МЫ - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Европейский рынок упаковки для пищевых продуктов и напитков будет развиваться высокими темпами, так считают аналитики Pira International. Это не удивляет. Намного более интересно то, что, по их оценкам, самый быстрорастущий рынок в Европе - российский. До 2006 г. предполагается ежегодный рост рынка упаковки на 20%. Это означает, что за пять лет (2002–2006 гг.) объем рынка увеличится в 2,5 раза по сравнению с 2001 г.
Такие темпы, мягко говоря, нетипичны для западной экономики. Поэтому и стремятся на наш рынок все западные производители. И оборудования, и материалов, и упаковки. Возможно, в российской экономике существуют и другие секторы, которые имеют аналогичные и даже лучшие перспективы роста, но исследование Pira International было посвящено именно производству упаковки.
Я не доверяю оценкам, потому что сам часто ими занимаюсь и знаю, насколько сложно правильно оценить. Какую-нибудь цивилизованную европейскую страну можно достаточно легко «посчитать», потому что она стабильно и давно развивается, имеются данные за несколько десятков лет, никаких резких изменений не происходит, все прогнозируемо. Россия же, как рынок молодой, подвержена резким колебаниям, которые даже могут и не быть связаны с финансовыми кризисами. Как нас посчитали и оценили - не знаю. Скорее всего, взяли грубо-усредненные цифры. Но даже они оказались самыми высокими в Европе.
Наравне с Россией, кстати, высокий рост упаковочного рынка ожидается в Португалии, Чехии и Польше. А среди пищевых продуктов в Европе самыми высокими темпами будет расти потребление замороженных - в среднем на 18% в год.
Но мы-то не Европа, и если там больше всего растет популярность быстрозамороженных продуктов, то у нас на их месте может спокойно оказаться пиво. Но, несмотря на это, я полагаю, что в ближайшее время по телевизору мы увидим много рекламы пельменей, котлет и прочих замороженных продуктов. Никуда не денешься - производителям необходимо завоевывать ведущие позиции на самом перспективном европейском рынке.
Самая популярная упаковка для замороженных продуктов - пленка, а пленка - это, скорее всего, флексографская печать. «Скорее всего» потому, что на самом деле на разных рынках применяются различные технологии производства одной и той же упаковки. Где-то может использоваться глубокая печать, а где-то - флексография. В конкурентной борьбе побеждает тот производитель, который имеет технологию, обеспечивающую необходимое качество при минимальных затратах. Буквально за последние годы многое изменилось. Две одинаковые картонные коробки от двух разных производителей могут быть отпечатаны разными способами. Появляются очень интересные предложения по технологиям защиты продуктов от подделки. Роль упаковки все больше возрастает.
Возвращаясь к российскому рынку, надо сказать, что здесь есть за что бороться. Но чтобы серьезно конкурировать, упаковочное производство должно перестать быть типографией, которая иногда печатает еще журналы и рекламную продукцию. Оно должно быть именно упаковочным производством, с необходимым оборудованием, отработанными технологиями и четкой организацией. А пока у нас таких предприятий единицы - мы и находимся на первом месте. На первом месте по импорту упаковки.