|
Борис Александрович
КУЗЬМИН
Межрегиональная ассоциация
полиграфистов
Президент
|
ГАРТ: Борис Александрович, поделитесь своими
соображениями о проблеме кадров в полиграфии.
Б. К.: Проблема эта существует уже давно и
неоднократно обсуждалась на разных уровнях, но почему-то только в
одном аспекте «МГУП и отрасль». А ведь вуз никогда не ставил перед
собой задачу выпустить готовых специалистов! В зависимости от
интересов, студентам давалась введение в специальность, а дальше
обучение закреплялось практикой на производстве. Был также институт
молодых специалистов, который защищал выпускников вузов юридически и
создавал определенные условия для того, чтобы человек мог продолжить
специализацию. А в дальнейшем предполагалось еще и повышение
квалификации. Сегодня же все хотят получить готовые кадры.
Молодые специалисты никому не нужны. Это то, что
касается высшего образования.
ГАРТ: А что со среднеспециальным образованием?
Б. К.: Разрушена система перехода от подготовки
рабочих кадров к специалистам среднего и высшего звена, а ведь любая
типография начинается с высококвалифицированных рабочих, в первую
очередь, печатников. Раньше, когда на вооружении типографий было
однотипное оборудование, а учебные заведения имели необходимую
материальную базу, подготовка универсальных печатников сложностей не
вызывала.
Современная же техника требует совсем другой
системы обучения. Она развивается очень высокими темпами, и научить
обращению с ней в тех же лицеях не могут - не позволяет ни
материальная база, ни уровень преподавательского состава. В настоящее
время готовить печатников заново гораздо легче, чем переучивать тех,
кто печатал, например, на машинах «Планета» - их ставят на современную
машину, а они по привычке начинают «учить» ее печатать. И это не
просто отдельное мнение, это уже тенденция. К такому выводу приходит
любое предприятие, проводящее перевооружение.
Более того, считается, что печатник, поработавший
на машинах фирмы «МАН Роланд», не может работать на машине фирмы
«Гейдельберг» и наоборот. Поэтому задача подготовки печатников ложится
на плечи поставщиков оборудования.
Думаю, при соответствующей реорганизации лицеи
могли бы готовить высококвалифицированные кадры с опытом эксплуатации
современной техники. Но это сложный вопрос, и проблема поддержки
среднего профессионального образования в целом по стране. Без
государственного решения с места ее сдвинуть нельзя, так же, как
продолжает оставаться открытым вопрос с высшим образованием. Однако я
считаю, что в государственной системе образования накоплен огромный
опыт, и нельзя допустить, чтобы он пропал даром. Его можно эффективно
использовать и сегодня.
ГАРТ: Именно поэтому МАП стал инициатором проекта
по созданию учебного центра в Чехове?
Б. К.: Да. Мы знаем, как оснащены центры всех
ведущих производителей печатных машин, как методически построена эта
подготовка, но пока на рынке существует некоторая разобщенность.
Конкуренция и «перетягивание одеяла на себя» не позволяют спокойно
обсудить возможность создания общего учебного центра, хотя, наверное,
другого пути для этого нет.
Созданный при поддержке производителей и
поставщиков полиграфического оборудования, учебный центр должен давать
базовые знания и навыки, необходимые для работы на современной
печатной машине. Важно только, чтобы была методическая и материальная
база, кадровый состав.
ГАРТ: Давайте поговорим об этом подробнее. Откуда,
например, возьмутся преподаватели такого центра?
Б. К.: Я долгие годы проработал в системе
образования, и мне кажется, для человека нет ничего более значимого,
чем передавать свои знания другим, видеть и оценивать результаты. К
сожалению, сейчас уровень заработной платы преподавателей совсем
невысокий. Будь по-другому - это привлекло бы огромное количество
хороших специалистов, которым по каким-либо причинам сложно работать в
ритме современного производства. Жизнь ведь сурова, и не все могут
выдержать такой напряженный график в сочетании с высокой
ответственностью. А бывает, что человек испытывает потребность в
творческой работе, в реализации своих идей, а на это не хватает
времени из-за загрузки на работе. Огромный опыт этих людей мог бы
принести пользу, и проблема образования решалась бы совсем по-другому.
ГАРТ: Ну а учебная литература? Можно ли
использовать при обучении наших студентов переводные методические и
учебные материалы?
