|
Михаил
ТЕНЦЕР
Типография «Борус»
Тула
Директор
|
ГАРТ: Михаил, какова доля тульских заказов в объеме производства типографии «Борус»?
М. Т.: Около половины.
ГАРТ: И что, есть местные заказчики, которые просто приходят «с улицы»?
М. Т.: Есть. Мы «заточены» под это, потому и размещаемся в центре Тулы. Клиенты с очень срочными заказами, которые кроме как у нас уже нигде не напечатать - одни из самых выгодных. Мы позиционируем себя как типографию, которая готова выполнять такие заказы быстро и качественно. В «Борусе» работает несколько менеджеров, которые готовы принять заказ у такого клиента «с улицы».
ГАРТ: Для этого пришлось не только печатные машины купить, но и допечатное оборудование приобрести?
М. Т.: Да, у нас есть дизайн-студия, есть фотонабор. Все свое, потому что без этого оперативность не получается. Мы делали сначала фотовывод на стороне, в издательском центре, но даже при небольших тульских расстояниях - это время. То есть, купить свой фотонабор буквально жизнь заставила, и мы очень довольны.
ГАРТ: С чего начиналась типография?
В печатном цеху типографии «Борус»
М. Т.: «Борусу» уже больше 10 лет, но первая собственная офсетная печатная машина у нас появилась только в 1994 г. Небольшая, настольная. В 1996 г. приобрели однокрасочный Heidelberg Quickmaster 46–1, а в 1998 г. - GTO 52–1. Сейчас у нас есть еще и четырехкрасочная GTO 52–4. Много послепечатного и отделочного оборудования, последнее приобретение - линия для подборки и скрепления брошюр.
ГАРТ: У Вас есть даже машина для склейки коробок.
М. Т.: Да, ведь около 30% нашей загрузки - это упаковка для пищевой и фармацевтической промышленности. Московские компании стараются размещать производства в регионах, здесь же предпочитают и заказывать упаковку, чтобы не возить ее туда-сюда.
Еще в 1998 г. типография перешла на круглосуточную работу. Днем печатаются те заказы, которые требуют присутствия клиента или нашего менеджера, а ночью - все остальное. Обычно одна из трех смен приходится на упаковку.
ГАРТ: Вы говорите, что возите бумагу из Москвы. Но в Туле есть филиалы по крайней мере двух бумажных оптовиков. Что Вас не устраивает?
М. Т.: Ассортимент бумаги на складе в Туле. Нам проще покупать ее в Москве.
ГАРТ: Давайте вернемся к «нетульским» заказам. Как-то по дороге из Чехова в Москву нам встретилась «Газель» с надписью «Борус».
Котлован под новое здание типографии
М. Т.: Да, у нас есть представительство в Москве. Два автомобиля, «Газель» и «Бычок», возят из Москвы в Тулу бумагу и расходные материалы, а обратно - готовую продукцию.
Но московские заказы - это только немногим больше половины от «нетульских». Мы часто печатаем для Орла, Брянска, Калуги, Воронежа, Тамбова... Эти области отстают по развитию малой полиграфии. По-моему, в Орле вообще всего лишь одна частная типография.
Кстати, мы не всегда работаем напрямую, например, в Орле и Брянске у нас есть партнеры, которые занимаются приемом заказов, дизайном и допечатной подготовкой, а размещают заказы у нас. Они могут именовать себя: «представитель типографии Борус». Мы сначала хотели создавать там свои филиалы, но потом выяснилось, что людям удобнее быть самостоятельными.
ГАРТ: А в Москве как у Вас организовано представительство?
М. Т.: В отличие от региональных представительств, московское полностью финансируем мы: платим сотрудникам зарплату, оплачиваем аренду и остальные затраты.
Помещение арендуем пока небольшое, и работают в московском офисе четыре сотрудника.
