАРТ: Тем не менее, при наличии СТР приходится работать и с пленками
заказчиков?
О. Г.: Да, есть масса заказчиков, которые говорят, что им до сих пор
выгоднее предоставлять свои пленки. Иногда я вижу, что один и тот же
заказчик приносит то синеватые, то красноватые пленки.
Это значит, что он выводит их в разных местах, а значит, ни о какой
стабильности допечатного процесса речь не идет. Просто вывели, где
дешевле - и все. Но постепенно число таких клиентов сокращается.
Думаю, со временем подавляющее большинство будет сдавать файлы, а
формы будут делаться на СТР.
ГАРТ: Тем не менее, процесс перехода идет медленно?
О. Г.: Да, одни говорят, что так привыкли, другие просто не хотят. С
небольшими издательствами вообще сложно: объяснишь им все, а в
следующий раз там уже другая команда. И это происходит гораздо чаще,
чем я себе раньше представлял. А вот крупные, вроде «СПИД-Инфо» или
«Комсомолки», без проблем перешли на СТР.
Но это в Москве просто. Можно перейти улицу и посоветоваться с
каким-нибудь специалистом. Когда люди приезжают из других городов - у
них представление о процессе очень своеобразное. Они сидят себе в
каком-нибудь маленьком городе - варятся в собственном соку. Один
человек и верстает, и сканирует, и ему даже поговорить не с кем на эту
тему.
ГАРТ: А если взять на обучение выпускника технического вуза? Сколько
времени уйдет на его подготовку в качестве специалиста по допечатной
подготовке?
О. Г.: Не меньше года. Но это - минимум. А так года два-три уйдет,
причем при наличии хорошего наставника - технолога, специалиста по
допечатной подготовке. Новичок должен понять, какова взаимосвязь
процессов на производстве. Все знания должны быть систематическими.
Но специалистов мало, они загружены, обучать некому. Сделать самому
какую-то работу можно за две минуты, а чтобы научить делать так же
другого, понадобится как минимум полчаса. У нас, правда, уже назрела
такая ситуация, что мы вынуждены задуматься об обучении и планируем,
как его лучше организовать.
Что сегодня происходит в Москве? Предлагается множество курсов: 40
часов - и ты специалист по сканированию, верстальщик. В мое время,
чтобы стать ретушером или цветокорректором, надо было посвятить учебе
от полугода до года при условии, что ты работаешь каждый день с
наставником.
ГАРТ: Но тогда и техника была не такая! Приходилось крутить ручки,
щелкать переключателями.
О. Г.: Неважно, что крутить. Важно понимание общих принципов! Мне
проще, потому что я в свое время делал цветоделение вручную, с помощью
фотоаппарата. Я понимаю, что такое двухступенчатый метод маскирования,
который лежит в основе любого современного сканера. Если это
понимаешь, то неважно, на каком сканере работать. Надо только
запомнить, где какая кнопка, а уж это дело наживное.
Когда появились цветокорректоры, никто же не объяснял, как правильно
сканировать, по каким параметрам определить, что хорошо, а что плохо.
А грамотный специалист должен четко знать, что сделал свою работу
хорошо, и уметь доказать это. И у нас появились со временем хорошие
специалисты, которые сами до всего дошли. Это более качественные
знания. Таких специалистов на всю Россию было очень немного. Причем на
каждом предприятии был руководитель участка, который, как дирижер,
согласовывал и контролировал действия всех остальных. Было несколько
репроцентров, которые работали на всю Москву.
Когда появились настольные издательские системы и сканеры,
издательства стали сами заниматься допечатной подготовкой. Сначала
люди наделали ошибок, но теперь все поняли, делают лучше и могут
обучать других. Даже в Америке переход на настольные издательские
системы был довольно тяжелым. Что уж говорить про Россию, где и
перестройка, и перестрелка, и разрушение полиграфии - все совпало. И
теперь мы вынуждены пожинать плоды.
ГАРТ: Олег Степанович, а тяжело работать главным технологом?
О. Г.: Непросто. Функций много, ответственность большая. Технолог
должен разобраться с оборудованием - что оно может делать, а что нет.
«Медиа-Пресса» традиционно считается газетной типографией, а ведь у
нас есть очень большой цех листовой печати. В его составе самые
современные многокрасочные машины. Печатаем журналы, проспекты,
рекламу и упаковку. У нас сейчас около 60 единиц оборудования, которое
надо заново проверить, чтобы потом производственный отдел мог четко
говорить клиенту, что мы гарантированно можем, а что нет. Если
соблюдать технологию, то и проблем никаких не будет.
К сожалению, институт главных технологов в России практически
разрушен, а ведь на производстве обязательно должен быть человек,
который отвечает за соблюдение технологического процесса и знает, как
нужно обращаться с оборудованием. Ведь в первую очередь надо
поддерживать машину в нормальном состоянии. Многие проблемы возникают
из-за того, что за оборудованием не ухаживают. Винят что угодно:
бумагу, краски, только не себя.
Руководство некоторых типографий экономит на всем, покупает самые
дешевые расходные материалы у никому не известных поставщиков. В целях
экономии смешивают краску одного производителя с краской другого, не
понимая, что универсальных красок нет. Это все приводит к проблемам в
производстве и должен быть технолог, который бы жестко сказал, что так
делать нельзя.
Мне, например, несколько раз в день звонят разные поставщики и
спрашивают: «А что Вы у нас ничего не берете?» А что я буду брать у
фирмы, о которой даже не слышал? Я знаю, у кого какие краски,
пластины, резины, химия. Все-таки не первый день на этом рынке.