ЦВЕТНАЯ БУМАГА
На наши вопросы ответили:
Дмитрий Парфенов,
компания «Александр Браун»
Кирилл Усов,
начальник отдела рекламы компании «Берег»
Михаил Козлов,
отдел рекламы компании «Дубль В»
Сергей Моргульцев,
руководитель рекламной службы Департамента бумаги и картона
для полиграфии, компания «Комус»
Анна Балицкая,
менеджер по маркетингу компании Map Paper
ГАРТ: Расскажите о дизайнерских бумагах, которые Вы представляете на российском рынке.
АЛЕКСАНДР БРАУН:
В 2002 г. компанией «Александр Браун» был запущен образовательный проект «Секреты воплощения творческих идей на дизайнерских бумагах», который связал воедино интересы дизайнеров и полиграфистов. Академия «Золотая Пыль» задумывалась как способ для открытого диалога. Теперь, по прошествии года, можно отметить, что поставленная цель достигнута. Пять заседаний в Москве для профессионалов отрасли, одно - для штатных рекламистов компаний-заказчиков, проведенное совместно с рекламным агентством Debby, три выездных семинара, которые прошли в Нижнем Новгороде, Красноярске и Омске. Девять заседаний - девять результативных обменов опытом работы на бумагах элитных коллекций. Серия семинаров продолжится и в 2003 г.
БЕРЕГ: Нашим ключевым поставщиком дизайнерских бумаг был и остается Gruppo Fedrigoni. Эта компания полностью соответствует своей миссии: «Promote, produce and distribute, as a potential single source of supply, an integrated range of specialised, quality products», являясь надежным поставщиком колоссального ассортимента бумаг с различными фактурами и оттенками, плотностями и техническими характеристиками.
В отличие от большинства производителей дизайнерских бумаг, которые размещают заказы на производстве и вынуждают клиентов долго ждать отгрузки товара, Gruppo Fedrigoni имеет склад в северной Италии, где всегда хранится около 42 тыс. т бумаги, готовой к отправке.
Еще одной важной чертой Gruppo Fedrigoni является приверженность классическому стилю бумаг, которые будут популярны еще десятки лет: это в первую очередь фактурные бумаги Acquerello, Nettuno и Tintoretto; Sirio - тонированные в массе бумаги, гладкие и тисненые; Pergamenate - коллекция полупрозрачных бумаг, куда входит очень популярная калька GSK; White &Ivory - белые и цвета слоновой кости бумаги; Constellation - коллекция «визиточных» картонов с разнообразным тиснением; уникальная, запатентованная коллекция бумаг Savile Row Tweed, повторяющего структура одноименной английской ткани. В ассортименте фабрик этой компании есть и мелованные бумаги: Symbol - с двусторонним двукратным мелованием: белые и цвета слоновой кости, матовые и глянцевые, с тиснением и без; Symbol Pearl - не имеющая аналогов коллекция перламутровых мелованных бумаг оттенков Ice и Shampagne диапазоном плотностей 130–300 г/м2; Constellation Jade - бумага и картон с односторонним тиснением и перламутровым покрытием; Splendorlux - высокоглянцевые разноцветные картоны литого мелования.
Но нельзя сказать, что фабрика стоит на месте: каждый год происходят некоторые изменения в ассортименте, появляются новые коллекции. В 2002 г. мы представили, например, недавно разработанные коллекции Symbol Pearl и Sirio Pearl (тонированные в массе бумаги с перламутровым покрытием), Stucco - структурные бумаги с легким мелованием, позволяющие печатать с большей линиатурой.
«Берег» поставляет бумаги Fedrigoni с 1995 г., постоянно расширяя ассортимент и увеличивая количество товара на складах наших филиалов. За эти годы наша фирма заслуженно завоевала лидирующее место среди поставщиков дизайнерских бумаг во всем бывшем СССР. Тем не менее, несколько коллекций бумаг мы впервые представим только в 2003 г. Например, особенную бумагу с оригинальной фактурой Kilim и только что разработанную коллекцию тонированных калек.
