|
Олег ДОКИН
Map Paper
Заместитель генерального
директора |
ГАРТ: Олег, мы стараемся не
упускать из вида рынок бумаги и почти в каждом номере публикуем
какую-то информацию о нем. По нашим подсчетам, российский рынок
мелованных бумаг практически не вырос в первой половине этого года. А
как дела у Map?
О. Д.: У нас за этот год прирост
составил 30%. Ну а для оценки рынка в целом лучше всего за основу
расчетов брать таможенную статистику, как это делает ГАРТ. Она очень
близка к действительности. На сегодняшний день пытаться схитрить на
таможне несолидно и невыгодно. В итоге обойдется дороже. Ставка очень
высокая - репутация компании.
ГАРТ: Тем интереснее Ваше
заявление: рост на 30% в ситуации, когда объем рынка увеличился
незначительно - это большой успех!
О. Д.: Да, большой. Думаю, надо
немного рассказать о том, как складывались дела у Map в предыдущие
годы. До 2000 г. мы были офисом продаж шведского концерна Modo Paper,
и поэтому не могли продавать никакие чужие торговые марки. Из
мелованных бумаг у нас была SilverBlade, а из офисных - DataCopy.
Бумага SilverBlade делалась на небольшой бумажной фабрике в шведском
поселке Сильвердален, расположенном на берегу живописной речки.
Фабрика эта старая, ей уже тогда было около 150 лет. Менять там
что-то, а тем более проводить обновление производства оказалось
нерентабельным. Фабрика была вынуждена закупать бумагу-основу у
нескольких поставщиков. Это сказалось на качестве. Клиенты жаловались,
поступали рекламации. Началось все это еще в 1998 г., и поскольку мы
не могли предложить никакой альтернативы, то стали терять долю рынка в
сегменте мелованных бумаг для полиграфии. А продажа мелованной бумаги
была и остается для нас стратегической сферой деятельности.
После слияния в 2000 г. Modo Paper
и Metsa Serla перед нами была поставлена одна задача - повышение
прибыльности предприятия. Поэтому сейчас у нас развязаны руки, и мы
свободны в выборе производителей. Благодаря этому, в нашем
ассортименте появились новые сорта мелованных бумаг. Теперь мы можем в
полной мере обеспечить качество поставляемой продукции и улучшить
обслуживание клиентов. Начиная с 2000 г. мы увеличили свою долю,
наверстали упущенное и сейчас продажи быстро растут.
ГАРТ: Вы продаете в основном
продукцию европейского концерна M-Real и бумагу корейского
производства?
О. Д.: Да. Из полиграфических
сортов это корейская бумага Neoart, хит продаж последних двух лет, и
бумаги производства M-Real - Euroart и Galerie One. Для нашего
портфолио этот набор вполне достаточен, он перекрывает все ценовые
ниши и те потребности клиентов, которые на сегодняшний день есть.
ГАРТ: Вы первыми начали возить
корейскую бумагу?
О. Д.: Мелованную - да. Основная
проблема, которая раньше останавливала всех, это логистика. Необходимы
большие вложения, ведь поставка с завода Shinmorim в Корее до Москвы
занимает около 90 дней.
ГАРТ: Это если везти морем. А если
железной дорогой?
О. Д.: Мы пробовали и такой
вариант, но потом отказались. Дело в том, что азиатский рынок бумаг -
очень специфический, там совершено другие плотности, нежели в Европе.
Например, есть 127 или 116 г/м2. Я уже не говорю про форматы, которые
не имеют ничего общего с европейскими. Для фабрики каждый наш заказ
оказывался серьезной задачей - нужно было произвести и отгрузить сразу
большую партию бумаги. Поэтому мы поступили так: чтобы обеспечивать
оперативные поставки для наших клиентов, сделали склад стандартных для
России форматов и плотностей в Эстонии. Одновременно там хранится
минимум тысяча тонн мелованной бумаги. Представьте себе поезд, везущий
такое количество!
Организация склада потребовала с
нашей стороны дополнительных расходов, но с помощью корейских
партнеров мы смогли построить такую логистическую схему.
ГАРТ: На российском рынке это самая
недорогая бумага?
О. Д.: Да, эта бумага очень
популярна и наиболее полно отвечает принципу «цена-качество».
ГАРТ: Кроме мелованной бумаги, Вы
занимаетесь и другими видами?
О. Д.: Мы - одно из подразделений
Map Merchant Group. Таких подразделений 26, и работают они в 22
странах Европы. Это сеть оптовиков, которая сейчас занимает в Европе
третье место. В наш портфель продуктов входят картон, офисные,
полиграфические и дизайнерские бумаги.
ГАРТ: А бумагами для рулонной
печати занимаетесь?
О. Д.: Да, мы поставляем газетные
бумаги шведской фабрики Holmen. Эта продукция востребована. Можно
сказать, что газетная печать переживает сегодня второе рождение.
Открывается много новых типографий. Газеты становятся цветными, в них
появляется все больше рекламы. Но чтобы привлечь рекламодателей, мало
напечатать цветные картинки - надо еще и обеспечить определенное
качество печати издания. Невысокая гладкость отечественной бумаги не
всегда этому способствует. А наша «улучшенная» газетная бумага
повышенной гладкости дает очень хорошие результаты. Пользуются спросом
высококаландрированные сорта, а также цветная газетная бумага,
окрашенная в массе.
