|
Александр
Иванович
АЛЯБЬЕВ
Издательско-полиграфическое объединение «Лев Толстой»
Тула
Директор объединения
|
ГАРТ: Александр Иванович, как давно Вы пришли в «Лев Толстой»?
А. А.: Я работаю здесь уже 25 лет. Здесь работали и мои родители. Вообще, «Лев Толстой» имеет богатую историю. Когда-то эта типография принадлежала издательству «Коммунар». А образована она была в 1897 г. как «Тульская губернская типография». Даже все документы сохранились.
Я достаточно часто бывал здесь, еще в студенческие годы. Был радиолюбителем, и меня иногда звали помочь справиться с проблемами на первых офсетных машинах. После института 12 лет работал в оборонной отрасли, а потом меня пригласили сюда на должность главного энергетика. За 25 лет работы был и заместителем директора, и главным инженером, а с 1994 г. - директор.
В ИПО «Лев Толстой» работают и старые «Планеты»...
ГАРТ: Сколько сотрудников сегодня работает в объединении?
А. А.: Около 500 человек. Производственные площади - более 11 тыс. м2.
ГАРТ: Этот номер ГАРТ посвящен региональной полиграфии. Как по-Вашему, Тула - отдельный регион или «Московская область»?
А. А.: Видимо, Тула больше похожа на Московскую область. У «Льва Толстого», например, в Москве два представительства, для столицы делается около 85% всех заказов.
У типографии есть свой слоган: «Европейские сроки, столичное качество, провинциальные цены». Он полностью соответствует сути. Некоторые находят наши цены высокими. Это так, если их сравнивать с ценами других, близких к Москве типографий. Но предлагаемое нами соотношение цена-качество является оптимальным для столичных заказчиков: цены на 15–20% ниже, чем предлагают качественные московские типографии.
Когда я говорю о высоком качестве, то имею в виду печать высоколиниатурными растрами, цветоделение и печать с использованием дополнительных красок, включая металлизированные - вещи, которые и в Москве далеко не каждая типография сможет сделать.
...и самые современные машины Heidelberg
ГАРТ: А в самой Туле у Вас есть заказчики?
А. А.: Рынок здесь есть, но он небольшой, и мы на нем практически не работаем. Все получается не совсем логично. Как у моряков: сам он из Одессы, а служит на Дальнем Востоке. Так и у нас. Местные заказы, как правило, небольшие. С ними справляются другие тульские типографии. Они поменьше и более маневренные.
ГАРТ: Есть ли у Вашей типографии специализация?
А. А.: В том то и дело, что специализация - это качественная продукция. А виды - самые разнообразные, и я стараюсь развивать все направления, чтобы уменьшить риск. А опасаться есть чего, например, из 48 журналов, которые мы печатали в конце прошлого года, после введения 10% НДС у нас осталось всего 27. Постепенно издатели возвращаются, но «делиться» с типографиями не хотят. Фактически, нам пришлось эти 10% изъять из собственной прибыли.
Недавно произошло событие, которое серьезно повлияло на загрузку типографии. Мы печатали очень хороший объем открыток -3–4 млн в месяц. Специализировались на недорогих, которые стоили 5–7 руб. Было четыре заказчика, но этим летом рынок провалился, заказы просто кончились. Пришлось срочно загружать производство другим видом продукции.
ГАРТ: И чем же Вы его загрузили?
А. А.: Стали печатать больше этикетки, хотя это непросто - взять и сразу найти загрузку. Помогло то, что имеющееся у нас оборудование позволяет делать самую высококачественную УФ-лакировку. Есть всего два-три места с аналогичным оборудованием.
ГАРТ: У Вас вообще прекрасное оборудование, новые печатные машины. Совсем не похоже на другие государственные типографии.
А. А.: Да, мы постоянно приобретаем новое оборудование, причем без привлечения заемных средств. За последние годы в развитие вложено более 5 млн долл. И я считаю, что это главное наше преимущество перед конкурентами. У них нет новых печатных машин. Это не может не сказаться на качестве печати. На старых «Планетах» невозможно печатать по-настоящему высококачественную продукцию.
Но даже если какая-то типография и покупает новую печатную машину, ей необходимо на этой машине научиться работать. А на это может уйти немало времени, потому что необходимо отладить все технологические процессы, начиная с допечатных.
У нашей типографии очень большой «доперестроечный» опыт. С определенного момента мы остались практически единственными, кто печатал портреты вождей, а это было непросто. Требования были такие, что приходилось туго, но то, что мы этим занимались, дало нам неоценимый опыт.
Мы печатаем издания, которые раньше печатались за рубежом. Например, выиграли тендер на печать каталога-путеводителя по Третьяковской галерее. В тендере, кстати, участвовали две французские типографии. Кроме того, мы уже третий год являемся производителем всей представительской продукции для Государственной Думы.
Тула - город печатных... пряников
ГАРТ: А если придет клиент и принесет откровенно некачественно сделанный заказ? Вы не станете его печатать?
А. А.: Не станем. Ведь конкуренты будут потом показывать клиентам эту работу и говорить: «Смотрите, как печатает «Лев Толстой»!
