НОМЕР 11 НОЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Александр
Максимович
ЦЫГАНЕНКО
Московский
государственный университет
печати Ректор

ГАРТ: Александр Максимович, мы беседуем с полиграфистами на разные темы, но очень часто разговор переходит на актуальную для всех проблему кадров. Мы решили посвятить ей отдельный номер и выяснить, что же все-таки происходит с подготовкой специалистов для полиграфии и почему их не хватает?

А. Ц.: Подготовка идет, хотя, конечно, сегодня в сфере полиграфического образования все не так хорошо, как хотелось бы.

Проблем здесь достаточно много, и источником большинства из них является недостаток средств. Количественный выпуск специалистов должен напоминать пирамиду, в основании которой находятся рабочие профессии: печатники, операторы и т. д. В первую очередь, их и не хватает.

Такие профессии должны давать ПТУ, а их технологическая база, к сожалению, находится в плачевном состоянии. Даже в училищах СПб стоят линотипы и машины высокой печати. Только Москва немного по-другому смотрится.

Мы же занимаемся подготовкой специалистов с высшим образованием в различных областях полиграфии и издательского дела. Каждый год к нам приходит свыше 1200 первокурсников. Это не меньше, чем во всех восьми полиграфических колледжах. Мы не снизили прием по сравнению с советским периодом.

Иногда нас обвиняют в том, что мы готовим кадры недостаточно хорошо или не в том количестве. Но мы же не можем выпускать одновременно рабочих, техников и инженеров для всех регионов России. Конечно, мы понимаем, что у нас еще много нерешенных проблем, и прислушиваемся к советам.

ГАРТ: Давайте поговорим о кадрах, которые выпускает МГУП.

А. Ц.: Сегодня мы готовим специалистов по 14 направлениям. Еще 10 лет назад их было восемь. Экономисты, дизайнеры, бухгалтеры и технологи - это традиционные специальности, которые были у нас всегда, с 30-го года. В последние годы появились новые , связанные с информатизацией и автоматизацией в области упаковки, в следующем году мы открываем прием на специальности «Материаловедение» и «Управление качеством».

Ведем подготовительную работу по открытию еще одной специальности - «Логистики», ведь сегодня на предприятии материально-техническое снабжение должно обеспечиваться грамотными специалистами. Думаем также заняться подготовкой мастеров и преподавателей для профтехобразования. Такой специальности в номенклатуре пока нет, но мы пытаемся смотреть вперед.

Кроме того, мы стараемся, чтобы обучение стало доступным даже для тех, у кого нет возможности приезжать на учебу в наш университет. Например, ранее прямо на предприятии учились специалисты «Московской правды», а сейчас - Чеховского полиграфкомбината. Наши преподаватели выезжают к ним на производство. Появилось у нас и дистанционное обучение через Интернет.

Еще одна задумка, которая пока находится в стадии проработки - открытие специальности в области информационных технологий в медиаиндустрии. Мы не планируем идти в область телевидения и радиовещания, но цифровая обработка информации для последующего вывода на разные носители (включая бумагу), передача по каналам - это наша сфера.

Ну а «хребет» нашего заведения - это, конечно, специальность «Технология полиграфического производства».

ГАРТ: А кем становится выпускник по этой специальности? Не может же он сразу стать технологом цеха офсетной печати в крупной типографии?

А. Ц.: Понимаете, мы готовим не гроссмейстеров, а разрядников. В гроссмейстеры потом вырастают лишь некоторые из них. Но это везде так, не только в полиграфии.

Технолог - это универсальная специальность. Для начала он может, например, поработать на приеме заказов, а потом перейти на производство. Как показывает практика, со временем многие из таких специалистов вырастают до уровня руководителей.

ГАРТ: Выпускники пользуются спросом?

А. Ц.: Да, почти 100% из них идут на производство. Если человек хочет что-то получить в жизни, чего-то добиться, то он, как правило, трудоустраивается. С третьего года обучения студенты уже стараются совмещать работу с учебой.

Мне кажется, что практическая подготовка, которая идет параллельно обучению, очень полезна. Благодаря ей у студентов появляется интерес к определенным дисциплинам. Кто-то старается более глубоко изучать область допечатных процессов, кого-то интересует печать. А это очень хорошо!

ГАРТ: Но типографиям нужны, в первую очередь, специалисты среднего звена, а зачастую получается, что ваши выпускники работают печатниками.

А. Ц.: Да, и это объяснимо - там сразу появляется практический опыт и предлагают хорошую зарплату. А вот хорошими технологами становятся не сразу.

Я считаю, что процесс освоения рабочих специальностей небесполезен. Мы стараемся обучить студентов хотя бы их азам, однако это не всегда удается, потому что на практике такие навыки усваиваются значительно легче и быстрее. Возможно, если бы к нам поступало больше выпускников профтехучилищ, то нам было бы легче готовить кадры, и они были бы более профессиональными.

ГАРТ: А кстати, как у вас самих с кадрами?

