|
Игорь
Алексеевич
ЗОЛОТОВ
Издательство и типография «Шар»
Тула
Директор
|
ГАРТ: Игорь Алексеевич, сегодня «Шар» - это и издательство, и типография. А с чего все началось?
И. З.: Все началось с того, что в 1985 г. я написал для своего старшего сына детские стишки. Потом писал и взрослые, и детские, общался с такими же, как я. Года через три все мы загорелись идеей хоть как-то издаться. Это был 1987 г. - год «раскрутки» перестройки, романтический период. В этом году был создан первый в Туле Центр научно-технического творчества молодежи, появились новые возможности. Я пошел со своей книгой в «Приокское издательство», однако мне там отказали по какой-то формальной причине. Потом вышел закон «Об издании книг за счет средств авторов», и моя первая книга для детей все же появилась на свет.
А через некоторое время мне стало ясно: чтобы издавать книги, надо иметь издательство, а чтобы печатать эти книги хорошо, необходима собственная типография. И в 1991 г. я создал свое издательство с названием «Шар». А в 1994 г. по кредиту Европейского Банка реконструкции и развития было приобретено первое печатное оборудование для оперативной полиграфии. Мы разместились тогда в переплетной мастерской, где был небольшой резак и оборудование для скрепления. Потом «подвернулась» стандартная советская типография, оснащенная парой «Ромайоров», машинами высокой печати, линотипом и пр. С этого, можно сказать, и началась в 1995 г. типография «Шар».
В 1997 г. была приобретена однокрасочная машина Heidelberg GTO 52, в 1999 г. - однокрасочный Speedmaster SM 52–1. На нас смотрели тогда с некоторым удивлением: две однокрасочные машины - разве это логично? Но никто не знал, что в планах у нас - покупка четырехкрасочной машины, к которой однокрасочная будет прекрасным дополнением. За год однокрасочный Speedmaster себя окупил и «заработал» деньги на первый взнос за четырехкрасочную машину с комплексом послепечатного оборудования. В 2000 г. мы все это и приобрели.
ЮБИЛЕЙНЫЙ SPEEDMASTER SM 52
ГАРТ: Вам «достался» юбилейный Speedmaster?
И. З.: Да, десятитысячная, «золотая» секция Speedmaster SM–52. Это было событие не только для Heidelberg, но и для нас, а пожалуй - и для всей российской полиграфии.
ГАРТ: Этот номер ГАРТ посвящен региональной полиграфии. Вы себя относите к таковой, или Тула - это «Московская область»?
И. З.: От Тулы до Москвы хорошая дорога, всего 180 км. Мы близки к столице, считаем московский рынок «своим». Было бы глупо на нем не работать. Исторически в Туле существуют две крупные типографии: ИПО «Лев Толстой» и «Тульская типография». Теперь к ним прибавились малые полиграфические предприятия.
Мы этим воспользовались и создали ассоциацию «Полиграфическая Тула». В нее вошли типографии «Борус», «Лев Толстой» и «Шар». Будем приобщать и остальных, чтобы Тулу знали не только как город оружейников, оборонщиков и тульских пряников, но и как город полиграфистов. Почему бы и нет? Российская полиграфия развивается, и этот рынок будет расти. Пусть не такими высокими темпами, как сейчас...
ГАРТ: А какую продукцию печатает «Шар»?
И. З.: Мы специализируемся на упаковке и этикетке. Конечно, не только это, но это то, что мы умеем делать лучше всего.
ГАРТ: Такое «красивое» начало, а теперь - банальная упаковка?
И. З.: В жизни все повторяется, так что надо построить бизнес с производством упаковки, чтобы иметь возможность опять заняться созданием книг. Что же касается направления, связанного с духовными ценностями - литературой и поэзией, то мы его никогда не оставляли, и здесь нам тоже есть чем гордиться. Например, мы несколько лет выпускали литературно-художественное издание «Альбом» и его литературную серию, продолжаем печатать спонсорские вещи талантливых авторов из Тулы и других городов. Бизнес научил нас прагматизму, но без души и «романтики» он не имеет смысла.
