GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 9 СЕНТЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

Архив
 

Поиск
 

Обсуждение
 

Об издании
 

Подписка
 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Сергей СИРОТА
«Делай Вывод»
Генеральный директор

ГАРТ: Сергей, «Делай Вывод» всегда был одним из самых успешных репроцентров. Потом Вы создали еще и собственную типографию. Как в «Делай Вывод» распределяются доходы от полиграфии и вывода пленок?

С. С.: Приблизительно поровну. Иногда типография перевешивает, но чаще всего доходы одинаковы. Когда мы в 1998 г. покупали Speedmaster SM 52, ситуация в России была совершенно другой. На полиграфию были европейские цены, и можно было спокойно работать.

Сегодня все по-другому. Фактически, покупается тонна бумаги, пачкается краской и продается потом опять по цене бумаги со скромной наценкой. Чтобы зарабатывать на этом нормальные деньги, нужно перерабатывать сотни тонн бумаги.

Маленькая полиграфия в России в свое время послужила своеобразным костылем для настоящей, большой. На данном этапе она живет и работает, но это - рудимент, как аналоговая камера за 20 долл.

ГАРТ: Но многие владельцы больших полиграфических производств считают, что сегодня одна из самых эффективных машин в составе типографии - пятикрасочный Speedmaster SM 52 с секцией лакирования водно-дисперсионным лаком.

С. С.: Я с этими людьми не соглашусь. Секция лакирования, конечно, очень удобна. Не надо ждать, пока высохнет одна сторона, можно сразу приступать к печати оборота. Но любой экономический расчет показывает, что тираж 500 экз. листовки А4 при хорошей организации производства эффективнее отпечатать на машине полного формата. Если это нормальная, не «убитая» печатная машина.

ГАРТ: Считаете, что будущее за большим офсетом?

С. С.: Сегодня любая типография должна двигаться в сторону именно полиграфии, а настоящий коммерческий полиграфический проект, на мой взгляд, начинается минимум с двух листовых машин полного формата. Все остальное относится к просчетам в бизнес-планах.

Если взять данные статистики того же ГАРТ и пересчитать потребление высококачественных мелованных бумаг и картонов, запечатываемых в России, на человека, то получится около 1 кг в год. В развитых странах этот показатель существенно выше. Потребление бумаги на человека в России ничтожно. Это все из-за изолированности от нормальных бизнес-технологий.

Российская полиграфия пока на ноги еще не встала. Можно долго говорить о том, что люди делают здесь отличный бизнес, но я не вижу главного: у нас не образуется нормальных частных площадок, где стоят самые современные машины. Несколько исключений из этого правила - не в счет. Нет пока таких предприятий, которые управлялись бы грамотным западным менеджментом и были сделаны по западному проекту. Это все отложилось еще на сто лет.

Нам надо копировать модели, которые сложились в странах большой семерки, а не пытаться скопировать какую-то другую бизнес-модель, например, Северной Кореи. Все, что мы можем сегодня - грустно констатировать: нам надо было сразу посмотреть на нормальную немецкую типографию. Я не про таких, как «Делай Вывод». Я про российскую полиграфию вообще. Можно пытаться использовать советскую или кубинскую модель, но если Вы хотите работать на рынке больше, чем два-три года, то это не выход.

ГАРТ: Что же происходит сегодня с нашим рынком?

С. С.: Мне очень понравилось: в 1999 г. в «Коммерсанте» опросили десяток экспертов и задали им вопрос про кризис. И все отвечали много и не о чем, но нашелся один, который сказал просто: «Понятие кризиса не нуждается в замысловатых дефинициях. Кризис - это просто когда нет денег».

Спам, который там приходит в почтовые ящики, представляет собой толстые каталоги, которых в России пока вообще нет. Для того, чтобы мы доросли до этого, нужно много времени. Я замечаю, правда, что чернушных листовок в почтовых ящиках стало меньше, попадается много цветных, но это существенно ситуацию не меняет. Мы с Вами можем скинуться, купить тонну бумаги и запечатать ее. Но в чем смысл и как посчитать эффективность такой акции?

ГАРТ: Что же тогда является эффективным на сегодняшний день?

