|
Евгений
Борисович
КУЛЬБАЦКИЙ
«Растр-технология»
Генеральный
директор
кандидат
физ.-мат. наук
|
ГАРТ: Евгений Борисович, сегодня Ваша фирма - крупнейший в России производитель оснастки для высечки?
Е. К.: Видимо, да. Есть многие вещи, которые можно сделать только в «Растре». Кроме стандартных, которые изготавливаются повсеместно, мы делаем этикеточные штанцы для флексографских машин с секциями плоской высечки, занимаемся штанцами для высечки из небумажных материалов (техническими штанцами).
Сейчас у нас несколько предприятий: в Обнинске, Москве, Самаре и Снежинске - недалеко от Челябинска. Особенно мы гордимся производством ротационных штанцевых форм в Обнинске. «Растр» - единственный производитель на свободном рынке. Нам принадлежит 90% российского рынка этой продукции, и у этого направления очень хорошие перспективы.
ПРОИЗВОДСТВО ШТАНЦЕВЫХ
ФОРМ В МОСКВЕ
Технический директор «Растр-технологии» А. Ф. Горбач за разработку технологии и внедрение в производство ротационных штанцевых форм был номинирован в 2001 г. на звание «Человек года» г. Обнинска, а несколько дней назад Губернатор Калужской области поздравил Анатолия Федоровича с получением звания «Менеджер года в области малого предпринимательства».
ГАРТ: Кроме производства штанцевых форм у Вас есть и другие виды деятельности?
Е. К.: Да, мы сами производим оборудование - ручные станки для гибки, резки и просечки линеек, восстанавливаем и переоборудуем машины высокой печати под высечку.
ЦЕХ ПО СБОРКЕ ШТАНЦЕВ
В ОБНИНСКЕ
Своими силами разработали и изготовили плоттеры для макетирования упаковки, технологию и оснастку для фрезерования контрматриц. Еще поставляем оборудование, программное обеспечение и расходные материалы для производства штанцев.
ГАРТ: А с чего все начиналось?
Е. К.: До «Растра» я работал в Академии наук, занимался лазерной технологией. В полиграфическую отрасль попал, когда потребовалось работать над повышением износостойкости деталей полиграфического оборудования и, в частности, растровых валов для флексографии - отсюда и название компании. Использовали технологию ионно-плазменного напыления.
Применявшееся тогда оборудование до сих пор работает в «Растр-технологии», хотя прошло уже больше 10 лет. Есть достаточно много заказов, ведь мы можем наносить покрытие на большие детали - до 1,5 м в диаметре.
Это габаритное, энергоемкое оборудование со сложными коммуникациями, которые принято относить к высокотехнологическому. Но в период угасания отечественного машиностроения заказов от предприятий становилось все меньше, а аренду за помещения следовало платить аккуратно... и мы поставили рядом с насосом тигельный пресс.
ПРОИЗВОДСТВО РОТАЦИОННЫХ
ШТАНЦЕВЫХ ФОРМ
Это было время «натиска полиграфии», когда не было специализации, и любая типография бралась за любой заказ. Например, однажды нам привезли работу, от которой все остальные отказались: отпечатанные кое-как кольеретки для шампанского, размещенные на листе самым причудливым образом, с различными разворотами-переворотами. Мы долго промучились, но все-таки сделали штанцевую форму, а потом я сам работал в ночную смену на тигельной машине.
ГАРТ: В то время кто-то делал штанцевые формы на заказ?
Е. К.: Да, делали. В девяностых годах уже были умельцы-частники. А в крупных типографиях были участки для производства штанцев. Фанерные основания этих штанцев резались лобзиком, поэтому получить прецизионную форму было практически невозможно.
Когда стало понятно, что для высечки нужны качественные штанцевые формы, мы начали заниматься их производством. В результате этот вид деятельности и стал главным для нашей фирмы. Позже пришлось вернуться и к лазерным технологиям.
На рынке не было устоявшейся системы ценообразования. Сейчас это кажется тривиальным, но когда-то мы первые предложили оценивать стоимость штанцевой формы длиной устанавливаемых в нее линеек. Еще одна проблема: линейки продавались по заоблачным ценам, обеспечивая продавцам астрономический процент прибыли.