РУКОВОДИТЕЛЬ «ШАРА» КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ ШАРЫ
ГАРТ: Упаковочный рынок считается сложным. Видимо, на нем нелегко конкурировать?
И. З.: А на каком рынке легко? Какая полиграфическая продукция легко продается?
ГАРТ: Рекламная, например. Там лучше маржа.
И. З.: Еще три года назад мы были «всеядны» - печатали все, что требовалось заказчику. Но через некоторое время стало ясно, что проще печатать однотипную продукцию. Люди привыкают ее делать, и это позволяет снизить расходы на производство.
ГАРТ: Для кого Вы печатаете упаковку? Кто Ваши заказчики?
И. З.: У нас есть очень хорошие тульские заказчики, а некоторая упаковка, которую мы печатаем для них, идет на экспорт, в том числе, в США. Кроме того, у нас много заказчиков в Москве, где сконцентрированы пищевые, фармацевтические и другие предприятия-потребители упаковки.
Но мы активно работаем и с предприятиями центрального региона, например, Орловской, Липецкой и Курской областей.
ГАРТ: Но в Курске и области и без того достаточно много полиграфических предприятий.
И. З.: Да, много. Но мы находим своих заказчиков и там.
ГАРТ: Вы занимаетесь демпингом?
И. З.: В этом нет необходимости. Конечно, тем заказчикам, в которых мы заинтересованы, мы можем предложить специальную цену, но наше главное «оружие» - не цена, а точное выполнение обязательств. Мы стараемся работать «с колес», потому что не имеем огромных складов для бумаги и готовой продукции.
ГАРТ: По-японски?
И. З.: По-японски, но применительно к российской действительности.
ГАРТ: Тяжело бороться за московские заказы?
И. З.: Требовательный заказчик заставляет типографию работать хорошо. Есть, конечно, организации, где без взятки заказ получить нельзя - это не наши заказчики и сейчас их становится меньше, потому что нормальный собственник старается повысить эффективность производства и борется за снижение издержек.
ОРИГИНАЛЬНО УПАКОВАННЫЙ ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК
ГАРТ: Печатать упаковку на малоформатных машинах - значит сразу проигрывать по цене конкурентам с машинами большего формата?
И. З.: Дело в том, что тиражи упаковки снижаются. Конкурировать за Procter&Gamble мы не собираемся, но на рынке упаковки есть множество заказчиков, которым нужны именно наши услуги, а не услуги большой типографии, которая с ними и разговаривать-то не станет. Мы, например, не можем конкурировать на московском рынке этикетки. Он нам не по зубам. Мы не занимаемся этикеткой сложной формы, но печатаем много этикеточной продукции для региональных производителей минеральной воды и других безалкогольных напитков. Им нужен такой поставщик, который может печатать небольшие тиражи продукции. Есть два типа потребителей: одним нужно сразу несколько миллионов этикеток, которые они будут потом клеить несколько месяцев, а другим - не больше месячного запаса.
По мере расходования эти последние дозаказывают необходимую этикетку и упаковку. И мы можем очень оперативно удовлетворять их потребности. Это и есть наш рынок. Плюс, рынок меняет заказчиков. Например, производители печенья, которые раньше довольствовались полиэтиленовыми пакетами, сегодня уже хотят выделиться и заказывают оригинальную упаковку. Ну а для Тулы актуальна, конечно, упаковка пряников.
ГАРТ: Малый формат для упаковки пряников не «маловат»?
И. З.: С моей точки зрения, у «Тульского пряника» не было «лица». Мы сделали для него коробку оригинального дизайна и подали заявку на патент. Эта коробка прекрасно «ложится» в наш формат. А если уж говорить о большем формате, то у нас есть планы дооснаститься 74 форматом этой осенью. Это снова будет Speedmaster.
ГАРТ: Опять выбрали Heidelberg?
И. З.: Да, ведь когда представители этой фирмы пришли к нам в 1997 г., то их предложение было очень выгодным. Это объективно одни из лучших печатных машин на рынке, ну а нам сегодня не имеет смысла менять одного поставщика на другого. Нужно концентрировать усилия на производстве.