|
Владилен Давидович КРУЧКОВСКИЙ
«Ламбумиз»
Технический директор
|
ГАРТ: Владилен Давидович, сколько лет предприятию «Ламбумиз»?
В. К.: Уже тридцать. В 1972 г. было смонтировано оборудование, и наш завод был запущен в эксплуатацию. Этот момент мы и считаем рождением предприятия.
ГАРТ: Ваша основная специализация - это производство картонной упаковки для жидких продуктов?
В. К.: В свое время мы занимались многими видами тары: колбасной оболочкой, полистироловыми стаканчиками, рукавной пленкой, коробками под пельмени. Сейчас эти сегменты потихонечку стали нерентабельными. Остался лишь небольшой цех печати на гибкой упаковке, из остальных секторов мы ушли, сосредоточившись на производстве картонной упаковки для жидких продуктов.
ГАРТ: А как все начиналось?
В. К.: В 60-е годы стали появляться автоматы производства Tetra Pak, но на них разливали продукт лишь немногие производители молока, ведь пакеты приходилось закупать у шведов. Затем было принято решение организовать производство картонной молочной упаковки и у нас. Тридцать лет назад в упаковке молочных продуктов господствовала бутылочная тара - не самый удобный вариант, поскольку она очень сложна в производстве. Кроме того, стеклотары не хватало для обеспечения всех предприятий, и большие объемы молока продавались в разлив.
Еще в середине 60-х гг. в Совете Министров было принято решение о создании собственной базы по производству упаковочных материалов. Так в Советском Союзе началось строительство сразу пяти упаковочных предприятий, а в 1972 г. почти одновременно все они были сданы в эксплуатацию. Московское производство было самым большим, здесь были установлены две линии по производству бумажных материалов. Был завод в Казахстане - в Семипалатинске, на Украине - в Фастове, он сейчас принадлежит Elopack, в Омске и Урюпинске.
Но самая первая линия по производству ламинированной бумаги для тетраэдров была установлена еще раньше в московском объединении «Молоко».
ГАРТ: В чем заключался процесс производства новой упаковки?
В. К.: Бумага-основа с одной стороны покрывалась полиэтиленом, потом наносилась печать, а затем с другой стороны - парафиновое покрытие. Продукция резалась на рулоны определенного размера и отправлялась на молочные заводы. На упаковочной линии из материала образовывался рукав, затем он обрезался, сваривался и получались тетраэдры.
ГАРТ: А печать уже тогда была флексографская?
В. К.: Да, изначально была флексография.
ГАРТ: Советское или импортное оборудование?
В. К.: Импортное, под маркой Tetra Pak. В России за все годы, пока я работаю в этой отрасли, и в советское время, и сейчас, никто не задумывался о создании машин такого класса или даже близких. Делают только офсетные и флексографские для гофрокартона. Нет ни одного завода и ни одной инженерной группы, которая бы этим занималась.
Безусловно, Tetra Pak тоже не производит флексографского оборудования, хотя на машине была указана только эта торговая марка. Все годы работы мы только примерно представляли происхождение этих машин. Но это не столь важно. Они работали, и работали нормально.
ГАРТ: И работают до сих пор?
В. К.: У нас - уже нет, но в Омске, Семипалатинске и Урюпинске еще есть это оборудование.
ГАРТ: Сколько печатных секций было в этих машинах?
В. К.: Четыре. Но надо учитывать, что требования тогда были совсем другие! Были однокрасочные пакеты, двухкрасочные... В три краски - это уже совсем что-то невообразимое, а такого, чтобы в те времена печатали в четыре краски, я что-то и не помню.
ГАРТ: А как обстояли дела с загрузкой?
В. К.: Мы работали только на московское объединение «Молоко». Оно включало пять молокозаводов, каждый из которых производил в сутки до 500 т продукции. А потом еще построили «тысячник» в Лианозово... Молоко лилось рекой.
ГАРТ: И только «Ламбумиз» производил картонную упаковку?
В. К.: Для Москвы - да. Печатали огромнейшие тиражи упаковки для автоматов Tetra Pak.
ГАРТ: Но потом перешли на упаковку другой конструкции?
В. К.: Да, была одна проблема - пакеты текли. Мы считали: на весь Союз получалось около 10%. Это целая река молока. И происходило это не только из-за брака: и автоматы розлива работали из рук вон плохо, и молоко везли в тепле, поскольку не была развита транспортная система. Нас за эти потери куда только не вызывали. Так мы работали до 1982 г.
В конце 70-х - начале 80-х гг. в Москве появились первые автоматы розлива производства финской компании Elopack, использующие новый тип упаковки - «пюр-пак». Это был шаг вперед - более современная упаковка, более жесткая, более удобная. Естественно, сами пакеты покупали на заводе Elopack в Финляндии. В середине 80-х объем закупок достиг почти 1 млрд упаковок в год, и министерство приняло соответствующее постановление. В 1985 г. на «Ламбумизе» было демонтировано старое оборудование и установлено новое.
