МЕЖДУ МАЛЫМ И БОЛЬШИМ
Мне показалось, что год пролетел незаметно. Вроде бы совсем недавно мы делали номер про малый офсет, где представители типографий с малоформатными машинами рассказывали о своих проблемах и достижениях. Все говорили о том, что заказов много, но цены на рынке очень низкие. Цены на полиграфическую продукцию растут, но только с подорожанием бумаги и расходных материалов, вызванным ужесточением таможни и ростом евро.
После прошлогоднего номера меня записали в противники малого офсета, и не без оснований.
Я считаю, что у малых машин - формата 52і36 см и меньше - достаточно невеселые перспективы. Типографии, парк которых состоит только из малоформатных машин, даже высокого класса, находятся сегодня между нескольких огней. С одной стороны, подступает цифровая печать - хоть и не так активно, как могла бы, но тем не менее. С другой стороны, эти типографии «поджимают» всевозможные «левые» варианты, по которым малоформатный заказ сегодня можно отпечатать по цене дешевле некуда. Качество, правда, будет не самым высоким, но кого это волнует?
Наконец, такие типографии всегда будут проигрывать по цене тем, где есть и малые, и полуформатные машины. Не потому, что завтра закончатся заказы на листовки формата А4 4+1 тиражом 500 шт. Да, на рынке есть очень много разнообразных заказов для малоформатных машин, но некоторые из них на машине большего формата печатать гораздо эффективнее. Поэтому в ситуации, когда идет борьба за конкретный заказ, победителем станет тот, у кого больше возможностей.
Типографий-обладателей машин разного формата в Москве уже много. Часто это «выросшие» из малого офсета, но уже достаточно крупные фирмы. В этом номере мы решили поговорить с представителями двух из них.
Предложений по печати сегодня намного больше, чем в прошлом году. Количество типографий растет, а количество заказов по сравнению с прошлым годом, как ни печально, сокращается, по крайней мере в летний период. Борьба за заказчика происходит самым простым методом - снижением цены, и про это мы говорим практически в каждом номере ГАРТ. К чему приведет такая борьба? Все прекрасно понимают - к тому, что печать станет бизнесом бесприбыльным. Так постепенно и происходит.
Видимо, многие читатели слышали о том, что на Западе самым модным считается сегодня занятие CRM (Customer Relationship Management) - технологии борьбы за клиентов. Давно хотелось сделать номер про эти технологии в полиграфии, и мы представим его вашему вниманию в ноябре.
Кстати, если раньше все показывали пальцами на финские, турецкие и другие неблизкие типографии, то сегодня основным источником демпинговых цен становятся полиграфические предприятия из стран СНГ - Украины и Беларуси. Удивляет количество приобретаемых тамошними типографиями современных печатных машин. Рассчитывают все, видимо, на то, что будут печатать для России.
Например, наше издательство одна из минских типографий буквально атаковала предложением своих услуг. У них там, между прочим, восьмикрасочная печатная машина полного формата. Такой ГАРТ, как этот, можно печатать за один прогон. А печать тиража в 5 тыс. экз. стоит меньше, чем 1 тыс. экз. А4 4+4 в нормальной московской малоформатной типографии.