НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Михаил АППАЛОНОВ
«Линия График»
Генеральный директор

ГАРТ: Михаил, не секрет, что «Линия График» служит для многих типографий неким эталоном успешного бизнеса. Скажите, как идут дела в этом году?

М. А.: Все нормально, работаем стабильно, чувствуется, что есть потенциал роста, и мы его реализуем.

ГАРТ: А если сравнивать с прошлым годом? Просто мнения разных людей по поводу состояния российского полиграфического рынка расходятся. Как по-Вашему, он сильно растет или уже стал более или менее стабильным?

ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ

М. А.: Мы знаем только свои показатели. У нас в отдельные месяцы этого года был рост на 25% по сравнению с прошлогодними результатами. Но судить по этим цифрам об общем состоянии рынка я бы не стал. Конечно, хочется верить, что это общий рост, но возможно, это перераспределение клиентов между типографиями.

ГАРТ: Конкуренция на московском полиграфическом рынке достаточно высока. Интересно, за счет чего привлекаете новых клиентов вы?

М. А.: Может легче сразу «отдать ключ от квартиры, где деньги лежат»? (Смеется). Если серьезно, то необходимо предоставить клиентам сервис на самом высоком уровне. Это не простые слова. Такие вопросы, как число менеджеров, качество обслуживания, точное выполнение заказов и сроки, лежат на поверхности. Но мы еще оказываем дополнительные услуги и оперативно реагируем на конъюнктурные изменения на рынке.

УХОДЯЩИЕ ВДАЛЬ СЕКЦИИ HEIDELBERG
ПОЛНОГО ФОРМАТА

ГАРТ: Специализируетесь на рекламно-коммерческой продукции или упаковка - не менее важное направление?

М. А.: Все взаимосвязано - сегодня производство продукции для рекламного рынка требует использования технологий, которые применяются и в упаковке. Кроме того, оба направления требуют очень высокой квалификации персонала.

Доля упаковки в общем объеме нашего производства составляет около 20%. Можно сказать, что мы выпускаем ее в промышленных масштабах, но делать коробки для стирального порошка не стремимся.

Наш рынок - это дорогая упаковка, например, сектор парфюмерии и косметики. Печатается она преимущественно на невпитывающих материалах, ламинированном картоне и пластиках и требует сложной отделки.

ОДИН ИЗ ЦЕХОВ ПОСЛЕПЕЧАТНОЙ ОБРАБОТКИ

ГАРТ: Наш предыдущий номер был посвящен малому офсету. Эта тема волнует многих. У Вас в составе оборудования есть четырехкрасочный Speedmaster SM 52. При наличии такого же, но полуформатного, а также трех полноформатных машин, является ли он все еще востребованным?

М. А.: Да, он загружен, но в последнее время все более востребованной является продукция, которая лакируется «в линию», поэтому некоторую часть работ приходится ставить на машины с лакировальными секциями, а в нашем случае это машины полного формата.

ГАРТ: Лакирование требуется для оперативности или это делается по просьбе заказчика?

ЛАМИНАТОР STEINEMANN

М. А.: Бывает и так, и так, но я бы хотел сказать, что у нас нет «неоперативных» заказов. Они все оперативные.

ГАРТ: В таком случае, что такое оперативный заказ для «Линии График»? Когда он выполняется в течение трех суток?

М. А.: Все зависит от заказа. Если он сложный, с высечкой и склейкой, то оперативно выполняется в течение недели. А простую листовую четырехкрасочную продукцию мы можем сделать и в течение суток. При нашей организации производства допечатная подготовка - проверка заказа, необходимая корректировка и вывод пленок - зачастую занимает больше времени, чем сама печать.

ГАРТ: В свете оперативности сейчас все говорят о печати УФ-красками, как о хорошей перспективе.

М. А.: Все зависит от специализации конкретной типографии. Если у нее есть заказы на дорогую упаковку, то использование УФ-красок может быть оправдано, но если с такой печатной машиной пытаться конкурировать на рынке обычной рекламно-коммерческой продукции, то может не получиться - слишком высока окажется себестоимость, ведь эти краски существенно более дорогие. Мы, например, решили приобрести полуформатный Speedmaster, оснащенный всем необходимым для печати УФ-красками. Но их использование, конечно, не является «простым» решением, которое будет панацеей от всех бед.

ГАРТ: А заказов с использованием дополнительных красок, для которых требуются пяти- или шестикрасочные машины у Вас много?

БОЛЬШИЕ МОЩНОСТИ ПО ТРАФАРЕТНОЙ ПЕЧАТИ

М. А.: Дополнительные краски используются, наверное, в 20% работ. Но есть сложные заказы, для печати которых необходимо класть одну краску с двух секций, чтобы выкатать хорошую плашку или избежать шаблонирования. Если говорить о таком использовании многокрасочных машин, то это около 30–40% работ.