С. С.: Например, Интернет. Это у нас он - система коммуникации, а в Америке - экономика. Там вертятся миллиарды долларов. Такие системы, как amazon.com и yahoo.com, имеют капитализацию, исчисляемую миллиардами долларов. У нас такие компании тоже постепенно появляются, правда, счет идет не на миллиарды, а на миллионы долларов. Люди реально оказывают платные услуги, получают за это деньги и имеют очень высокие прибыли.

Почему все это развивается? Потому что в Интернете есть возможность получить обратную связь. Заплатил денег за рекламу - и получил отчет, что за эти деньги получилось то-то и то-то. Все легко отслеживается и учитывается.

ГАРТ: Полагаете?

С. С.: Возьмем пример: фирма Kodak испытывает сейчас большие трудности в связи с сокращением объемов рынка аналоговой фотографии. А такая компания, как AGFA, которая в аналоговых вещах отставала, скупила за последние годы достаточно много небольших фирм и сегодня лидирует на рынке промышленных цифровых технологий.

Сейчас аналоговые камеры 35 мм нужны только абсолютным профессионалам - фотографам, которые занимаются, например, съемкой на показах моды. Есть, правда, еще африканские страны, где у людей нет денег на цифровой аппарат и они обходятся «мыльницами». Все остальные уже пользуются цифрой.

ГАРТ: Мы немного отвлеклись. Давайте вернемся к российской полиграфии.

С. С.: Я привожу эти примеры только потому, что в полиграфии та же ситуация. От этого никуда не денешься. Вместо аналоговых камер здесь выступают малоформатные офсетные машины. Это очень дорогие «принтеры». Есть ассортимент продукции, который будут продолжать печатать на них, но этот ассортимент все сокращается и сокращается.

Я разговаривал с немцем, который занимается продажами одно- и двухкрасочных малоформатных машин. Он сказал, что в Германии этот рынок умер. Рынка фирменных бланков нет. Он весь ушел на цифровую печать. И зачастую эти цифровые печатные машины стоят прямо в офисах.

ГАРТ: А в России цифровая печать теснит малый формат?

С. С.: Не просто теснит - убивает. На Западе уже убила, и у нас тоже убьет. Может быть, в Москве это еще недостаточно проявилось, но скоро это станет видно. Ведь есть заказчики, которым реально не нужен тираж в 500 экз. Небольшой компании для создания имиджа необходимо в месяц по двадцать буклетов, ручек и зажигалок. Если ручки и зажигалки с нанесением логотипа можно заказать тиражом 60 экз., то такое же количество буклетов можно отпечатать только цифрой. Но маленькой компании больше не нужно.

Вообще, людей, которые готовы заплатить по 3 долл. за лист и заказать два экземпляра, в десятки раз больше, чем тех, которые готовы заплатить 100 долл. за 500 экз.

Оборудование для цифровой типографии стоит сегодня 50 тыс. долл. За все. А номенклатуру продукции она сможет выпускать такую же, как типография со Speedmaster SM 52. Но инвестиции с многокрасочной офсетной машиной нужны несоизмеримые. Поэтому цифровых салонов будет появляться все больше и больше. Конечно, по доходности бизнеса и по оборотам это не казино, но зато - реальный бизнес.

ГАРТ: Ну а фотовывод? Пошел ли объем заказов на спад?

С. С.: Нет, на спад он не пошел. Все-таки репроцентр есть репроцентр. В нем своя специфика бизнеса, своя наука и функции. Максимум, до чего он должен дорасти - до цифровой цветопробы и, может быть, небольшой цифровой печатной машины. Все. Это на Западе технологии СТР уже победили - там практически не осталось фотовывода. А в России эти системы установлены пока, в основном, в «замкнутых» полиграфических предприятиях, которые до этого имели собственные фотовыводные устройства. А бездна небольших типографий имеет потребность в выводе пленок. С другой стороны, типографии, на мой взгляд, собственный фотовывод нужен только в том случае, когда есть большой клиент с однородными заказами. Они приноровились эти заказы выводить - и все. В остальных случаях типографии выгоднее работать с репроцентром и пленками заказчика. Так что все нормально, заказы есть.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">













































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства