|
Андрей
ЗАРЕЦКИЙ
Типография
«Август Борг»
Генеральный
директор
|
ГАРТ: Перед тем, как начать делать номер о полиграфический посредниках, мы посоветовались со знакомыми, которые работают на этом рынке. Они в один голос сказали, что нельзя называть рекламные агентства посредниками - обидятся.
А. З.: Конечно, обидятся. Есть полиграфический рынок, он структурирован. Есть первый эшелон - те, кто работает с конечными клиентами. Чаще всего это рекламные агентства, которые занимаются и дизайном, и размещением заказов в типографиях. Работа эта непростая, и деньги они получают вполне заслуженно.
Заказчик может, конечно, прийти в типографию сам, и ему сделают, что он попросит. Но проще обратиться в рекламное агентство. Тем более, что их сегодня много, а цены - на любой вкус. От 50 долл. и, видимо, до нескольких тысяч. При этом заказчику уже не нужно волноваться, ехать самому в типографию, которая находится далеко не в центре Москвы.
ГАРТ: Но среди агентств существуют и просто посредники?
А. З.: Да, есть агентства, которые занимаются исключительно посредническими услугами - приемом и размещением заказов. Но перспективы у них далеко не лучшие. Наш рынок постепенно становится все более и более жестким, дилерские проценты становятся все ниже и ниже, поэтому посреднику работать все сложнее.
Тем не менее, без профессиональных участников полиграфического рынка нормальная типография не проживет. Существуют, структуры, в которых есть и издательства, и агентства, и собственные типографии, но если говорить о рекламно-коммерческой продукции, то никакое отдельно взятое агентство или дизайн-студия не сможет обеспечить загрузку типографии, сравнимой по мощности с нашей. В тоже время, мы, как типография, не в состоянии создать креативную идею, мы можем просто хорошо напечатать. И печатаем!
ГАРТ: Но у Вас есть дизайн- студия.
А. З.: Да, собственное дизайн-бюро, в котором работает десять человек - дизайнеры и верстальщики. В первую очередь они работают на наших крупных прямых клиентов, заказчиков упаковки.
Несколько лет назад мы были «маленькими» - имели малоформатные машины и один полуформатный четырехкрасочный Speedmaster SM 74–4 - и могли от определенных заказов отказываться. Иногда позволяли себе даже возвращать недовольному клиенту и деньги, и готовую продукцию. Считались дорогой типографией, которая предлагала самый широкий спектр услуг. Сегодня мощности нашей типографии выросли в три раза, и чтобы их загрузить, нужно работать по-другому. Требуются соответствующие заказчики, среди которых и рекламные агентства.
ГАРТ: А кто размещает заказы в типографии «Август Борг»?
А. З.: Я бы разделил наших заказчиков на три группы. Первая - это те, для которых мы печатаем упаковку, вторая - издатели журналов и книг, а третья - рекламные агентства, причем с определенного момента доля их заказов составляет в общем объеме не менее 70%. Некоторое время назад она была меньше, теперь выросла, и, я полагаю, будет расти дальше.
Мы очень заинтересованы в этом. Главная причина в том, что мы хотим работать с профессионалами, которые будут приносить готовые заказы. С ними всегда работать проще, а значит дешевле. Можно договориться за две минуты, в то время как прямому клиенту придется час объяснять, что «эту плашку» напечатать сложнее, чем «ту картинку».
При работе с рекламным агентством мы можем формировать цену, адекватную реальной сложности заказа. Можно сразу поделить заказы по уровням сложности и избежать долгих переговоров и согласований.
ГАРТ: А много профессионалов в агентствах?
А. З.: Я считаю, что много. По крайней мере, это не случайные люди, которым нужно напечатать один заказ. Для нас постоянные заказчики - это партнеры, и наша задача - передать им свой опыт.
Конечно, можно называть партнером любого клиента, но реальными партнерами становятся те, с кем постоянно работаешь в одной цепочке. Мы - часть их производственной цепочки, практически структурное подразделение. Мы прекрасно понимаем друг друга.
Хотелось бы, чтобы именно таким образом строились наши отношения с рекламными агентствами. Раньше агентства носили к нам только сложные работы, потому что наши цены были достаточно высокими. Теперь ситуация меняется, в «Август Борг» можно напечатать простую работу на новых многокрасочных машинах по среднемосковской цене.
ГАРТ: Другими словами, Вы снизили цены?
А. З.: Снижаем, но это нельзя назвать демпингом, просто происходит некоторое уточнение или переосмысление цен. На отдельные виды работ мы цены даже повышаем. На сложные работы цены не меняются. А вот некоторые простые работы у нас теперь стоят дешевле. Это, скажем так, отказ от получения сверхприбыли, которая раньше у нас была заложена в цену простой работы. Ничего не поделаешь, сегодня в полиграфии сверхприбылей нет.
