ТАКИМИ БЫ ТЕМПАМИ...
Различные организации и отдельные авторитетные персоны объявили или подтвердили результаты развития рекламного рынка в 2002 г. Он вырос больше чем на 50%. Самый большой рост (73%) пришелся на телевизионную рекламу, которая достигла объема в 900 млн долл. Возможно, успех объясняется тем, что рекламодатели стали еще более активно передвигать свои бюджеты в телевидение, но по мнению многих аналитиков, самую большую роль здесь сыграло повышение цен на эфирное время.
Реклама в журналах выросла на 38% и составила 220 млн долл. В газетном секторе отмечен рост в 23%, а объем достиг 380 млн долл. Это должно было вызвать соответствующий рост объемов производства в журнальном и газетном секторах. Интересной, на наш взгляд, является и информация о долях крупных издательских домов на рынке рекламы в прессе (газеты плюс журналы). Благодаря ей любознательный читатель может легко подсчитать, сколько стоила та реклама, которая «про’билась» на цифровой цветопробе в издательстве «Семь дней». Для тех, кто не хочет заниматься умножением, сразу приведем ответ: 45,6 млн долл. Скорее всего, эта цифра не совпадает с реальной на плюс-минус 50%, но ведь мы пытаемся свести воедино две совершенно разные оценки рынка.
РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК
РОССИИ В 2002 г.
Суммарный объем 2680 млн долл.
На 55% (до 170 млн долл.) выросли затраты рекламодателей на direct marketing. Это говорит о том, что различные виды цифровой печати имеют неплохие перспективы. Просто необходимо, чтобы заказчики и технологии нашли друг друга. Наверное, это когда-нибудь случится.
РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК
РОССИИ В 2001 г.
Суммарный объем 1730 млн долл.
Еще один сектор рекламного рынка, который имеет отношение к полиграфии - «Прочее». К этой статье относится производство, включая печать рекламной продукции. На самом деле, судя по комментариям, которые приводились в прошлогоднем отчете, те, кто оценивает этот рынок, имеют весьма отдаленное представление об объеме производства полиграфической продукции. Но в цивилизованных странах он как-то считается, поэтому должен считаться и у нас.
ДОЛИ КРУПНЕЙШИХ
ИЗДАТЕЛЬСКИХ ДОМОВ
НА РЫНКЕ РЕКЛАМЫ
В ГАЗЕТАХ И ЖУРНАЛАХ
Вообще, в «Прочее» входит все, что можно было придумать. В том числе и реклама в Интернете. Она, по тем же оценкам, выросла в России в 2002 г. на 83% и составила 11 млн долл. Интересно, что в 2001 г. году ее рост составил «всего» 64%.
В заключение хотелось бы сказать, что как бы ни распределялись рекламные деньги по секторам, рост рынка рекламы больше чем на половину не мог не сказаться на производстве рекламно-коммеческой продукции. Видимо, этот сектор полиграфического рынка продолжает стабильно расти. Конечно, растут мощности существующих типографий, появляются новые, но, как нам кажется, никаких объективных причин для сокращения общего объема заказов на рынке пока нет и, похоже, в ближайшее время не предвидится.