ЧТО МЫ НАБЛЮДАЕМ?
Все давно ждут «прорыва» на рынке
СТР. Год назад мы говорили, что продажа, например, 15 систем СТР в
2003 г. будет свидетельствовать о неком стабильном развитии. Результат
года - более 30 систем. Может быть, это и есть тот самый «прорыв» или,
по крайней мере, его начало?
Однако стоит отметить и другой любопытный факт: по оценкам практически
всех интервьюируемых, рост объема потребления пластин для СТР
несколько сократился. Если в августе 2003 г. среднее потребление
составляло 1,5 тыс. м2 в месяц, то сегодня оно, видимо, существенно
меньше 1 тыс. м2. Это подтверждает мнение некоторых поставщиков о том,
что устройства покупаются сегодня по самым разным причинам. Понятно,
что все типографии - разные и работают в различных секторах
полиграфического рынка.
Системы - тоже разные, поэтому нельзя сравнивать установку
полуформатного капстанового устройства с продажей СТР очень большого
формата. Как справедливо заметили поставщики, надо анализировать
положение дел в каждом из секторов рынка. Поэтому на этот раз мы не
станем рисовать диаграммы с долями различных производителей, а просто
попытаемся рассмотреть сектора рынка СТР по отдельности.
По всей видимости, реальная потребность в устройствах СТР есть у
типографий, занимающихся производством периодической продукции, в
первую очередь, у газетных. Но проблема в том, что покупку
специализированного газетного устройства, которое существенно дороже
обычного, не каждое предприятие может себе позволить. На сегодня на
рынке крупных газетных производств с большим преимуществом лидирует
фирма AGFA. Насколько нам известно, установлено уже три и готовится
установка еще двух устройств AGFA Polaris. Все клиенты - крупнейшие
газетные производства.
Как известно, отличия специализированных газетных устройств
заключаются в очень высокой производительности и возможности
объединять несколько систем в единый комплекс с работающими в линию
устройствами пробивки отверстий для штифтовой приводки и загиба краев
пластин. Как правило, в газетных СТР используются фотополимерные или
серебросодержащие пластины. Но, видимо, и производители термальных
устройств не прочь поиграть на этом рынке. Компания Creo, например, не
просто начала предлагать термальные СТР для газетных производств, но и
приобрела производство термальных негативных пластин. Это говорит о
том, что на газетном рынке еще не все ясно.
С другой стороны, для многих газетных типографий России достаточно
пока и производительности недорогих капстановых устройств с фиолетовым
лазером - ведь они существенно сокращают технологический цикл
производства по сравнению с традиционным. Так что на этом рынке,
особенно если говорить о региональных типографиях, перспективы у
капстановых устройств соответствующего формата вполне радужные. В то
же время, нельзя забывать о том, что региональные газетные типографии
имеют обычно и листовую печать. Таким образом, при покупке СТР
возникает проблема выбора между специализированным газетным
устройством и более универсальным - для коммерческой печати.
Стоит вспомнить и о журнальных типографиях. Крупнейшие из них,
оснащенные рулоннными офсетными машинами с газовыми сушками, приобрели
системы СТР. В подавляющем большинстве случаев на этом рынке лидируют
термальные системы фирмы Creo, причем в «Алмаз-Пресс», насколько нам
известно, установлена уже третья система СТР. Впрочем, еще в двух
журнальных типографиях установлены системы разных производителей, но с
фиолетовыми лазерами.
Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что если для 16-страничной
журнальной печатной машины достаточно СТР формата 70і100 см, то для
24-страничной требуется уже устройство очень большого формата (VLF). В
таких устройствах, а они имеют схему построения с внешним барабаном,
сегодня используется только термальная технология экспонирования, что
дает неоспоримые преимущества дилерам AGFA, Creo, Lusher и Screen.
Не стоит забывать и о том, что есть много типографий, которые печатают
журналы на листовых печатных машинах. Этот рынок очень близок к рынку
коммерческой продукции. Его делят самые разные поставщики, причем
преимущество, видимо, имеют те, кто поставляет печатные машины.
Правда, некоторые типографии успели оснаститься машинами большего, чем
70і100 см, формата, что предполагает необходимость приобретения
системы СТР формата VLF.
Перейдем к рынку коммерческой печати. Надо заметить, что на нем
работают предприятия с самыми разными печатными машинами. В
большинстве случаев - мало- и полуформатными. Пока здесь преобладают
полуформатные устройства из высокой ценовой категории. Это фиолетовые
и термальные системы. Тем не менее, перспективы капстановых устройств
здесь тоже не самые плохие. Региональная типография, которая никогда
не имела собственной допечатной подготовки, может рассматривать
недорогую систему СТР как альтернативу фотовыводному устройству.
Пока термальная и фиолетовая технологии мирно соседствуют на рынке
коммерческой печати, однако через некоторое время менее дорогая
фиолетовая, видимо, начнет завоевывать позиции более уверенно.
Еще недавно считавшийся самым богатым и быстроразвивающимся рынок -
печать упаковки и этикетки - пока в СТР совсем не играет. Крупнейшие
производители этой продукции еще не ввязялись в «гонку вооружений».
Можно предположить, что такая ситуация сохранится ненадолго.
Есть, конечно, и сектор полиграфических предприятий, которые
занимаются специальными приложениями. Здесь, пожалуй, самые высокие
требования к системам. Одна из моделей СТР с очень высокой линиатурой
записи будет установлена в ближайшее время в Перми.
На сегодня в Россию ввезено уже более 60 устройств СТР. Не все они
установлены в типографиях - некоторые лежат на складах у поставщиков,
но своих клиентов и они, без сомнения, дождутся. Если вспомнить о
приближающейся выставке drupa, то многие производители предложат там
новые решения, которые позволят, видимо, полиграфическим предприятиям
еще более эффективно использовать возможности этой технологии.