ДУБЛЬ В: В этом году у нас произошло кардинальное изменение в коллекции дизайнерско-представительских материалов. Если до апреля 2002 г. это были лишь классические представительские бумаги, то сейчас это 22 вида бумаг, калек и картонов. Это наиболее полная в России коллекция бумаг подобного назначения, в которой представлены все основные группы дизайнерско-представительских бумаг. Это и классические бумаги представительского класса для создания полного набора деловых аксессуаров, и материалы в стиле Hi-Tec с металлизированными вкраплениями, и тонированные в массе бумаги широчайшего спектра оттенков и плотностей, и тонированные в массе кальки, и многое другое. Чтобы облегчить процесс выбора подходящего материала, мы создали каталог, в котором представлены как сами образцы материалов, так и их технические данные, рекомендации по печати и областям применения.
КОМУС: Дизайнерская бумага в компании «Комус» представлена многими коллекциями, каждая из которых особенна. В первую очередь, в этом ряду необходимо отметить хит года - чистоцеллюлозную тонированную бумагу «Стардрим» с покрытием типа «перламутр» и «металлик». В этой коллекции в 2002 г. появилось семь новых цветов: опал, античное золото, марс, изумруд, аметист, ночное небо и темная вишня.
Быстро завоевала популярность новая коллекция «Модильяни». Это белая и тонированная бумага с поверхностью, напоминающей шерстяную ткань. Коллекция представлена тремя цветами (белый, белый антик и топленое молоко) при двух плотностях - 145 и 260 г/м2.
Расширена в 2002 г. цветовая палитра коллекции «Дали» - бумаги с тиснением в виде тонких линий. Теперь ассортимент этой бумаги в «Комусе» соответствует полному ассортименту производителя и насчитывает полтора десятка цветов при весьма широком диапазоне плотностей: 120–285 г/м2.
Многие годы радуют клиентов ветераны рынка - «Веницелюкс» и «Биндакот» - коллекции, в которые входит бумага с односторонним высокоглянцевым литым покрытием. Здесь и белый цвет, и пастельные тона, и насыщенные цвета, и «металлик».
Чистоцеллюлозную тонированную бумагу (гладкую и с тиснением) объединяет коллекция «Мальмеро». Двадцать цветов, четыре вида тиснения при плотности 250 г/м2 - разнообразие, которое тронет душу даже самому взыскательному потребителю.
Устойчивым спросом пользуются три коллекции «Фэнтэзи» - белая бумага с тиснением, пять видов пастельных тонов и несколько бумаг насыщенной, сочной окраски. Пара плотностей - 90 и 250 г/м2 - позволяет использовать эту бумагу для самой разнообразной продукции - от бланков до обложек.
Необычность коллекции «Свеция антиква» - в особом вержированном рисунке тиснения, а также наличии двух поставляемых производителем форматов (45і64 и 70і100 см) при показателях плотности 100 и 280 г/м2. Бумага с низким показателем плотности позволяет увидеть рисунок тиснения на просвет, что является не только украшением, но и методом защиты документов от подделки.
Белая бумага - гладкая и с тиснением многих видов - представлена коллекциями «Ивобель» и «Иволайн». В наборе тиснений - лен, холст, линьяж, лен-модерн, кожа, молоток и др. Различная плотность (150–350 г/м2) дает возможность использовать эту бумагу для огромнейшего разнообразия видов печатной продукции.
Дизайнерская бумага представлена в «Комусе» не только полиграфическими крупными форматами, но и форматом А4. К дизайнерским бумагам по сфере использования примыкают также мелованные картоны, синтетическая бумага ЮПО, переплетный материал «Эвелин».
MAP PAPER: Ассортимент Map Paper включает широкий спектр дизайнерских бумаг различных мировых производителей, но хотелось бы уделить особое внимание трем новинкам 2002 г.
