|
Олег
КВАСОВ
«Полимат»
Директор |
ГАРТ: Олег, расскажите, пожалуйста,
что представляет из себя бизнес по производству календарей и чем
занимается компания, которую Вы возглавляете?
О. К.: Начнем с того, что
календари, грубо говоря, состоят из того, что печатается и всего
остального, то есть аксессуаров. Специфика календарного бизнеса
заключается в его сезонности: полиграфисты год ждут этого
замечательного времени, а заказчики почему-то весь год забывают о том,
что оно - короткое и тянут до последней секунды. Но есть и другая
сторона медали: если курсоры или проволока могут и полежать на складе,
то календарные блоки и датированные ежедневники - продукт
«скоропортящийся».
Печатью календарей в нашей группе
компаний занимается типография «Август Борг», а «Полимат» - это
подразделение, которое отвечает за аксессуары к ним. Основной бизнес -
это производство и продажа двойной спирали, но есть и другие
направления.
Например, «Август Борг» производит
широкий ассортимент календарных блоков - 27 типоразмеров и цветов. А
компания «Полимат» их заказывает и реализует. Блоки действительно
уникальные - четырехкрасочные, девяти цветовых гамм, включая
металлизированную. Сейчас на рынке появились похожие, но это только
подражания. Продажи растут, потому что эта продукция - действительно
качественная. Вообще, ассортимент у нас достаточно широкий - его можно
будет увидеть на выставке «ПолиграфИнтер».
«Полимат» - компания молодая.
Средний возраст сотрудников - 30 лет. Нам пришлось все поднимать с
нуля, и заниматься этим было очень интересно.
ГАРТ: Как подбирался персонал?
О. К.: Я считаю, нам просто повезло
с командой, которая сейчас у нас работает. За очень короткий срок мы
стали сплоченным коллективом. Наши машины для производства двойной
спирали настолько уникальны, что найти кого-то, кто работал именно в
этой области, сложно. Операторов производства пришлось обучать с нуля.
Все они пришли из разных отраслей, почти все по образованию -
механики-наладчики.
ГАРТ: Процесс скрепления календарей
пружиной в крупных типографиях сегодня полностью автоматизирован или
все еще используется труд «бабушек»?
О. К.: Есть автоматические линии
для скрепления календарей пружиной. Положил блок бумаги, а на выходе
получил календарь. Но они позволяют производить только часть
продукции. И, по нашим оценкам, эта часть - меньше 50% рынка.
Есть автоматы для выполнения
отдельных операций. Научиться перфорировать - не проблема, научиться
закрывать односпиральные перекидные настенные календари или простые
квартальники - тоже не проблема. Вся автоматика для этого существует.
Проблемы начинаются с трехспиральными календарями. Автоматизировать
этот процесс не может никто, поэтому доля ручного труда здесь довольно
велика. А российский заказчик чаще всего предпочитает именно такие
календари. Они составляют 20–30% от общего количества.
В типографию «Август Борг»,
например, набираются временные работники на календарный сезон. В
прошлом году набрали человек 40–50, в этом планируется 50–60. Будут
сформированы четыре бригады, которые чередуются и заполняют собой все
рабочее время кроме воскресенья. И это еще надо администрировать! Но
ничего не поделаешь, в этом тоже специфика календарного бизнеса.
ГАРТ: А много ли предложений на
рынке оборудования для скрепления?
О. К.: Достаточно много. На
сегодняшний день хорошо известны такие брэнды, как Renz, JBI и
Relicart. Они делят рынок на три части. А в России появилась компания
«Лобачевский», которая тоже производит такое оборудование. Так что
сейчас больших комплексов по Москве и области установлено уже немало -
может быть, 30–40.
ГАРТ: В этом году Вы стали
продавать еще и оборудование. Зачем? Ведь предложений на этом рынке и
так много.
О. К.: Да, сейчас мы заключили
соответствующие соглашения с группой «Копитан» и фирмой «Лобачевский и
компания», а также с компанией «РуссКом». Единой хорошей линейки, по
нашему мнению, не существует, поэтому будем выступать, как
интеграторы.
У нас есть стремление, выражаясь
«высоким штилем», предоставить полный спектр услуг. Если мы продаем
все аксессуары для календарей, то мы должны продавать и те машинки, с
помощью которых их можно скрепить.