ГАРТ: А теперь расскажите про
дизайнерские бумаги. Видимо, двумя основными проблемами в этом бизнесе
является привлечение клиентов и организация продаж, ведь нередко
дизайнерские бумаги покупают полистно, а открытые пачки надо где-то
хранить... Как вы эти проблемы решаете и какие у вас успехи?
О. Д.: Вы не упомянули еще об одной
проблеме: если на рынок выходит новая коллекция дизайнерской бумаги,
то вся она должна быть в наличии на складе продавца. С другими
бумагами все понятно - несколько плотностей и все, а здесь у каждой
коллекции по 10 фактур, у каждой фактуры до 10–15 плотностей, а у
каждой позиции еще и несколько форматов. Если все это перемножить, то
получается достаточно большое количество видов. Хранить по одной пачке
- глупо, потому что рассчитывать на людей, которые покупают полистно,
нерентабельно. Нужно хранить количество, достаточное для серьезного
заказа. Если все это перемножить еще и на стоимость дизайнерской
бумаги, которая значительно отличается от стоимости офсетной, то опять
же получаются очень большие вложения. Тем не менее, какие-то марки мы
уже сейчас активно продвигаем на рынке, организуя презентации и
семинары.
Если перейти от частностей к
общему, я хотел бы подчеркнуть, что наша идея - не просто продавать
бумагу со склада, а еще и обеспечивать клиентам дополнительный сервис.
Наши базовые клиенты - это средние и мелкие типографии, которым
держать большие запасы на своих складах невыгодно. В этой ситуации они
рассчитывают на нас и уверены, что мы вовремя привезем им необходимое
количество той или иной бумаги. Вот такая сверхзадача: быть всегда под
рукой, привезти бумагу соответствующего качества вовремя и в
необходимых количествах. И это полностью отвечает философии нашей
компании: «Быть путеводителем в мире бумаги» (MAP. Your paper guides).
ГАРТ: Планы на будущее -
оптимистичные?
О. Д.: Да, и для этого есть
основания: как Вы знаете, для экономики Европы настали не лучшие
времена - стагнация. В некоторых странах даже падает потребление
мелованной бумаги. В Германии, например, прошла волна банкротств
крупнейших типографий со столетней историей. В общем, положение
бумажных оптовиков в Европе - достаточно тяжелое. Если у нас рост
измеряется десятками процентов в год, то там 2–3% - уже хорошо.
В связи с этим взоры владельцев
нашей компании были наконец-то обращены на рынки России и СНГ.
Руководство концерна стало серьезно рассматривать Россию как
перспективный рынок. Сейчас этот вопрос обсуждается, и мы ожидаем, что
инвестиции будут. В первую очередь, они нужны нам для строительства
складского комплекса европейского уровня, который бы отвечал
современным требованиям.
ГАРТ: В чем это будет выражаться
для конечных клиентов?
О. Д.: Мы сможем предложить им
больший ассортимент бумаги и картона, обеспечить необходимый сервис.
ГАРТ: Как, по Вашему мнению, будет
развиваться российский бумажный рынок в дальнейшем?
О. Д.: Для обоснования
предполагаемых инвестиций мы делали план до конца 2008 г. Это
потребовало от нас большой аналитической работы: кто сегодня основные
игроки, как они себя чувствуют, как развиваются, кто поставщики, как
развиваются клиенты - на все эти вопросы мы постарались ответить. В
результате наметились некие ориентиры. Например, мы прогнозируем, что
рынок импортных офисных бумаг будет развиваться очень медленно - 3–5%
в год. Это связано с ростом собственного производства офисной бумаги в
России.
Будет расти рынок полиграфических
бумаг, потому что строительства комбинатов, которые будут производить
высококачественную мелованную бумагу, в России в ближайшее время не
предвидится.
Мы также прогнозируем большой рост
сектора текстурных бумаг, потому что растет рынок рекламы и
всевозможных дизайнерских услуг.
Бурно растет рынок упаковки,
поскольку развивается пищевая промышленность. Будет рост импорта
упаковочных картонов, но не такой большой, потому что российские и
украинские комбинаты частично покроют спрос на мелованные сорта.
Конечно, будет расти спрос на самоклейку и самокопирку, потому что
осваиваются сферы их применения, которые в Европе уже давно освоены.
ГАРТ: Интересный прогноз. Если
судить по российскому рынку упаковки, на который сейчас выходят
многочисленные иностранные производители, возникает ощущение, что
крупные западные бумажные оптовики тоже могут обратить внимание на
Россию. В результате все закончится покупкой ими российских оптовиков?
О. Д.: Да, такой вариант возможен,
ведь новой компании очень трудно выйти на рынок - гораздо эффективнее
воспользоваться готовой системой сбыта.
Еще одна причина в том, что
доходность бумажного бизнеса падает из года в год, и нам кажется, что
частным российским инвесторам скоро станет неинтересно вкладывать
огромные средства в этот бизнес и получать за это относительно
небольшие доходы. Таким образом, самым логичным шагом станет появление
на российском рынке крупных бумажных оптовиков, имеющих опыт работы и
прямые связи с производителями высококачественной бумаги и картона.