|
Илья КНЯЗЕВ
PrintHouse
Директор |
|
Сергей БЕЛОКРЫСЕНКО
PrintHouse
Технический директор |
ГАРТ: Мы провели очередное исследование рынка пластин. Общий объем, видимо, не изменился по сравнению с прошлым годом?
И. К.: Да, общий объем существенно не изменился. Что касается долей производителей, то, по нашим данным, доли пластин Lastra и AGFA немного
больше, чем указано в вашем расчете, а доля Kodak - меньше. Но разница между нашими оценками - в пределах одного-двух процентов.
ГАРТ: Сильно выросла доля пластин Plurimetal.
И. К.: У нас, по крайней мере, продажи этих пластин растут.
ГАРТ: А почему Вы решили продавать пластины марки Plurimetal? Lastra не справляется с производством?
И. К.: На сегодня Lastra с производством необходимых объемов полностью справляется. Ситуация, когда она не справлялась, действительно имела
место несколько лет назад, когда спрос на материалы был уже весьма высок, а новая линия по производству пластин еще не вошла в строй. Сегодня это уже в прошлом.
А наше решение о начале продаж Plurimetal связано с тем, что доля пластин Lastra на российском рынке сегодня очень велика, это почти «точка насыщения»
для любого отдельного брэнда, если, конечно, не рассматривать примеры внерыночного регулирования. Наша же компания чувствует в себе значительный потенциал для дальнейшего
роста, в том числе и в направлении формных пластин. Вот как раз для реализации этого потенциала Lastra Group предложила нам поставлять на российский рынок материалы их
второго брэнда - завода Plurimetal.
ГАРТ: Так почему у Lastra в России такая большая доля рынка? Из-за цены?
И. К.: Я не могу сказать, что цены на пластины Lastra сегодня существенно ниже, чем у остальных крупных производителей. Ценовой прессинг
ощущается, скорее, со стороны «болгарского Polychrome». В настоящий момент это самые дешевые пластины на рынке, они заняли место пластин Vela, которые считались самыми
дешевыми не так давно.
На мой взгляд, популярность Lastra объясняется тем, что эта фирма очень быстро реагирует на потребности рынка. В частности, время на исполнение заказа
- включая производство пластин нестандартных форматов, с которыми порой приходится иметь дело в России - в разы меньше, чем у других производителей. И это дает большие
преимущества.
МИРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОФСЕТНЫХ ПЛАСТИН
Общий объем в 2002 г. составил 430 млн. м2
ГАРТ: А пластинами для СТР Вы занимаетесь?
И. К.: Да, конечно. Мы поставляем пластины для СТР. Например, заметную долю потребления такого предприятия, как «Алмаз-Пресс», составляют
поставляемые нами термальные пластины Lastra LT–2, сделанные в Италии.
ГАРТ: Качество этих пластин удовлетворяет специалистов «Алмаз-Пресс»?
И. К.: Да, ведь они не хуже, чем «оригинальные» Mitsubishi, с которыми эта типография также работает. Надо сказать, что и традиционные пластины
Lastra уже несколько лет составляют половину потребления всех традиционных пластин в «Алмаз-Пресс». Это еще одно подтверждение их качества, если принять во внимание
широко известную бескомпромиссность технологической службы типографии.
ГАРТ: Получается, что у Вас прекрасные перспективы на рынке СТР-пластин в России, ведь термальные пластины, по нашим оценкам, преобладают в
общем объеме потребления?
И. К.: Видимо, да. На заводе Lastra в Италии сейчас работает одна линия для производства термальных пластин, а на заводе Plurimetal
заканчивается монтаж второй аналогичной линии. Но мы не планируем ограничиваться термальными пластинами, ведь у Lastra Group в Америке есть производство фотополимерных
пластин, а в ближайшее время в Италии будет развернуто производство по их конвертированию из мастер-форматов. Мы уже предоставили фотополимерные пластины для зеленого
лазера на испытания в типографию «Медиа-Пресса». Есть и еще несколько потребителей, которым также нужны именно такие пластины.
