|
Татьяна
МОСИНА
«Александр Браун»
Генеральный
директор |
ГАРТ: Татьяна, мы пытаемся оценить состояние и перспективы российского бумажного рынка. Расскажите, как идут дела в этом году у
вас?
Т. М.: Для нашей компании этот год оказался достаточно успешным. Судя по предварительным данным, объем продаж всех видов бумаг и картонов вырос на 20–25%, а это
очень хороший показатель.
Но когда все хорошо, начинаешь задумываться о том, что что-то может случиться. Например, в конце прошлого года у нас возникли большие проблемы с доставками, потому что
была нехватка вагонов и траков. Будем надеяться, что такого больше не произойдет. Очень тревожит дальнейшее падение доллара по отношению к евро, так как львиная доля
поставляемых в Россию бумаг и картонов производится в Европе.
ГАРТ: Многие считают, что в начале года потребление бумаги оставалось практически на уровне 2002 г., а во второй половине наметился резкий рост. У Вас так же?
Т. М.: Не совсем. Если говорить о мелованных бумагах, то и в первой половине года мы отмечали рост на 10–15% по сравнению с прошлым. Но резко спрос на них начал
расти в августе, достиг своего пика в октябре и пошел на спад к концу года. По нашему мнению, это может быть связано только с прошедшими выборами. Мы прогнозировали эту
ситуацию и достаточно серьезно к ней готовились, создавали складские запасы. Но похоже, что несмотря на все усилия оптовиков, на рынке все-таки был неудовлетворенный
спрос на мелованную бумагу. С этим ничего не поделаешь.
ГАРТ: Неужели не удалось подвезти вовремя какие-то резервные запасы?
Т. М.: Не удалось, ведь бумажные фабрики находятся далеко, и их производство расписано по часам.
ГАРТ: На сегодня основной бизнес бумажных оптовиков - листовые мелованные бумаги?
Т. М.: Да, из мелованных бумаг листовые являются основным бизнесом. Мы предполагаем, что не менее 85% этих бумаг завозятся в Россию оптовиками. Остальное
приходится на прямые поставки самих производителей.
ГАРТ: В ассортименте мелованных бумаг у «Александр Браун» основной поставщик - UPM?
Т. М.: Да, это наш ключевой поставщик, но мы также предлагаем бумаги Stora Enso. Все дело в том, что клиенты хотят разнообразия, а мы, как бумажный оптовик,
обязаны учитывать их потребности. На рынке сегодня очень много новых бумаг. Есть и японские, и корейские. Наша бумага SnowArt производства концерна UPM уже многократно
подтвердила свое самое высокое качество, но есть клиенты, особенно в регионах, которые хотели бы покупать бумагу другой марки, даже несмотря на то, что она уступает,
например, по белизне.
Кстати, региональные рынки развиваются, на наш взгляд, быстрее, чем московский. «Александр Браун» открыл в этом году два новых филиала - в Новосибирске и СПб.
ГАРТ: Интересно, и в СПб тоже удается успешно работать?
Т. М.: Старт у нас очень неплохой, и я надеюсь, что в Северо-Западном регионе мы тоже сможем занять достойное место.
ГАРТ: Татьяна, а почему на нашем рынке не появляются новые оптовики?
Т. М.: Ну почему же не появляются? Периодически возникают новые небольшие фирмы, предлагающие бумагу очень узкого ассортимента в небольших объемах. Это так
называемые «фирмы-однодневки». Но если говорить об оптовике, вкладывая в это понятие наличие широкого ассортимента высококачественных сортов бумаги и картона на складах,
сервис высокого уровня, консультации квалифицированных специалистов, помогающих подобрать нужную бумагу, одним словом, развитую товаро-проводящую сеть, охватывающую и
региональные рынки, то таких компаний на рынке действительно немного, и сформировались они уже давно. Да и цена входа на этот рынок сегодня очень высока. Ведь мало просто
привезти бумагу, необходимо обеспечить сервис на уровне существующих оптовиков. А это означает, например, построить и оборудовать склады. Весьма недешевое удовольствие! К
тому же одна из сервисных услуг на бумажном рынке - товарное кредитование клиентов - также требует привлечения серьезных ресурсов. Словом, бумажный бизнес - не самый
простой, и необходимо взвешивать каждый шаг.
ГАРТ: Например, переход на евро?
Т. М.: Я считаю, что переход на евро - это вопрос времени. Кстати, по рулонным самоклеящимся материалам оптовики перешли на евро еще в начале этого года. Рынок
воспринял это спокойно. Там, правда, не так много игроков, как на рынке бумаг для офсетной печати.
ГАРТ: Давайте поговорим о рынке рулонных самоклеящихся материалов, ведь продукция Raflatac составляет существенную долю в продажах «Александр Браун»?
Т. М.: Да, и мы уделяем этому направлению большое внимание. Кстати, мы перевели терминал по резке самоклеящихся материалов из Черноголовки в Реутов. Стало ясно,
что для обеспечения оперативности необходимо быть ближе к клиентам. Кроме того, установили еще одну машину для резки материалов в Новосибирске.
Вообще, потребление самоклеящихся материалов в России продолжает расти. По нашим оценкам, в этом году рост составил 27–30%. Это очень хороший показатель. Рынок продолжает
формироваться - уходят одни участники, приходят другие...
ГАРТ: Но ваша-то компания - один из старожилов. В 2004 г. «Александр Браун» отметит 10 лет.
Т. М.: Да, мы приближаемся к своему серьезному юбилею, ведь в рамках российского бизнеса 10 лет - это почтенный возраст. И мы хотим отметить это событие так, чтобы
оно запомнилось и нам, и нашим партнерам - не только устроить праздник, но и добиться новых успехов в следующем, юбилейном, году.