Причем, если мы занимаемся допечатной подготовкой, то сразу предусматриваем эту возможность. А если приходит агентство с готовыми пленками, то сделать ничего нельзя. Иногда удается договориться с заказчиком, чтобы он переделал макет, а в некоторых случаях мы переделываем его за свой счет.

ГАРТ: В «Линии График» очень много послепечатного оборудования. Оно требует квалифицированных специалистов. Все это - существенные затраты?

М. А.: Да, и с этим ничего не поделаешь. В Москве практически нет возможности сделать сложный заказ по кооперации. Нормальных фирм, специализирующихся на отделочных операциях, так и не появилось. Поэтому приходится все держать у себя. Зато это дает возможность оперативно изготовить тираж сложной продукции.

ГАРТ: Можно все-таки делать рекламную продукцию по кооперации? Отпечатать у себя, а отделку отдать на сторону. Вроде бы, есть несколько специализированных, именно отделочных производств.

ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ МОЩНОСТИ

М. А.: Теоретически - можно. Но здесь очень велика ответственность за сроки и качество. Поэтому стабильно так работать нельзя. Что касается отделочных производств, то они либо принадлежат какой-то типографии, либо, поработав некоторое время, сами заводят у себя печатное оборудование и становятся типографией.

Даже если они не покупают печатную машину - все равно начинают предлагать своим клиентам услуги по печати и отделке. Это специфика нашего рынка.

ГАРТ: То есть мы никогда не придем к западному варианту, где полиграфические предприятия в основном специализированные?

М. А.: На Западе тоже есть универсальные типографии, которые имеют много разнообразного послепечатного оборудования. Все зависит от того, какую продукцию они производят.

Типографии, которые занимаются печатью рекламно-коммерческой продукции - это не монстры, а небольшие предприятия. Они не входят в крупные концерны. Да, на рынке упаковки, печати книг, газет или журналов все по-другому, но в секторе, где работаем мы, все так есть и будет.

ГАРТ: Из послепечатного оборудования в «Линии График» есть уже все. Или что-то нужно еще?

М. А.: Конечно, есть не все. Например, нет твердого переплета, и это, наверное, единственная вещь, которую мы делаем на стороне.

В принципе, нужен еще один ВШРА, потому что бывают очень большие заказы, которые на одном приходится скреплять круглосуточно в три смены, чтобы успеть по срокам.

Можно было бы еще купить новое бесшвейное скрепление и трехножевую резальную машину.

ГАРТ: А машину для вклеивания окошек не планируете купить?

М. А.: Возможно, мы и ее приобретем. Нужно просто понять - какую.

Кстати, а трафаретная печать к чему относится?

ГАРТ: Видимо, к печатному оборудованию.

М. А.: Я считаю, что однозначно к отделочному. У нас очень большие мощности по трафаретной печати, и на 80–90% они загружены выборочной УФ-лакировкой. Мы с удовольствием принимаем со стороны заказы на эти работы.

ГАРТ: Михаил, а календарей вы много делаете?

М. А.: Да, очень много. Мы в свое время активно участвовали в создании этого рынка, делаем очень много календарей разных видов, печатаем и продаем календарные блоки.

Календарный бизнес - очень хороший, и это надолго. Ведь новые компании создаются постоянно, а через год-два им уже нужны сувениры, включая календари. Заказов очень много. Правда, большинство типографий уже освоило производство этой продукции и конкуренция здесь высокая.

ГАРТ: Квартальные календари тоже делаете?

М. А.: Да, много. Сейчас, правда, по сравнению с тем, что было пять лет назад, их стало поменьше, но тем не менее. Мы первыми придумали делать упаковку к квартальным календарям. Получается настоящий сувенир, который не стыдно дарить. Такой уже не раскроется в самый неподходящий момент.

Вообще, наше отделочное оборудование помогает максимально разнообразить календарную продукцию.

ГАРТ: Но если отпечатать календари сегодня может любая типография, то скрепить их - задача непростая?

М. А.: Мы для себя ее решили. Если раньше приходилось нанимать 50–100 сезонных рабочих, то теперь, после того как приобрели несколько автоматических машин для перфорации и скрепления, обходимся своими силами.

ГАРТ: Это оправданные инвестиции? Ведь труд сезонных рабочих стоит, наверное, не очень дорого?

М. А.: Инвестиции оправданные. Конечно, большую часть года это оборудование не загружено и наполовину, зато в период пиковой нагрузки оно справляется. Кроме календарей есть, конечно, и другие виды продукции, для которых требуется скрепление пружиной. Эта продукция не имеет ярко выраженной сезонности, и мы стараемся подобные заказы брать и делать.