Мы понимаем, что расти можно только за счет московского рынка, потому что тульский, конечно, растет, но не такими высокими темпами, и он уже полностью поделен.
ГАРТ: Московское представительство - это достаточно большие затраты для региональной типографии?
М. Т.: Да не то чтобы очень большие... Мы вкладываем в это деньги в расчете на перспективу. Когда купим новую машину, не придется выходить на московский рынок «с нуля». Многие московские заказчики, кстати, все равно работают с напрямую с тульским офисом.
Представительство создано в 2000 г., но раньше оно было скромнее - меньше площадь и всего два сотрудника. Теперь мы, кстати, ищем помещение побольше и предполагаем взять на работу еще одного дизайнера. Но в Москве хорошего специалиста на разумную зарплату найти непросто.
ГАРТ: Разве в представительстве нужны не только продавцы, но и дизайнеры?
М. Т.: Да, ведь нормально с Москвой можно работать только при условии, что в Тулу будут приезжать уже готовые к печати заказы. Если нужно что-то еще сканировать и верстать, то дальнейшее утверждение может занять слишком много времени. Задача людей, которые работают в представительстве - довести заказ до готового к печати состояния, проверить, все ли файлы открываются, провести первичный контроль. После этого заказы приезжают в Тулу подготовленными к выводу на пленки.
Старинные бутылки.
Их нашли, когда копали котлован
ГАРТ: А как быстро московский клиент может получить готовый заказ?
М. Т.: Если он обратился в московское представительство, то при хорошем стечении обстоятельств он получит заказ через два-три дня.
ГАРТ: А Интернет?
М. Т.: Мы его стараемся максимально использовать, но в Туле большие проблемы со связью, поэтому приходится искать альтернативные варианты, и один из самых доступных - аренда спутникового канала. Он будет обеспечивать хорошую скорость.
ГАРТ: Как удается конкурировать на московском рынке?
М. Т.: Понятно, что Москва тоже не бездонная бочка с заказами, но мне кажется, что в столице «полиграфическое дело» поставлено все еще не очень хорошо. Это открытый рынок, на котором можно работать. Мы конкурируем, конечно, во-многом за счет более низких цен на услуги. Они у нас на 20% ниже, чем у московских типографий, которые могут делать продукцию аналогичного качества. Я имею в виду именно услуги - стоимость заказа без учета цены бумаги. Есть, правда, клиенты, которые говорят, что у нас дорого.
Я отслеживаю ситуацию с ценами на московском рынке и считаю, что при 20% разнице мы можем конкурировать и при этом нормально развиваться.
ГАРТ: А о приобретении машины большего формата не задумывались?
М. Т.: Задумывались, но пока наши площади не позволяют ее установить, поэтому мы начали строительство нового здания рядом с имеющимся. Когда построим, тогда и будем планировать покупку полуформатной машины.
ГАРТ: Здание и полуформатная машина - это достаточно амбициозные планы.
М. Т.: Это задачи на перспективу. Конечно, прогнозы делать непросто: сегодня все хорошо, а как сложатся обстоятельства завтра - неизвестно.
ГАРТ: Интересно, а как Вы пережили кризис?
М. Т.: Мы как раз купили однокрасочную GTO. После кризиса месяц практически не работали - не было заказов. А потом все пошло нормально. По крайней мере, в начале 1999 г. уже никаких проблем не было - объемы выросли и загрузка стала стабильной.
ГАРТ: Вы покупаете только новое оборудование?
М. Т.: Да, все печатные машины покупались новыми. Видимо, так и будем продолжать.
ГАРТ: Опять Heidelberg? Тула - просто вотчина этой фирмы.
М. Т.: Мы будем покупать то, что выгоднее. Под «выгоднее» я имею в виду не только цену машины, а все, включая отношение к нам, как клиентам. Пока выгоднее была техника Heidelberg, хотя может быть сейчас что-то изменилось, ведь в последний раз мы покупали печатную машину в 2000 г.