Galaxy Paper (Южная Корея) - высококачественная декоративная бумага с золотистым (Galaxy Paper Gold) или серебристым (Galaxy Paper Silver) перламутровым слоем. Обладает высокой жесткостью, пухлостью, оригинальной блестящей поверхностью и современным дизайном; придает изделиям мистическую своеобразность и неповторимость. Сфера применения: изготовление каталогов, брошюр; высококачественной упаковки и обложек для книг; приглашений и открыток.
Terreus (Финляндия) - чистоцеллюлозная бумага высочайшего качества. В коллекцию Terreus входят бумаги шести цветов: натурального белого (Original White), ультра-белого (Pure White), цвета слоновой кости (Ivory), пергаментного (Vellum), жемчужно-серого (Pearl-Grey) и серо-голубого (Bluish Grey). Ассортимент Terreus включает фактурную и гладкую бумагу с водяными знаками и без массой от 80 до 330 г/м2. Плотные сорта Terreus имеют многослойную структуру.
Серия бумаг Terreus предназначена для производства разнообразной представительской печатной продукции: рекламных буклетов, визитных карточек, открыток, приглашений, эксклюзивной упаковки.
Бумага Terreus идеально подходит для офсетной, трафаретной, струйной и электрофотографической печати. Благодаря специальному методу изготовления бумаги Terreus, волокна целлюлозы, содержащиеся в ней, отличаются эластичностью, хорошо растягиваются и не ломаются даже при больших деформациях, что позволяет рекомендовать Terreus для различной послепечатной обработки (конгревного тиснения, припрессовки фольгой, вырубки и пр.)
Особой гордостью нашей компании являются непальские бумаги ручной выделки. Они изготавливаются сезонно, только в жаркую погоду, когда бумага может быстро сохнуть и специальным образом «выцветать» на солнце; бумаги, которые имеют «мятую» и «полосатую» фактуры, специальным образом сгибают, подставляя под солнечные лучи те стороны, которые требуют более светлого оттенка; части, которые остаются в тени, сохраняют темный оттенок, тем самым придавая бумаге «двуцветность». Для окраски используются растительные или химические красители. Растительные красители придают бумаге натуральные пастельные оттенки. Их легко отличить благодаря приятной неравномерности прокраски. Химические красители используются для придания бумаге равномерных оттенков самых различных цветов. В коллекцию также входят грубоволокнистые бумаги на основе кукурузных рыльцев, бумаги на основе мякоти банана, бумаги с вкраплением риса, семян болгарского перца, тростника и др., бумаги в восточном стиле, сделанные на основе бамбуковых прутьев, бумаги с вкраплениями лепестков различных цветов (васильков, ноготков и др.), а также листьев папоротника, бумага с мягкой фактурой «под замшу». Размеры и плотности бумаг варьируются, так как вручную невозможно производить бумагу, не отходя от стандарта, но приблизительный формат 51і76 см, плотности около 80–100 г/м2 и 180–200 г/м2. Сфера использования - красивая упаковка, паспарту, рамки для фотографий, «китайские» абажуры, изготовление шкатулок, коробочек, обложек путем припрессовки бумаги к основе, обложки меню, открытки, конверты и др.
ГАРТ: Кто типичный покупатель дизайнерских бумаг?
АЛЕКСАНДР БРАУН: Дизайнер. Но с точки зрения коммерции, объемов реализации, предпочтение следует отдать типографиям. Не следует забывать о том, что дизайнерские бумаги - прекрасный материал для производства элитной упаковки.
Вместе с тем, дизайнер (бюро, студия) рано или поздно передает свою работу печатникам, а те, в свою очередь, часто занимаются не только воплощением работы дизайнера, но и закупкой конкретного вида бумаги.
БЕРЕГ: Наши менеджеры по продажам чаще всего работают с представителями типографий и рекламных агентств, частными дизайнерами. А «двигатели» этого рынка, безусловно, дизайнеры.