ГАРТ: Вы ездите по миру, видели много типографий в других странах. Как по-Вашему, в каком состоянии находится наша полиграфия?

М. А.: Если оценивать объем рынка, то в России он «никакой». Если сравнивать техническое оснащение отдельных московских типографий с соответствующими типографиями за границей, то там есть те, которые существенно лучше оборудованы, а есть и те, которые похуже. Наши вновь созданные подчас намного лучше оснащены, потому что на них не давит груз прошлых лет. А там в некоторых типографиях до сих пор используются цветоделители-цветокорректоры, а кое-где и репродукционные фотоаппараты.

ГАРТ: А если сравнивать по качеству продукции?

М. А.: Я считаю, что наши могут сделать по крайней мере не хуже.

ГАРТ: По сравнению с тем, что было 10 лет назад, многое в России изменилось?

М. А.: Десять лет назад ничего не было. Работать было очень легко.

ГАРТ: А на чем вы тогда печатали?

М. А.: Мы уже купили к тому времени четырехкрасочную «Планету». А до этого был однокрасочный «Доминант».

ГАРТ: А когда открыли первый салон в центре?

М. А.: Тогда же, в 1993 г. Первый был на Чистых Прудах, через год открыли еще один - на Октябрьской. Уже тогда было важно стать ближе к заказчикам.

ГАРТ: А сечас сеть филиалов не планируете расширять?

М. А.: Я бы не стал называть ее сетью филиалов. Это наши отделения, через которые проходит большинство выполняемых «Линией График» заказов. Там стоит оборудование для оперативной полиграфии, и они сами печатают визитки и бланки. Кстати, с целью улучшения сервиса мы установили еще одно фотовыводное устройство полного формата. Оно находится на Мясницкой.

ГАРТ: А много приходит посетителей с улицы заказать комплект визиток?

М. А.: Немного. Менеджеры, которые там работают, занимаются нашими обычными заказами. Бизнес с клиентами, которые приходят с улицы, там практически невозможен. Для этого нужны другие менеджеры. Скажем, пришел постоянный клиент с заказом на 5 тыс. долл. А за ним пришел клиент с заказом на 100 визиток. Надо все бросить и разговаривать с ним? Так не получится.

ГАРТ: Давайте поговорим о ценах на полиграфическую продукцию на московском рынке. Они падают?

М. А.: Все зависит от продукции. Если говорить о листовой печати формата А3, то, может быть, они и падают, но это не наш рынок. А на нормальную продукцию цены достаточно стабильные.

ГАРТ: Все-таки, в Москве есть еще несколько типографий, которые могут выполнять сложные заказы с качеством, близким к вашему?

М. А.: Есть, но цены у всех приблизительно одинаковые. Разброс - максимум на 10%.

Согласитесь, было бы неразумно предположить, что все заказчики делятся на умных и глупых. Глупые имеют лишние деньги, которые они несут в «Линию График», а умные знают, где можно напечатать в несколько раз дешевле. Такого нет. Заказчики на московском рынке очень хорошо представляют себе возможности разных типографий и цены в них. То, что у нас большие машины работают в четыре смены - это лишнее подтверждение моим словам.

На сегодняшний день руководители большинства типографий уже полностью представляют себе экономику процесса. Печатные машины и расходные материалы все покупают за одни и те же деньги, зарплаты платят тоже одинаковые, так что себестоимость у всех приблизительно одна и та же.

Были времена, когда в старой государственной типографии можно было напечатать дешево, потому что там печатные машины полностью амортизированные, но теперь этого уже нет - все купили новые машины и были вынуждены поднять цены.

Бывает, что на рекламный рынок приходят типографии и предлагают клиентам более выгодные условия. Но через некоторое время они понимают, что печатать рекламную продукцию по цене этикеточной неразумно, и либо уходят с рынка, либо поднимают цены до средних.

ГАРТ: На рекламном рынке сложно работать?

М. А.: На любом рынке работать непросто. Если было бы легко, то на него сбежались бы все - и сразу стало бы тяжело.

ГАРТ: А пресловутые российские требования к качеству не снижаются? Не просят ваши клиенты отпечатать практически так же, но упростив и подешевле?

М. А.: У нас очень много клиентов, которые не являются профессионалами. Они не понимают, что можно убрать и как упростить. Это наша задача - предложить им решение, которое сэкономит их деньги. Лучше всего сделать это еще на этапе проектирования продукции. Мы предлагаем несколько технологически правильных вариантов макета, на основе одного из которых клиент делает дизайн. Это одна из дополнительных услуг, которые мы оказываем нашим клиентам.

