|
Анатолий
Николаевич
НОВОЖИЛОВ
«Центр ХГС»
Заместитель генерального директора
|
ГАРТ: Анатолий Николаевич, Ваша компания только что провела семинар по технологии СТР. Поделитесь впечатлениями.
А. Н.: Я хочу сказать, что полиграфическая пресса пока не самым лучшим образом информирует читателей о возможностях этой технологии. В первую очередь я имею в виду вопросы практического свойства и опыт эксплуатации. На семинаре были специалисты самых разных профилей из различных регионов, и по их вопросам я понял, что мифы по поводу СТР пока еще очень широко распространены, и никто их не пытается опровергнуть.
ГАРТ: Какой миф самый устоявшийся?
А. Н.: Трудно сказать. Посудите сами: на семинаре мне задавали вопросы о том, какие специальные краски и увлажнение необходимы для печати с пластин, сделанных на СТР. Еще один миф: СТР сложно калибровать, и это надо делать часто. Если пообщаться с давними пользователями этой технологии, то они скажут, что по крайней мере термальные СТР частой калибровки не требуют.
ГАРТ: Расскажите о системах, которые Вы поставляете.
А. Н.: Мы поставляем системы СТР, которые производит японская фирма Dainippon Screen под торговой маркой PlateRite - полуформатные и полного формата, с низкой, средней и высокой производительностью. Устройства можно различить по второй цифре в номере модели. Все они с внешним барабаном, и во всех для экспонирования используется матрица лазерных диодов. Все модели могут комплектоваться системами пробивки отверстий для штифтовой приводки. Подача пластин может быть как ручная, так и автоматическая - с одной или тремя кассетами.
Кроме этих систем не так давно появилась модель очень большого формата PlateRite Ultima с максимальным размером пластин 2382х1276 мм. У нее две экспонирующие головки, поэтому можно экспонировать либо одну пластину большого формата, либо две пластины меньшего размера.
Система управления рабочими потоками - TrueFlow - продукт совместной разработки фирм Adobe и Screen.
ГАРТ: Интересно, а фотовыводные устройства в России еще продаются?
А. Н.: Да, но не в таких больших количествах, как хотелось бы. У фирмы Screen сейчас две модели: капстановое устройство Katana и устройство с внешним барабаном - Tanto.
ГАРТ: Что Вы рекомендуете своим клиентам для выполнения цифровой цветопробы?
А. Н.: Мы предлагаем Digital Cromalin. Кстати, DuPont прекращает производство оборудования для аналоговой цветопробы. У тех, кто хочет ее приобрести, остался последний шанс: мы предлагаем в России восстановленные системы Cromalin формата А2.
ГАРТ: Фирма Screen, оборудование которой представляет на российском рынке «Центр ХГС», делает только термальные системы СТР. Она полностью отрицает возможность использования фиолетового лазера?
А. Н.: Насколько мне известно, на сегодня, если говорить в глобальном масштабе, остались две технологии: термальная и фиолетовая. Причем наиболее широкое распространение получили термальные системы, использующие лазерные диоды с длиной волны 830 нм, и фиолетовые с маломощным 5 мВт лазерным диодом с длиной волны 405 нм, экспонирующие серебросодержащие пластины. Есть разговоры о фотополимерных фиолетовых пластинах, но пока это только разговоры.
В отличии от русских, которые «медленно запрягают, но быстро ездят», японцы, можно сказать, «медленно запрягают и осторожно ездят». Специалисты фирмы Screen всегда достаточно недоверчиво относились к новым технологиям. И фиолетовая пока считается еще не совсем подтвердившей свою перспективность.
На самом деле, СТР - это промежуточный этап, и постепенно все придет к печатным машинам с непосредственным экспонированием пластин. Перспективность технологии оценивается еще и с этой точки зрения. В этом плане термальная технология, под которую разрабатываются пластины, не требующие проявления или какой-либо другой обработки после экспонирования, конечно, более перспективна.
Но суть, конечно, в том, что пока нет отработанной технологии и соответствующего поставщика пластин, продвигать фиолетовую технологию, делать СТР с ее использованием, с точки зрения Screen, не имеет смысла.
ГАРТ: Другими словами, пусть AGFA и FujiFilm уже разберутся, а потом, может быть, появится фиолетовый СТР от Screen?
А. Н.: Приблизительно так. Ведь Screen не занимается производством пластин.
