НУЖНО БОЛЬШЕ ДУМАТЬ
В прошлом я программист, но проблемы, связанные с компьютерами, у дизайнеров и программистов мало чем отличаются. И те, и другие совершенно справедливо считают, что компьютер может избаловать.
Лет двадцать пять назад «подход» студента-программиста к компьютеру заключался в сдаче на перфорацию бланка с написанной от руки программой - в первый день; сдаче полученной на «набивке» колоды перфокарт на ЭВМ - на второй день и долгом поиске среди большого количества колод и распечаток своей, чтобы понять, что при набивке оператором была допущена ошибка - на третий день. Как ни странно, такой подход был на самом деле очень продуктивным. Просто потому, что в паузах между событиями программист имел возможность подумать. Без компьютера. Посмотреть на предыдущую распечатку, порисовать на ней кружочки и квадратики... На это у него было много времени. А подумать в любом деле очень неплохо.
Но от прогресса никуда не деться, у студентов появилась возможность работать с ЭВМ в терминальном режиме, буквально редактируя на экране и запуская задания на выполнение. Без перфокарт. Постояв в очереди, это задание опять вылетало с ошибкой, но для получения результата требовалось всего несколько часов. Это стало серьезным шагом компьютерной техники вперед. Но время работы за терминалом было строго распределено, 10–15 мин каждому, чтобы исправить ошибку и опять запустить задание - и все. Поэтому нужно было заранее подумать, порисовать на распечатке с ошибками кружочки и квадратики...
Следующей стадией стало то, что терминал был всегда в вашем распоряжении, машина арендовалась на целую ночь, и можно было сидеть и запускать задания сколько угодно. Этот этап стал первым на пути снижения эффективности. Подумать стало некогда, надо было уложиться в отведенное время, а люди пытались решать серьезные задачи - какие уж тут кружочки и квадратики. Правда, космические аппараты иногда промахивались мимо планет, на которые их отправляли, но работа шла.
Потом появились персональные компьютеры... Сначала их было немного - один на несколько программистов, и все еще оставалось
время на то, чтобы порисовать и придумать нормальную идею.
Потом компьютеры появились у каждого. Потом компьютеры появились дома. Времени на «порисовать квадратики» не осталось, осталась практически бездумная гонка за виртуальным результатом, который далеко не всегда оказывается таким, каким его хотелось бы видеть.
Точно также и в дизайне. Просто нужно заставлять себя отходить от компьютера. Не для того, чтобы отдохнуть, а чтобы подумать.
Андрей Романов,
главный редактор
P. S.: На с. 22 мы приводим важную информацию. Нас ждет изменение цен на формные материалы. Рынок растет, но одновременно его пытаются сделать «цивилизованным». К сожалению, эти процессы развиваются в противоположных направлениях. По крайней мере, пока.
P. P. S.: Хочу напомнить, что перепись населения идет полным ходом. В этом месяце анкеты для заполнения получат подписчики, фамилия которых начинается на букву Г. Еще раз повторю: ВСЕХ, кто не
присылает анкеты, мы на самом деле исключаем из базы.