Б. К.: Однозначного ответа я бы давать не стал. С
одной стороны, на выставке GraphExpo в Чикаго я видел огромное
количество учебно-методической литературы! Там масса центров и
издательств, которые на ней специализируются. Причем это не описания
общего характера, а литература, адаптированная к определенным
полиграфическим профессиям, технологиям, оборудованию. Она бы нам
очень пригодилась. Ведь у нас студенты МГУП до сих пор учат химию по
Глинке, а потом, зная учебный курс, вынуждены адаптироваться к
конкретным полиграфическим технологиям.
Но с другой стороны, зарубежная литература - не
панацея. Она написана для другой школы. В ней используется
описательный принцип. Там нет ни обоснования, ни анализа каких-то
процессов - только фиксация. Все книги, которые издаются за рубежом,
просто «фотографируют» современное состояние и переносят на бумагу. У
нас же всегда давалось хотя бы сравнение: можно делать так, а можно
по-другому, с достоинствами и недостатками каждого метода. Не хотелось
бы это потерять. И люди, способные писать, у нас есть, но сейчас им
это не нужно, потому что цена времени слишком велика. Ведь хорошая
книга - это продукт не одного года.
ГАРТ: Но самое важное - это современное
оборудование?
Б. К.: Да. В Чехове дело остановилось на стадии
оснащения - предлагали, как правило, китайское оборудование, а это не
то. Проблему ведь надо решать комплексно. Ставить и печатную машину, и
допечатное оборудование, готовить механиков, печатников, технологов.
Но эту идею мы не оставляем, ведь Чехов - традиционный межрегиональный
центр. Правда, на помощь государства в этом вопросе рассчитывать не
приходится.
ГАРТ: Оно совсем не заинтересовано в подготовке
кадров для отрасли?
Б. К.: Министерство печати было последним «оазисом»
государственной полиграфии. В последние годы в этом секторе мы
наблюдали все большую концентрацию власти в руках центра и урезание
прав высшего менеджмента предприятий. Видимо, это делалось для того,
чтобы продемонстрировать нерезультативность такой формы управления.
Мне кажется, что общая система была разрушена сознательно.
Министерство ее не поддерживало.
ГАРТ: Что же дальше?
Б. К.: Хотя в подчинении министерства было всего 65
предприятий, за ним оставалось общее руководство отраслью. Теперь идет
приватизация этих предприятий, и еще не известно, останутся ли они
типографиями. Мы стоим перед вопросом, что собой будет представлять
полиграфическая отрасль и останется ли она в том виде, который имеет
сейчас? Ведь просто набор предприятий отраслью еще не является. Да и
вообще, надо понять, самостоятельная ли это отрасль, а если нет, то
частью какой из отраслей она является? Ведь полиграфическая продукция
очень разнообразна: газеты, журналы, этикетка, упаковка, реклама и т.
п. А четкой специализации сегодня не существует, потому что есть очень
много предприятий, где делается и то, и другое, и третье. Невозможно
«оторвать» полиграфию и от издательского бизнеса. Но ведь
издательскому бизнесу не интересны проблемы производства упаковки! Что
же тогда нас объединяет? Рынок оборудования, технологии, кадры?
ГАРТ: Как Вы считаете, что можно сделать в такой
ситуации?
Б. К.: Сейчас нужно сохранить накопленный опыт
корпоративного движения и решить несколько задач.
Первая - это создание информационно-аналитического
центра, потому что с каждым днем потребность в анализе рынка,
тенденций его развития растет. Почему мы не можем решить вопросы
налогов и импортных пошлин? Потому что у нас нет статистических
данных. Вернее, они есть, но только по 65 предприятиям, которые по
удельному весу на рынке составляют всего около 15%.
Вторая задача - создание крупных отраслевых
предприятий и структур, потому что из одних мелких отрасль состоять не
может. Должна быть какая-то база.
Третье - необходимо создать в отрасли более
представительную, чем МАП, организацию. Ее основой должны стать
региональные ассоциации, которые затем может объединить союз. Нужна
мощная организация, какие есть во всех развитых странах. Она будет и
ассоциацией работодателей, а в дальнейшем и саморегулирующимся
объединением. Такой союз будет способен принимать участие в решении
законодательных вопросов, осуществлять защиту бизнеса и его
продвижение, сумеет объединить и издательско-полиграфические
комплексы, и упаковочные предприятия в одну систему в интересах
развития рынка печатной продукции и полиграфических услуг.
ГАРТ: Что же мешает?
Б. К.: Конечно, на это нужны деньги, но не только.
Нужны и новые люди. Не лидер, так хотя бы несколько, которые работают
по определенным направлениям и заинтересованы в решении
вышеперечисленных вопросов. Если они найдутся, лет через пять все
может измениться.