ГАРТ: Но фиолетовые СТР стоят дешевле термальных. Или нет?
А. Н.: Я не ощущаю конкуренции по цене на российском рынке. У нас есть решения, стоимость которых вполне соответствует стоимости СТР с фиолетовым лазером.
ГАРТ: А по производительности?
А. Н.: Здесь есть разница, если говорить о разрешении 2400 dpi. Производительность термальных устройств полного формата в среднем составляет 16 пластин в час, а фиолетовых - 24. Но на более высоком разрешении они практически сравниваются.
ГАРТ: Расскажите о системах СТР, установленных Вашей компанией.
А. Н.: Первым СТР, который мы установили, стала газетная система фирмы Autologic в «Прессе-1». Там сейчас все нормально, они стабильно работают. Сейчас, по мере ввода в эксплуатацию второй машины Uniset, очень сильно возрастает нагрузка. Перешли на работу с максимальной производительностью - 96 пластин в час.
В середине марта будем устанавливать систему СТР Screen в Саратовском Полиграфкомбинате. Это модель PlateRite 8000II с полной системой Trueflow и модулем стохастического растрирования Spekta screening.
ГАРТ: Как Вы считаете, какие СТР имеют более хорошие перспективы на российском рынке: универсальные или специализированные, например, газетные?
А. Н.: Мое мнение, что универсальность - всегда проигрыш в качестве и производительности. Сегодня активно переоснащаются газетные типографии. Например, в «Советской Сибири» устанавливается новый газетный Uniset, но есть и целый парк других печатных машин, поэтому возникает вопрос: какую систему СТР покупать? По-хорошему надо покупать специализированную. Ведь рулонная и листовая печать имеют свои особенности, даже отверстия для штифтовой приводки под газетную машину должны пробиваться на другом расстоянии. А пробивка вручную значительно снижает оперативность производственного процесса.
Представьте себе: в «Прессе-1» за час до начала тиража издатели сдают все первые полосы газет. СТР работает на полной скорости, и каждые 37 секунд в приемное устройство падает готовая пластина. В этой ситуации время на ручную пробивку отверстий и загибку реально может оказаться фактором, который не позволит обеспечить необходимую производительность.
ГАРТ: Кто сегодня потенциальный покупатель СТР? Типография с печатными машинами большого формата?
А. Н.: Да, наверное, хотя среди потенциальных покупателей систем СТР есть и владельцы полуформатных печатных машин. Наши расчеты говорят о том, что если такая типография имеет 12 печатных секций и работает в две смены, то устройство СТР в ней может окупиться. Ориентировочно, года за полтора.
ГАРТ: Но чтобы получить эффект, надо все-таки иметь минимум четырехкрасочную печатную машину?
А. Н.: Безусловно. Рассчитывать на то, что СТР позволит получить реальные преимущества, имея несколько двухкрасочных машин, видимо, не стоит.
ГАРТ: Как Вы считаете, должен ли поставщик систем СТР продавать также и пластины для этой технологии?
А. Н.: Сначала мы не планировали продавать пластины, но теперь начинаем потихоньку этим заниматься, чтобы обеспечить комплексность. Будем поставлять пластины Kodak Polychrome. Термальные пластины производят многие, но у них разная чувствительность: для экспонирования одних требуется 70% мощности лазера, а для других 95%. Возникает вопрос: стоит ли намеренно идти на снижение жизненного цикла лазера, используя менее чувствительные пластины?
ГАРТ: Интересно, а что Вы можете сказать о количестве установленных в мире СТР-устройств фирмы Screen? Ведь если раньше термальные системы СТР, которые предлагает Heidelberg, базировались на технологии Creo, то в течение последних трех лет Heidelberg использует технологию Screen.
А. Н.: По официальной информации, сегодня в мире установлено около 2500 термальных систем СТР производства фирмы Screen. Я полагаю, что это число учитывает и системы, которые продаются компанией Heidelberg.
ГАРТ: А об общем количестве установленных в мире СТР-устройств есть какая-то информация?
А. Н.: Насколько я знаю, год назад их было около 10 тыс., если считать и те, которые используют уже устаревшие технологии. На сегодня, видимо, существенно больше, по крайней мере потому, что в США начался повальный переход на полуформатные СТР даже в малых типографиях. При том, что кредиты очень дешевые, а зарплаты работников очень высокие, возможно, переход на СТР - это самый разумный шаг.