Но если говорить о сложных заказах, то какая-нибудь новая типография не умеет делать то, что умеем делать мы или другие с большим опытом работы, у которых есть все необходимое послепечатное оборудование. У нас оно есть. Так сложилось исторически, потому что раньше по кооперации сделать что-нибудь нормально было практически невозможно. Прибыль была высокая, поэтому все старались поставить все необходимое оборудование у себя. Ведь деньги как легко доставались, так и тратились легко. Но такая «лафа» закончилась.
Если до кризиса все мерили деньги путем раздвигания на некоторое расстояние большого и указательного пальцев правой руки, то теперь все не так здорово, приходится использовать более точные инструменты.
ГАРТ: Имеется в виду, что теперь каждый имеет штангенциркуль?
А. З.: Я совершенно не хотел проводить никаких аналогий, так получилось случайно. Но если говорить о московском рынке, то «Линия График» все равно коммерческая типография номер один, а мы свое второе место не отдадим никому.
ГАРТ: Мощности у Вас увеличились достаточно резко.
А. З.: Да, и мощности, и производственные площади. За год с небольшим практически в три раза. Мы приобрели две печатные машины Speedmaster - SM 74–5+L и SM 102–4. Просто раньше мы не брали кредитов. Покупали очередную машину только тогда, когда понимали, что и на нее денег хватит, и еще что-то останется. А когда появилась возможность покупать в кредит, мы стали развиваться намного быстрее. Это удобно: ты за печатную машину еще ничего не заплатил, а она уже установлена, печатает и приносит деньги. Часть отдаешь за нее, а часть остается. Это эффективный и быстрый способ развития, хотя порой и приходится понервничать.
ГАРТ: Теперь «Август Борг» можно считать крупной типографией?
А. З.: Я отношу ее к средним. У меня собственная классификация. Если у типографии оборудования меньше чем на 1 млн долл., то она небольшая, от 1 до 10 млн. - средняя. Ну, а больше 10 - крупная. Нам до крупной пока далеко, мы несколько лет назад еще были небольшой.
ГАРТ: Но у Вас уже тогда был многокрасочный полуформатный Speedmaster. Тут не «уместиться» в 1 млн.
А. З.: Почему же, если покупать неновую машину, то прекрасно можно уместиться.
ГАРТ: Мощности по печати у типографии «Август Борг» выросли в три раза, а объем заказов?
А. З.: Объем заказов вырос примерно в 2,5 раза. У нас есть небольшая недозагрузка, но теперь понятно, как получить недостающие заказы, не применяя демпинг.
ГАРТ: А как бы Вы оценили рост рынка производства полиграфической продукции?
А. З.: Я считаю, что в России рост объемов в 2002 г. был незначительным - по крайней мере, меньше, чем мы ожидали. Я бы сказал даже, что объем заказов на рынке остался на уровне прошлого года. Подтверждением является то, что наши постоянные клиенты практически не увеличили объемы, и весь наш рост произошел за счет новых клиентов.
ГАРТ: Интересно, как типография может работать на таком рынке?
А. З.: Есть разные пути. Мы, например, пробуем диверсифицироваться и создаем книжное производство, ориентированное на малотиражные высококачественные книги. Очень много таких заказов все еще печатается за границей. Я думаю, нам удастся получить некоторые из них. Причем планируемый объем выпуска книг - всего 20 тыс. в месяц. Это совсем мало по сравнению с объемом даже небольшой книжной типографии, но тем не менее, это 30–40 тиражей в месяц.
Наше главное преимущество в том, что мы профессионально работаем в условиях стресса. Сегодня нельзя прийти в самую крупную типографию и напечатать в ней за два дня небольшой тираж высококачественной книги. Они так не умеют работать. А мы именно так и умеем.
ГАРТ: Но рынок высококачественных цветных книг в России совсем небольшой.
А. З.: Я считаю, что он только создается, и именно поэтому у него очень хорошие перспективы.
Еще одна проблема, которую мы сегодня решаем - организация производства с помощью специализированного программного обеспечения. Это немецкая программа, ее сейчас переводят на русский язык. Она автоматизирует некоторые бюрократические операции, все заказы проходят через единую базу данных. Можно смотреть любую статистику. Кроме того, система позволяет оценить временные затраты по определенному заказу и даже предложить очередность выполнения работ для каждого участка.
ГАРТ: Думаете, это принесет реальный эффект?
А. З.: Я не питаю иллюзий. Невозможно создать такую программу, чтобы она управляла типографией сама, а владелец просто ходил в банк за деньгами. Тем не менее, было бы глупо не воспользоваться возможностью усовершенствовать производственный процесс.