ГАРТ: Интересно, в типографии есть заказы настолько ответственные, что их должна делать только самая лучшая смена печатников?

М. А.: Нет. Если бы мы с определенным заказом ждали определенную бригаду, то это было бы уже не производство. В таком режиме мы бы работать не смогли. Есть вопрос, на какой машине печатать конкретную работу, можно ли ее ставить на четырехкрасочную машину или необходима пяти-шестикрасочная? Я отдаю себе отчет в том, что у нас есть печатники разного класса. От класса зависит, например, сколько времени уйдет на приладку. Но качество печати должно быть одним и тем же.

ГАРТ: Но бывают, видимо, заказы сложные по печати? Или на Ваших печатных машинах таких проблем не возникает?

М. А.: Сложности при печати бывают, когда нам привозят готовые пленки, и связано это с безграмотной допечатной подготовкой. Те заказы, которые проходят через нашу допечатную подготовку, никаких проблем не вызывают.

ГАРТ: А с организацией производства в «Линии График» все вопросы решены?

М. А.: Конечно, нет. Думаю, нет такой типографии, где бы они были решены полностью. Нам это интересно, мы уделяем много внимания организации. Но режим работы такой, что очень сложно взять готовую схему управления производством и сразу ее внедрить. Мы очень динамично развиваемся.

ГАРТ: То есть взять готовую, например, немецкую схему нельзя?

М. А.: Готовая немецкая схема - купить пять машин Speedmaster, восемь фальцевальных машин и два ВШРА, под это все сделать штатное расписание и написать должностные инструкции. У нас процесс развития идет год от года, и эти должностные инструкции пришлось бы каждый год переписывать. Организованность процесса очень нужна, но заорганизованность может помешать работе.

ГАРТ: Но в той же Германии полиграфические предприятия работают уже очень давно...

М. А.: Это производство сигаретной пачки методом глубокой печати, наверное, можно и нужно строить по немецкой схеме, а рекламная полиграфия очень сильно отличается. Здесь нет ни одного бизнес-процесса, который можно однажды просчитать, а потом по полученной схеме работать и просто получать прибыль. Очень много нюансов.

ГАРТ: Может, мы преувеличиваем проблемы? А нанять иностранных менеджеров с дипломами МБА?

М. А.: Мы не стали их нанимать. Совершенно не факт, что консультанты правильно прочитали учебник и что учебник именно тот. Читать учебники мы тоже умеем. Все то же самое, что делаем мы, но только написанное другими словами.

В России нет ни одного сколько-нибудь крупного полиграфического производства, которое бы управлялось иностранным менеджментом. Нельзя для этого рынка применять схемы, которые используются на Западе. Такие предприятия долго не проживут. Здесь российский рынок, а не финский или американский. Нельзя ориентироваться на приезжающих в Москву иностранцев, как на основных заказчиков. Сегодня они - самые жадные клиенты. А хозяин нашей российской компании сам зарабатывает деньги, сам их считает и вкладывает, чтобы сделать что-то красивое для себя любимого. Я готов предположить, что наняв консультантов и менеджеров можно внедрить в «Линии График» немецкую модель бизнеса. Но уже с другим коллективом. А мне дороги люди, которые сегодня у нас работают.

ГАРТ: Тяжело было все это создавать? Все-таки вы не полиграфисты...

М. А.: Имеется в виду, что мало кто у нас заканчивал Университет печати? Но пятилетний опыт работы на реальном полиграфическом производстве - намного более серьезная школа, а многие работают у нас уже по десять лет и больше. Здесь минимум год за два, так что, я считаю, мы все давно уже полиграфисты с большим стажем.

Что касается выпускников МГУП, то у нас их работает достаточно много. Но проблема в том, что классическое образование не позволяет выпускать готовых специалистов. Приходя на работу, люди все равно еще долго продолжают учиться. И для нас важно не то, какое базовое образование у человека, а какие у него способности и желание обучаться. Насколько ему это интересно.

ГАРТ: А сколько сотрудников сегодня в «Линии График»?

М. А.: Постоянных - 450.

ГАРТ: Но это же очень много!

М. А.: Ничего не поделаешь, сколько нужно, столько и работает.

ГАРТ: Легко ли найти хорошего печатника?

М. А.: Мы предпочитаем их не искать, а готовить. Правда, это очень кропотливая работа, требуется терпение.

ГАРТ: Сманивают специалистов?

М. А.: Сманивают, но от нас со скандалом никогда не уходят. И если человек возвращается, поработав на стороне, то мы его обычно берем назад.

ГАРТ: Михаил, все-таки, у Вас в типографии демократия или авторитарный режим управления?

М. А.: Авторитарная демократия или конституционная монархия. Правда, конституцию пока никто не написал.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">











































































































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства