КСЕРОКС РАЙОННОГО МАСШТАБА
Это, конечно, предмет для спора, где находится региональная
полиграфия. Нас очень часто критикуют за то, что пишем только про московских, в
крайнем случае - питерских, полиграфистов. Что не обращаем внимания на регионы,
далекие от Москвы. Мы решили в этот раз послушаться критиков и принять
приглашения, которые неоднократно получали. Конечно, «Тульский номер», который
вышел ровно год назад, показал, что вся Тула старается работать на Москву. Нам
же было интересно пообщаться с полиграфическими предприятиями, которые работают
именно на региональных заказчиков.
Есть отдельный вопрос, на который сразу стоит ответить.
Почему мы все-таки не поехали в Казань? Все очень просто: Казань и Нижний -
большие города с хорошо развитой полиграфической промышленностью. В одной Казани
есть очень много современных развитых полиграфических комплексов. Это уже не
«региональная полиграфия», а совсем другой масштаб. Скорее, их надо сравнивать с
Москвой и СПб.
Кстати, несмотря на то, что мы посещали достаточно крупные
полиграфические предприятия, мне было очень интересно попасть именно в районную
типографию, что и удалось сделать в Пензенской области. Я не скажу, что был
шокирован, но удивлен был очень сильно. Оказывается, в колхозах и совхозах нет
копировального оборудования. Поэтому они заказывают необходимые бланки в
количестве 20–30 штук в типографии. Эти бланки там набирают, но не на
компьютере, а вручную. А потом печатают высокой печатью. И получается
«недорого». На самом деле, очень важное интервью этого номера - короткий рассказ
скупого на слова директора районной типографии. А таких типографий в одной
Пензенской области 27. Это и есть российская региональная полиграфия. А мы тут
считаем потребление мелованной бумаги и пытаемся сделать из этого какие-то
выводы! Теперь стало понятно, насколько мы далеки от народа. Меня, конечно,
могут поправить, что районные типографии - это районные, а региональные - те,
которые имеют именно региональный масштаб, но я с этим не соглашусь. С моей
точки зрения, цель регионального номера ГАРТ - демонстрация того, как живут
немосковские полиграфисты. Насколько они крупные или, наоборот, небольшие - не
имеет значения.
Сейчас все покажут на меня пальцами и скажут, что я «не в
теме», а я на самом деле не знал, сколько у нас в России этих «ксероксов
районного масштаба». Не знал. Тем более интересно было познакомиться. Что еще
интересно: «Шацкая типография» не печатает этикетки для местного ликероводочного
завода. А в Чебоксарах «Типография №1» делает для московских заказчиков 90%
продукции. Вот вам и региональная полиграфия!
Интересно, как далеко надо уехать от Москвы, чтобы там не
печатались московские заказы? Я не удивлюсь, если мы через год, «рванув»
куда-нибудь в Петропавловск-Камчатский, обнаружим, что там печатают что-нибудь
для Питера. Но туда, конечно, на автомобиле не доедешь, а наш водитель, несмотря
на все проблемы, очень хочет отправиться еще в какой-нибудь региональный
автопробег. Ему все понравилось. Мне тоже понравилось, большое спасибо
принимавшим нас типографиям.
Андрей Романов,
главный редактор