У нас большой производственный опыт
и мы чувствуем, насколько это важно, потому что много временных
рабочих, а техника хоть и не очень сложная, но все равно техника. Как
любой печатник, если у него что-то не получается говорит: «У меня
плохая бумага», как любая монтажистка говорит: «Плохой вывод», так и
здесь: плохая проволока, плохие пикколо, плохие курсоры...
Если у заказчика возникла проблема
с расходными материалами, с машиной или, извините, с руками, то наш
специалист может подъехать, посмотреть, что-то исправить, наладить,
настроить. Естественно, это легче делать с той техникой, которую ты
знаешь, а это та техника, которую ты продаешь.
ГАРТ: Ну а как обстоят дела на
рынке аксессуаров для календарей?
О. К.: По всем расходным материалам
для календарей рынок переходит на продукцию отечественных
производителей. Достаточно сказать, что на сегодняшний день больше 90%
курсоров делаются в России. Рынок этот довольно большой, по нашим
оценкам, около десяти миллионов курсоров в год. Про ригели не могу
сказать точно, но от 30 до 50% - также российского производства.
На рынке пружин на сегодняшний день
наши производители импорт еще не вытеснили, но монотонно этим
занимаются. Покупка нами второй машины, а затем третьей - мы
собираемся это сделать - фактически приведет к тому, что 70% пружин
будут изготавливаться в России. Импорт останется, потому что есть
люди, которым это почему-то нравится больше. Это их право.
ГАРТ: Много ли компаний работает на
этом рынке?
О. К.: На сегодняшний день мы видим
следующих основных игроков: группа «Копитан», компания «Гевариус», «Сидосе»,
ну и ваши покорные слуги - компания «Полимат». «Гевариус» продает как
проволоку российских производителей, так и импортную. А собственное
производство проволоки - это «Копитан» и «Полимат».
Я не знаю, кто крупнейший, но вот
эта четверка - серьезный кусок рынка. И среди этой группы у нас
прекрасное взаимопонимание, прекрасные отношения, взаимопомощь и
прочее, что тоже очень важно.
ГАРТ: Значит, есть какие-то
договоренности, как этот рынок делить?
О. К.: Да, существует определенная
внутренняя договоренность между участниками рынка. Он специальный,
узкий и поэтому очень хрупкий.
ГАРТ: А если придет новый игрок?
О. К.: Смысла особого нет. Когда
несколько лет назад мы и «Копитан» одновременно запускали машины для
производства пружин, стоимость катушки проволоки в розницу доходила до
300 долл. За год цены упали в два раза по вполне понятным причинам.
Ясно, что если возникнет третий игрок, они еще в два раза упадут и
тогда рентабельность станет слишком низкой по сравнению с вложением
капитала в какой-либо другой бизнес. А техника дорогая. У нас две
таких машины, и стоят они около 300 тыс. евро каждая. Купил три машины
- и миллиона как ни бывало. И расходные материалы дорогие.
Вообще, сегодня рентабельность
производства аксессуаров для календарей становится соизмеримой с тем,
что есть в полиграфии. Чудес не бывает! Все выравнивается.
Рынок двойной спирали фактически
будет состоять из двух участников, потому что больше просто не нужно.
Ведь Европу тоже обеспечивают всего три компании.
ГАРТ: Что, по Вашему мнению, будет
происходить с этим рынком дальше?
О. К.: Несколько лет назад рынок
календарей оценивался в 50 млн. За это время он мог и вырасти, хотя
цены на эту продукцию упали. Я думаю, что кардинально рынок не
изменился. Ну, может быть, стал 60–65 млн. Могу предположить, что
через пару лет он начнет очень сильно падать по ценам, рушиться. А
учитывая, что появилась сравнительно недорогая отечественная техника,
количество владельцев оборудования с каждым годом будет только расти.
Выживут все, но сезонность уйдет, а значит и сверхприбыли тоже. В этом
ничего плохого нет.
«Сливки» будут еще года два. Именно
у типографий. Но их сейчас набралась критическая масса, и через
несколько лет цены уйдут процентов на 20–30 вниз. Возможно, этот год -
последний или предпоследний. Но это у типографии прибыль станет
падать, а у «Полимата» будет расти объем продаж. Этим-то и хорош такой
бизнес.