ГАРТ: А что с фиолетовыми пластинами?
И. К.: Они тоже доступны и, по нашим сведениям, в ближайшее время появится новая версия фиолетовых фотополимерных пластин под маркой LV–2.
Видимо, это будет новый шаг в технологии фотополимерных пластин. Кстати, пока в России устройство СТР, работающее с фиолетовыми фотополимерными пластинами, всего одно. Но
ситуация, видимо, будет развиваться.
ГАРТ: Тяжело продавать пластины, не продавая сами устройства СТР?
И. К.: Нам, конечно, труднее, чем тем, кто поставляет еще и устройства. Но это нисколько не снижает наш интерес к этому рынку.
ГАРТ: Видимо, с приходом на рынок «чистых» поставщиков расходных материалов цены на пластины СТР должны снизиться?
И. К.: Цены снижаются благодаря тому, что увеличиваются объемы потребления пластин. Еще не так давно установленные в России СТР можно было
пересчитать по пальцам одной руки. Теперь их уже, можно сказать, несколько десятков. С увеличением количества устройств растет потребление пластин, соответственно,
снижаются и цены.
ГАРТ: У Вас есть крупнейший потребитель пластин - «Чеховский полиграфкомбинат». Не так давно там была установлена система СТР BasysPrint для
традиционных пластин. Но ведь для обеспечения приемлемой производительности BasysPrint критичной является чувствительность пластин, а у Lastra чувствительность не самая
высокая?
С. Б.: Это совсем не так. Если говорить о чувствительности пластин, то есть разные рынки, на которых существуют разные традиции. Европейский
рынок с самого начала был ориентирован на стабильные пластины. Их делали AGFA, Kodak и Lastra. Появление на этом рынке более чувствительных, но и требующих намного
большей аккуратности, пластин FujiFilm сначала основными производителями игнорировалось, но теперь практически все они сделали новые пластины, чувствительность которых
такая же, как и у FujiFilm.
Lastra несколько лет производила позитивные пластины Futura–101, предназначенные именно для азиатского рынка, которые по чувствительности не уступают
пластинам FujiFilm. Теперь выпускаются пластины Futura–102, их отличительной особенностью является более контрастное пигментирование слоя. Есть еще пластины Sonic,
которые делает фирма Plurimetal. Их характеристики гораздо более проработаны, чем у тех же пластин FujiFilm.
ГАРТ: Давайте перейдем к продажам краски.
И. К.: Давайте. Мы поставляем на российский рынок краски фирмы Akzo Nobel. В составе нашего холдинга есть фирма FlexoHouse, которая занимается
жидкими красками для флексографии и других видов печати. Это отдельный и достаточно специфический бизнес. Если говорить об офсете, то нужно поделить краски для листового
и рулонного офсета. В листовых, к нашей радости, краски Akzo Nobel находятся на устойчивом третьем месте по объему продаж. Наша доля в первом полугодии 2003 г. составила
не менее 10%.
ГАРТ: А сколько листовых красок, по Вашим оценкам, продается в России?
И. К.: В этом году потребление листовых красок в России составит 2–2,5 тыс. т. Мы предполагаем увеличить свои объемы продаж листовых красок за
счет более активной работы с небольшими типографиями.
ГАРТ: У Akzo Nobel есть и все необходимые краски для рулонной печати?
С. Б.: Да, мы уже достаточно давно предлагаем краски для печати газет. Они пользуются все возрастающим спросом, ведь цветных газет печатается
все больше и больше.
ГАРТ: Неужели по газетным краскам можно конкурировать с «Торжком» и Sun Chemical?
И. К.: Можно. Не может не радовать тот факт, что закончился период, когда все определялось только ценой на краску. На сегодняшний день клиентов
интересует качество и стабильность. Поэтому краски Akzo Nobel имеют очень хорошие перспективы.
Теперь, с приобретением компанией Akzo Nobel фирмы Trenal, в нашем ассортименте появятся и краски для журнальной печати. В Европе, например,
потребление этих красок растет быстрее, чем листовых. Так что мы начнем постепенно работать и на этом рынке.