ДУБЛЬ В: Типичный покупатель дизайнерских бумаг - типография, но заказывает их обычно дизайнер - представитель самой типографии или рекламного агентства. Ну а продукция - это визитки, обложки, папки, открытки, фирменные бланки, календари.
КОМУС: Типичный покупатель дизайнерских бумаг многолик. Это и дизайн-бюро, и крупные полиграфические фирмы, регулярно получающие заказы на элитные печатные изделия. Это могут быть и конечные потребители какой-либо продукции (к примеру, папок), которые сами приходят выбрать и закупить бумагу или картон, не полагаясь в этом на типографию.
MAP PAPER: Круг потребителей дизайнерских бумаг постоянно расширяется; основными же покупателями являются типографии, рекламные агентства и дизайн-бюро.
ГАРТ: Имеется ли спрос на дизайнерскую бумагу в регионах?
АЛЕКСАНДР БРАУН: Безусловно. Подтверждение этому - наши выездные заседания. Интересно, что региональные потребители дизайнерских бумаг - весьма благодарные слушатели и клиенты. Если их профессиональный уровень и отстает от столичного, то совсем не намного. В 2003 г. продвижение элитных бумаг компанией «Александр Браун» в регонах будет подолжаться.
БЕРЕГ: По мере роста благосостояния спрос на поставляемые нами дизайнерские бумаги и в центре, и в регионах растет.
ДУБЛЬ В: Мы только начали продвижение дизайнерских бумаг в регионах, поэтому по объемам продаж судить сложно. Однако по статистике интерес к дизанерским коллекциям в регионах меньше, чем в Москве.
КОМУС: Спрос на дизайнерскую бумагу в регионах по уровню отстает от спроса в столице, но он активно растет с каждым годом, особенно в областных центрах.
MAP PAPER: Спрос на дизайнерские бумаги в регионах, безусловно, есть.
ГАРТ: Как изменился рынок дизайнерских бумаг в 2002 г.?
АЛЕКСАНДР БРАУН: Надо признать, что стараниями игроков, пришедших к «дизайнерке» в 2002 г., предложение существенно расширилось, но лишь на уровне перечня. Качество по-прежнему остается в руках лидеров.
БЕРЕГ: Мы заметили, что в 2002 г. все бумажные оптовики увеличили количество и ассортимент бумаг, предлагаемых со склада, что, безусловно, очень удобно покупателям. На рынке появилась продукция и ряда новых производителей. Что касается моды, то специфика бумаги вообще и дизайнерских бумаг в особенности требует длительного времени для отработки технологии производства новой коллекции, всевозможных испытаний и сертификации, длительного времени и огромных вложений в раскрутку. Поэтому тут изменения случаются не так часто, как в других отраслях. В прошлом и этом году сохраняется мода на перламутровые бумаги и всевозможные кальки.
ДУБЛЬ В: В 2002 г. на рынке дизайнерских бумаг можно отметить тенденцию к использованию материалов в стиле Hi-Tec и цветных калек.
КОМУС: Рынок дизайнерских бумаг в 2002 г. активно развивался, и это активное развитие, начавшись два-три года назад, будет продолжаться, вероятно, еще несколько лет. Клиент будет искать такого продавца, который сможет предложить полнейший спектр бумаги и по цветам, и по фактуре поверхности, и по плотности, и по форматам, плюс еще нечто исключительное, эксклюзивное.
MAP PAPER: Несмотря на то, что многие до сих пор придерживаются консервативной идеи печатать свою представительскую и рекламную продукцию на мелованной бумаге, рынок дизайнерской бумаги медленно, но уверенно развивается и растет.
Мы, со своей стороны, стараемся показывать дизайнерам и печатникам новые возможности, которые открывают дизайнерские бумаги: демонстрируем образцы печатных работ на выставках, проводим семинары для клиентов.