При этом производство работало, не останавливаясь ни на один день. Делали «тетра-брик», «тетра-пак», а потом, когда уже частично поставили новые линии, стали переходить на «пюр-пак».
Позже у Tetra Pak появилась подобная упаковка под названием «тетра-рекс». Неспециалисту сложно их различить. Единственное отличие - разное расположение шва на донышке относительно гребешка.
ГАРТ: А процесс производства самого запечатываемого материала претерпевал изменения?
В. К.: Да. Парафинирование уже давно не применяется. Сейчас для изготовления молочной упаковки используется картон, ламинированный с двух сторон. В 1984 г. у нас появилась специальная установка для покрытия картона полиэтиленом. Хорошая, работает до сих пор.
Расходные материалы - картон-основа и полиэтилен. Картон наш, Сыктывкарский. Полиэтилен в гранулах - тоже отечественный. Краски, естественно, импортные, в России их никто не производит.
ГАРТ: Как бы Вы, основываясь на многолетнем опыте работы, оценили сегодняшнюю ситуацию в России? Что сейчас происходит на этом рынке?
В. К.: Сейчас мы - единственное российское предприятие на этом рынке, хотя, разумеется, на рынке мы не одни. В сегменте «бриков» господствует Tetra Pak, и никто даже не пытается это оспорить. Если посмотрите, в Москве сейчас только стерилизованное молоко, «настоящего» нет. Но в регионах, конечно, ситуация иная - там покупать молоко по такой цене никто не будет. На мой взгляд, стерилизованное молоко - все равно, что вода. Хотя, конечно, благодаря стерилизации оно может долго храниться прямо в магазинах, не требует специальных условий, поэтому Tetra Pak завоевывает рынок. «Вим-Билль-Дан», например, работает только с упаковкой производства Tetra Pak.
Сами мы перестали делать «тетра-брик» только в этом году. Тут есть одна проблема: мы можем производить только классическую упаковку, а большинство автоматов по розливу уже переделаны на вытянутый в высоту пакет. Все защищено патентами. Tetra Pak - мировой монополист. Он имеет порядка 34% в мировом объеме упаковки для жидких продуктов, сеть предприятий по выпуску упаковки, множество предприятий по выпуску оборудования и большой сервис по молочным фермам. Конечно, мы были вынуждены отступить.
Но у нас есть свой сегмент - упаковка типа «пюр-пак», и здесь наш основной конкурент - Elopack. Производство на Украине было построено по тому же проекту, что и наше. Потом, правда, завод был немножко перестроен и сейчас перестраивается.
Кто-то вложил немалые деньги в перевооружение Семипалатинского бумажно-тарного комбината. Комбинат хороший. Качество печати после перевооружения стало выше, чем у нас. Они купили новую печатную машину.
ГАРТ: Поэтому Вы и решили тоже приобрести новую машину?
В. К.: Конечно, мы никогда не сидели, сложа руки. Кое-какую модернизацию своего старого оборудования провели своими силами, но наше качество печати все равно отставало, ведь у нас были старые четырехкрасочные машины с печатными секциями открытого типа. Когда мы поняли, что «выжали» из них все, что могли, то стали подбирать новую машину.
ГАРТ: Видимо, выбирали долго, потому что машин сейчас на рынке очень много.
В. К.: Да, очень много, причем часто производители берутся сразу за все, а российские посредники - тем более.
Например, очень много итальянских фирм делали нам предложения. Я сам ездил в Италию, смотрел.
Мы анализировали очень много проектов и предложений по этому типу оборудования, в том числе американское. Так что мы к этому шагу двигались очень долго. Года четыре. Ведь это дорогая штучка. У нас было и предложение от Bobst, но нам оно не подошло.
ГАРТ: А BHS выбрали из каких соображений?
В. К.: Естественно, мы уже имели представление о том, чье оборудование используют ведущие мировые производители. Наши специалисты ездят на выставки, собирают информацию, поэтому мы знали, что в последние годы фирма BHS стала продвигать свои машины именно в секторе печати на картоне для жидких продуктов. Мы выбрали эту компанию именно из-за специализации на данном направлении. Вместе с поставщиком BHS в России, компанией «Итрако», рассматривали разные варианты. В итоге остановились на шестикрасочной машине. Она работает с ламинированным картоном на скорости до 300 м/мин. Максимальная ширина полотна - 720 мм. Мы сейчас работаем с шириной 600 и 620 мм. Два литровых пакета и три по 0,5 л.
ГАРТ: Теперь, с установкой новой машины, Вы сможете успешно конкурировать с международными производителями?
В. К.: Конечно! Как видите, нам это удавалось и на старом оборудовании, однако теперь мы готовы удовлетворить любые требования заказчиков по качеству печати.