А. Ц.: Пожалуй, пополнение преподавательского состава - наше самое больное место. Оплата труда преподавателя сегодня находится на уровне выпускника вуза. С производства для работы в университете мы никого не можем взять. Молодежь в стенах вуза долго не задерживается. Даже оставшиеся в аспирантуре не всегда готовы к тому, чтобы двигаться дальше. А ведь учебный процесс не может строиться без науки. Необходимо выстроить такую цепочку кадров, которые могли бы овладеть новейшими достижениями техники и передать их студентам. Преподаватели большей частью имеют солидный возраст.С учебными мастерами и лаборантами тоже сложности - на этих должностях, как правило, работают студенты, а как только получают диплом, сразу уходят, потому что слишком мала зарплата. Это, пожалуй, самая главная проблема. Как ее решить, я, например, не знаю.

ГАРТ: Видимо, деньгами?

А. Ц.: Но это приличные деньги! У нас порядка тысячи работающих - преподавателей, сотрудников. Чтобы платить им достойную зарплату, необходимо миллионы долларов в год.

ГАРТ: А крупнейшие зарубежные производители оборудования не помогают?

А. Ц.: Помогают, и мы очень благодарны им за это. Без них пришлось бы совсем трудно. Но забота о кадрах - не немецкая, а российская, поэтому надеяться надо, в первую очередь, на себя.

ГАРТ: Видимо, в России найдется около ста типографий, готовых помочь...

А. Ц.: Даже если они и помогут, то сумма будет не очень большой, так как оснащение учебного процесса дорого. А потом, наше законодательство мало способствует тому, чтобы такая помощь шла. Спонсор ты или нет, а налоги остаются все теми же. На Западе же с той помощи, которая оказывается учебным заведениям, налоги не берут.

ГАРТ: А как с учебной литературой?

А. Ц.: Последние учебники выпущены издательством «Книга». Теперь его нет, и литературу по полиграфии и издательскому делу никто не выпускает. Приходится заниматься этим самим. Совсем недавно вышла из печати «Энциклопедия по печатным средствам массовой информации» Г. Киппхана. Работая над переводом этой книги на русский язык, мы столкнулись с большими проблемами, потому что материал очень объемный и разноплановый. Пришлось навалиться «всем миром», поэтому труд в нее вложен немалый. Но результат, я думаю, того стоит.

ГАРТ: Это очень хорошая энциклопедия, но не учебник.

А. Ц.: Здесь можно выделить несколько моментов. Во-первых, у нас есть курс «Введение в полиграфию», и эта книга - как раз для такого курса. Во-вторых, не всегда между отдельными дисциплинами прослеживается четкая связь, а эта книга дает видение всех процессов, включая экономику, в комплексе. Имея общие представления, легче осваивать дальнейший материал.

Мы выпускаем учебники, пособия, практикумы - порядка 2 тыс. учебно-издательских листов в год. Есть книги по печатным машинам, технологии, электронным изданиям, программным средствам. Сейчас в стадии подготовки находится, например, учебник по формным процессам. Издаем литературу и для себя, и для коллег из других учебных заведений. Так что не подумайте, что мы сидим, сложа руки.

ГАРТ: Ну а какие планы на будущее?

А. Ц.: Россия вступила в Болонский процесс, а он подразумевает двухступенчатую систему обучения: четыре года - на бакалавра, потом защита квалификационной работы и еще два года обучения до получения степени магистра. Это требует серьезной подготовки. Здесь важно не выплеснуть с водой ребенка, ведь за рубежом за четыре года человек становится специалистом, а у нас еще нет. Как мы вольемся в это со своей традиционной системой - большой вопрос.

Кроме того, в России, судя по всему, скоро начнется деление учебных заведений на ведущие и просто вузы. Естественно, они будут по-разному финансироваться. И здесь нам надо сохранить те позиции, которые, по-моему, мы в последние годы завоевали. Например, в прошлом году конкурс у нас на дневном отделении был в среднем 10,5 человек на место. Это не только свидетельство развития полиграфии, но и заслуга Университета печати.

Очень важно возродить науку. Вопрос, как? У нас есть аспирантура по четырем направлениям: техника и технология полиграфии, экономика, книговедение и издательское дело, автоматизация. Есть еще две специальности, которые мы ввели для того, чтобы фундаментализировать полиграфическую составляющую науки - физическая химия и полупроводники. Почему полупроводники, думаю, понятно - это электрофотография, светодиоды и т. д. Ну а физическая химия - фундаментальная основа и материалов, и многого другого. Принимаем в аспирантуру порядка 40 человек в год.

Исследовать традиционные процессы, создавать новые материалы или краски можно и сегодня, но мне кажется, надо идти в направлении цифровых технологий, как это делается на Западе. Конечно, там мощнейшие научные коллективы, и в науку вкладываются огромные деньги. Но все равно, нельзя опускать руки. У физического института Академии наук есть прекрасные патенты. Мы планируем создать с ними некий союз. Есть научно-исследовательский институт цифровой печати, открытый год назад - мы там соучредители. Вот вам хороший пример.

Это же касается и материалов. Не все же мы должны ввозить, есть смысл пытаться что-то делать самим. Я не говорю, что мы будем соревноваться с западными компаниями, но чтобы целенаправленно развивать молодежь и не позволять застаиваться преподавателям, что-то делать нужно.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства