|
Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ
Издательство «Курсив»
Генеральный директор
|
ГАРТ: Александр, Вы главный редактор журнала «Пакет», который посвящен упаковке. Давайте поговорим об отечественном рынке и перспективах его развития. По оценкам зарубежных экспертов, российский рынок упаковки - самый быстрорастущий в Европе.
А. А.: Очень может быть. Ведь в России начиналось все с того, что ничего не было. Совсем ничего. Если говорить о пищевой упаковке, то на всю страну было два картонажных комбината, которые производили упаковку для тех продуктов, которые не упаковывать было нельзя. Например, для супов быстрого приготовления.
ГАРТ: Но ведь было же хоть что-то. Тару из гофрокартона делали?
А. А.: Да, конечно. Эта упаковка была всегда. Мощности были большие, выпускалось российское оборудование для производства гофрокартона. Могли на нем и печатать. Сырье для гофрокартона производится в больших объемах в России и в больших же объемах экспортируется.
Особенность этой упаковки в том, что ее очень дорого транспортировать. Практически приходится возить воздух. Крупные ЦБК и финские производители строят сегодня свои заводы по производству гофрокартона и гофротары как можно ближе к потребителям. Сейчас это Московский регион и Северо-Запад России. Но производители продукции, которым требуется гофротара, есть по всей России. Видимо, постепенно такие производства появятся и в других регионах.
ГАРТ: А какова ситуация с микрогофрокартоном?
А. А.: Насколько я понимаю, пока еще нет определенности: нужен микрогофрокартон для российского рынка или нет. В России он в промышленных масштабах пока не производится.
Потребность в нем пока невелика. Упаковка для дорогих напитков и дорогих конфет, рекламная продукция, но серьезного применения пока нет.
Основные сферы использования у этого материала - «непищевые». Упаковка сотовых телефонов, электронных приборов и пр. Эти вещи делаются по большей части в Китае и там же упаковываются.
ГАРТ: Следующий сектор рынка упаковки - складные картонные коробки.
А. А.: Их в России тоже делали. Производства были, печатали и высокой печатью, и офсетом. Большая типография была на фабрике «Красный Октябрь». Они делали приличные по тем временам коробки не только на внутренний рынок, но и для конфет, которые шли на экспорт.
Теперь мощности по офсетной печати достаточно велики, но хороший картон - только импортный, и на сегодня очень много готовой упаковки импортируется из Турции, Венгрии, Польши и других стран.
Что касается России, то мне кажется, что рынок офсетной печати растет очень высокими темпами, но пока производственных мощностей не хватает. Многие частные типографии занимаются упаковкой от случая к случаю. Принимать решение о том, чтобы серьезно специализироваться на этом, не хотят. Пока остаются еще рекламные заказы, которые намного выгоднее. Серьезное же погружение в упаковку означает другую организацию производства, необходимость отделочного оборудования, которое потребует и финансовых средств, и производственных помещений.
В той же Турции, видимо, рынок насыщен и увеличить объем производства типография может только за счет иностранных заказов. И турки реально хотят и умеют работать. Сложная печать, сложная отделка... Все умеют.
ГАРТ: Давайте перейдем к рынку гибкой упаковки. Для ее печати сегодня в России уже достаточно мощностей?
А. А.: В последнее время мощности растут быстрыми ремпами. Появляются новые флексографские производства с широкорулонными машинами. Но судя по тому, что до сих пор много гибкой упаковки импортируется, можно предположить, что мощностей в России все еще не достаточно, или есть особые причины, почему эта упаковка заказывается за границей.
ГАРТ: Может быть, это связано с тем, что для части продукции нужна глубокая печать, которой в России практически нет?
А. А.: Она есть. Сами машины, я имею в виду. Нет высококачественного и оперативного производства формных цилиндров.
ГАРТ: Но нужна ли сегодня глубокая печать, если флексография по качеству догнала ее?
А. А.: Можно сказать, что при наличии хороших машин и грамотных технологов флексографская печать становится практически столь же качественной, как и глубокая. Но у глубокой печати есть и уникальные преимущества: можно нанести очень толстый слой краски, сделать очень насыщенный цвет, который флексографским способом не получишь; если формные цилиндры сделаны правильно, то машина практически с первого оборота начинает давать готовую продукцию. Минимальные отходы, нет никакой приладки... Цилиндры выдерживают несколько миллионов оттисков.
ГАРТ: Материалы для гибкой упаковки всегда импортные?
А. А.: Теоретически некоторое число производств различных пленок в России и странах ближнего зарубежья есть. Вопрос - какое качество пленки в результате получается.
В пищевой промышленности необходимо решить две противоречащие друг другу задачи: количество искусственных добавок и консервантов в продукте должно сокращаться, при этом срок хранения продукта должен увеличиваться. Решение этой проблемы лежит в использовании сложных многослойных материалов, которые обладают необходимыми для определенного продукта барьерными свойствами. Растут требования к материалам, к их качеству.
ГАРТ: Что можно сказать о секторе самоклеящейся этикетки?
А. А.: Здесь все более или менее понятно: идет плавный переход от сухих этикеток к самоклеящимся. Преимущества последних в том, что самоклейка не отвалится и ее легче наносить. Есть, конечно и отрицательный момент - она дороже, поэтому в первую очередь на самоклейку переводятся дорогие продукты.
Старые разливочные линии оснащены устройствами для приклеивания сухой этикетки, но оборудование для нанесения самоклеящихся этикеток достаточно простое и стабильно работающее.
ГАРТ: Импорт самоклеящихся материалов в Россию растет очень высокими темпами.
А. А.: Это также связано с тем, что рынок рос с нуля. Поэтому он может увеличиваться год от года очень существенно. С самоклейкой - просто. Если говорить о пищевой продукции, то на каждый импортный продукт должна быть наклеена этикетка с русским переводом и пр. Свежие продукты надо расфасовать и опять наклеить этикетку со штрих-кодом. А сети супермаркетов будут расти, соответственно будет расти и потребление самоклеящихся материалов. Правда, это далекое от полиграфии применение материалов.
ГАРТ: Александр, как, по Вашему мнению, будет развиваться российский рынок?
А. А.: Здесь очень большую долю продукции производят транснациональные корпорации, большинство производств ими давно куплены.
Организовать производство, например, стирального порошка с нуля - задача намного более сложная, чем создание типографии для печати упаковки. С иностранными производителями приходят и их отработанные технологии, и менеджмент. Обычно они не производят упаковку сами, а покупают ее, иногда у российских производителей. Объемы растут год от года, растет и квалификация российских производителей упаковки. А значит, доля импорта должна постепенно снижаться и со временем сойти на нет.