ГАРТ: Ваша типография должна быть кузницей кадров для московских?
А. А.: Этого не происходит, потому что зарплаты в типографии достаточно высокие: в среднем - 6 тыс. руб. в месяц. Для Тулы это немало.
ГАРТ: Но сманивать-то должны в первую очередь печатников?
А. А.: Мне приходится сохранять для ключевых специалистов такой уровень зарплаты, чтобы им было невыгодно ехать в Москву на «среднемосковскую» зарплату. Ведь там жизнь дороже, и необходимо снимать квартиру.
ГАРТ: Александр Иванович, сейчас начнется очередной виток приватизации полиграфических предприятий, придет новый собственник и сдаст все в аренду или организует вместо типографии развлекательный центр. Как Вы к этому относитесь?
А. А.: Я «раб лампы». Сделать ничего не могу. Правда, на последней коллегии было сказано, что приватизации пока не будет. Тем не менее, слухи ходят самые разные.
ГАРТ: Но Вы должны быть на хорошем счету в Министерстве?
А. А.: Раньше «Лев Толстой» по экономическим результатам был одним из лучших предприятий, входящих в структуру Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Но мы постоянно приобретаем новое оборудование, поэтому экономические показатели уже не так хороши. В момент кризиса мы как раз расплачивались за печатную машину. Сейчас, с ростом курса Евро мы опять потеряли деньги, потому что тоже расплачиваемся за новую технику. Введение НДС также отразилось на нас, поскольку около 45% оборота у нас составляла продукция, от НДС освобожденная.
Все это привело к тому, что по показателю рентабельности мы с первых мест сошли, но находимся в первой десятке.
ГАРТ: Говорят, Вы очень много внимания уделяете автоматизации производства?
А. А.: Да, у меня великолепная комплексная система управления производством. И она работает! Такой системы нет больше ни в одной российской типографии.
ГАРТ: Но сейчас многие этим занимаются.
А. А.: Да, но такой системы, как у нас, все равно ни у кого нет. Я смотрел много аналогичных, включая немецкие. Наша же - заказная, сделанная с учетом конкретного производства. В Туле есть один «академик от программирования», он руководит лабораторией в Техническом университете. Мы сотрудничаем более десяти лет. Сначала он разработал для нас бухгалтерские программы, а пять лет назад начал создавать эту систему управления производством.
Я с ее помощью могу получить любую информацию, посмотреть любой заказ, его технологическую карту, комментарии и пожелания заказчика. По каждой технологической операции я могу посмотреть все данные, включая то, на каком оборудовании она будет выполняться.
Калькуляция производится автоматически. Считается стоимость и себестоимость по каждой операции. Также автоматически для складов выписываются накопительные ведомости на материалы.
Понятно, что есть плановый расчет, а есть фактические затраты. Все это система рассчитывает в режиме реального времени. Я получаю эту информацию сразу.
ГАРТ: Для такой системы очень важны первичные данные, которые должны вводиться на каждой технологической операции.
А. А.: Да, конечно, и эти данные вводятся исполнителем. Никакая система не будет работать, пока в ней не будет обратной связи «на деньги». У нас есть простая обратная связь: не сделал этого - не получишь зарплату. Сегодня на предприятии «позаказный» учет. Поэтому приписывай-не приписывай, плачь-не плачь, а деньги из ниоткуда не возьмутся.
Приехал заказчик на тираж и приладка затянулась. Здесь может возникнуть конфликт, ведь печатник не заинтересован в лишних затратах времени. Вот тут уже мне нужно регулировать ситуацию. Например, взять с клиента дополнительную плату. Но я могу и не брать. Все зависит от того, выгодный заказчик, или от него одни проблемы. Система, кстати, позволяет аргументировано объяснить заказчику, сколько мы потеряли времени по его вине, ну а «время - деньги».
ГАРТ: Интернет тоже используете?
А. А.: Интернет предлагает для нас очень хорошие возможности. У «Льва Толстого» есть свой сайт, на котором опубликованы все цены. Любой посетитель может посмотреть, что сколько стоит. Есть предприятия, у которых разная политика ценообразования для разных клиентов, а у меня все цены одинаковые. Правда, есть скидки при больших объемах. Клиент может посмотреть и сразу понять, сколько ему будет стоить печать. Цены гарантированы.
Еще одна возможность Интернета, или телекоммуникаций - виртуальное представительство в Москве. Основное преимущество московских типографий в том, что они близки к заказчику. Если необходимо что-то исправить или переделать, то это можно быстро организовать. В Туле не очень хорошо с линиями связи, и мне приходится организовывать быстрый канал в Москву. Мы сейчас рассматриваем различные варианты, но видимо, канал будет спутниковым. Он обеспечит возможность быстро получить файлы клиента. Клиент приносит в представительство в Москве свои файлы, и эта информация передается в Тулу. В среднем, за 30–40 мин можно будет передавать файлы полноцветного журнала на 96 полос. Ведь это - главная проблема, а передать корректуры и дослать недостающее можно и по обычным линиям. Получается, конечно, несколько дороговато, но это себя должно оправдывать.