Мы разобрались во всех вопросах, стали сами импортировать материалы для производства штанцев. Не только для своих нужд, но и для продажи другим производителям.
ГАРТ: Как Вы относитесь сегодня к появлению на рынке новых фирм?
Е. К.: Этот процесс закономерный - рынок саморазогревается, и от его общего уровня зависим все мы. Правда, диву даешься, насколько у нас все повально происходит. Я не уверен, что те фирмы, которые появляются сейчас, имеют программу развития и просчитывают рынок. Надо понимать, что его емкость не безгранична. Во всем мире специалистов, изготавливающих штанцы, не более 30 тыс.
Если бы имеющиеся в России мощности были равномерно распределены по всей территории, то все было бы нормально, а когда большинство производителей сосредоточено в московском регионе - это нерационально.
ГАРТ: Сейчас многие покупают автоматическое оборудование. Конкурировать на рынке становится сложнее?
Е. К.: На самом деле, покупка оборудования еще ничего не означает. Можно сказать, что купить его - только полдела. У нас работают две автоматические линии для подготовки линеек, в Москве и в Обнинске.
Проблема - организовать производство так, чтобы качественная продукция делалась вовремя. Надо научиться быстро и хорошо работать. Мы уделяем большое внимание обучению кадров. Уже три года наши специалисты ездят в Германию на практику.
ГАРТ: Учатся правильно стучать молотком?
Е. К.: Прежде всего, важно научиться культуре производства, планированию собственного рабочего времени. В Германии сегодня самая высокая производительность и самые низкие цены на штанцевые формы в пересчете на оплату труда.
Коллеги из «Марбах», а это крупнейший в Европе производитель штанцевых форм с оборотом более 400 млн. евро, проводили у нас технический аудит. Замечаний по технике было гораздо меньше, чем по организации работы!
Оказывается, некоторые элементы в ротационных штанцах мы делаем даже излишне качественно. У них тоже был такой этап. Сейчас они его преодолели, стали работать проще и быстрее. Нам приятно было слышать такую оценку труда наших технологов и сборщиков.
ГАРТ: Говорят, что качество штанцевой формы сильно зависит от уровня подготовки сборщика.
Е.К.: Для решения этой проблемы необходимо и автоматизировать производство, и правильно подобрать людей. Сборка штанцев - ответственная и со стороны кажущаяся достаточно однообразной работа. Есть мастера, которые предпочитают делать коробочные штанцы, а есть те, которые хорошо справляются с рекламными. Но самое главное - правильная организация труда.
Некоторое время назад меня страшно раздражало слово «оборонка». Приходит человек и говорит: «Я из оборонки, принимал участие в создании «Бурана», Ваши штанцы для меня семечки». Далее оказывается - навыки есть, но нет стремления организовать собственный рабочий процесс, выполнить задание точно в соответствии с инструкцией. То же касается и организации. Сидеть, ждать, курить, а когда придет работа - навалиться гуртом. Потом все мелкие шероховатости объяснить тем, что заказ пришел не вовремя. А можно эту работу распланировать так, чтобы все поступало по графику. В конце концов, научить клиента так работать. И вот тогда уже нельзя будет оправдаться тем, что было мало времени. Вот в этом я и вижу прогресс.
ГАРТ: Расскажите о Вашей системе автоматизации производства.
Е. К.: В день к нам поступает около 100 заказов, без системы автоматизации их прохождения работать уже невозможно. Мы обратились к профессионалам, которые разрабатывают системы автоматизации производства, и поняли, что работа по программированию - это всего лишь 10% трудозатрат. Остальное - сбор информации и постановка задачи, которыми все равно придется заниматься нам. Тогда было принято решение делать все своими силами.
Разработка заняла несколько лет, зато теперь все функционирует: заказ как бы «сбрасывается» в систему, получает свой номер и штрих-код. Дальше все происходит автоматически. А клиент в режиме реального времени может следить за прохождением своего заказа на нашем сайте.
Я, кстати, могу сказать, что подготовка к автоматизации дает гораздо больший экономический эффект, чем сама автоматизация.