|
Евгений
БУТМАН
Группа компаний DPI
Президент
|
ГАРТ: Евгений, что Вы можете сказать о российском рынке компьютеров Apple?
Е. Б.: Я бы сказал, что он стабилен. Компании никуда не деваются; и пользователи, и продавцы - настоящее сообщество профессионалов, которое хорошо себя чувствует и постепенно расширяется. Это сообщество друзей, которого еще не было несколько лет назад, и для полиграфического рынка это своего рода культурное явление. В этом есть немалая заслуга нашей группы компаний.
Мы провели в прошлом году реструктуризацию, в том числе выделили Apple IMC в отдельную компанию. Теперь в составе группы компаний: российские представительства Apple и Silicon Graphics, дистрибуторская компания DPI и поставщик полиграфического оборудования и материалов PrintHouse.
ГАРТ: А с чего все начиналось?
Е. Б.: Мы стали партнером Apple (IMC) в 1996 г. Это было очень непростое время и для российского рынка, и для «большого» Apple.
У нас в России было несколько первостепенных задач: восстановить системы продаж и сервиса продукции Apple (эта часть пострадала больше всего) и восстановить репутацию фирмы - в то время только ленивые журналисты не «пинали» Apple.
С возвращением Стива Джобса в Apple произошли изменения, которые сильно помогли нам здесь, на российском рынке. Все стабилизировалось к концу 1997 г., когда прекратилось клонирование и начались поставки компьютеров на базе процессора G3. На этот же год пришлась волна обновления оборудования крупными издательствами - пользователями компьютеров Apple в России. В 1998 г. нам даже удалось выйти на первое место среди партнеров Apple, работающих на рынках центральной Европы, Ближнего Востока и Африки.
Волна обновления продолжалась до кризиса, который сильно ударил по сегменту дорогих компьютеров. И если рынок РС после кризиса спасла «проблема 2000 г.», то рынок Маков спасла полиграфия. С послекризисным ростом упаковочного рынка, особенно в 1999 г., выросли и типографии, и дизайн-студии, и рекламные агентства. Продажи Macintosh тоже стали расти.
В 1999 г. все стабилизировалось, появились компьютеры с процессором G4 и продолжилась волна обновлений техники, прерванная кризисом.
ГАРТ: И что сегодня представляет собой система продаж Apple в России?
Е. Б.: У Apple IMC девять прямых партнеров, причем по объемам продаж первый отличается от восьмого всего на 40%. Это стабильные компании, продемонстрировавшие в свое время, что они могут в тяжелые моменты договориться друг с другом. Есть несколько компаний, не захотевших становиться партнерами первого уровня потому, что это требует гарантии достаточно большого объема продаж. Мы не можем работать напрямую с небольшими компаниями, поддерживать их.
ГАРТ: Но маленькие сегодня могут завтра стать большими.
Е. Б.: Скорее всего, нет. Что такое модель бизнеса маленькой компании? Это низкие расходы и небольшой объем продаж, прибыли от которого хватает, чтобы оплатить аренду и выплатить зарплату. Остаток может пойти на рекламу. Все. Сама по себе норма прибыли может быть высокой, а сотрудники компании очень грамотными и способными решать самые сложные задачи, но ресурсов на развитие бизнеса нет. Квалифицированных сотрудников постепенно сманивают большие компании. На их место приходят новые, их обучают и т. д. Поддерживать такие компании нужно информацией, а если им дать денег, чтобы «стали большими», они «могут умереть от несварения». Есть примеры, так уже происходило при попытках некоторых компаний изменить свою модель бизнеса.
ГАРТ: В составе группы компаний DPI есть и PrintHouse - компания, торгующая в том числе и допечатным оборудованием. Политических проблем с другими дилерами не возникало?
Е. Б.: На сегодняшний день фирма PrintHouse сосредоточила основные усилия на продаже печатных машин Ryobi и расходных материалов. Допечатным оборудованием она практически не занимается. Вообще, кризис негативно сказался на развитии рынка допечатных систем. На Западе это совсем другой рынок со своей историей. А Россия один или даже несколько этапов развития проскочила. Кроме того, у нас нет крупных издательств, которые бы выпускали толстые ежедневные газеты. Наверное, через пару лет ситуация изменится, соответственно, увеличатся и объемы продаж компьютеров Apple в издательства. Но мы не собираемся ждать этого момента сложа руки. У нас есть другие стратегические направления для развития рынка. Последнее время компьютеры Macintosh хорошо продаются для системы образования. Достаточно много покупают Маков домашние пользователи.
Судя по выставке CeBit, большинство специалистов воспринимают Macintosh как машину для работы с медиа-контентом. Если нужна обработка цифровых изображений, фильмов, звука - значит это надо делать на Маке. Может быть, кто-то недооценивает, но на самом деле в мире происходит Digital Revolution, и много внимания уделяется работе с цифровыми данными.
В моем детстве родители увлекались киносъемкой на 8-миллиметровую пленку. Вся квартира была завалена катушками с фильмами. А что теперь нужно для собственной киностудии? Цифровая видеокамера и ноутбук Apple. Цена такого комплекта будет ниже цены домашнего кинотеатра. Можно будет делать монтаж, создавать собственные фильмы и тут же записывать их на CD или DVD.
ГАРТ: Кстати, пользователи порой страдают от того, что на Маках не все хорошо с русификацией.
Е. Б.: Проблемы, безусловно, еще существуют, однако нет неразрешимых. На сайте www.apple.ru есть советы по решению подобных проблем. Использование Unicode в десятой версии MacOS поможет снять проблемы, особенно после очередного обновления, где усовершенствована поддержка кириллических языков.
Заботиться об окончательном разрешении этих проблем предстоит отделу локализации и разработки ПО компании Apple IMC, который помимо локализации MacOS занимается (совместно с независимыми специалистами) разработкой критически важных для российских пользователей Macintosh приложений, в том числе решением вопросов проверки орфографии и расстановки переносов.
Вообще, поддержка пользователей Macintosh в России является важнейшим направлением работы Apple IMC. И для этого мы планируем как создание центра компетенции и поддержки пользователей, так и программу обучения сервисных специалистов и последующей авторизации сервисных центров ряда наших бизнес-партнеров.
ГАРТ: Фирма DPI много лет занималась Маками, а теперь к ним добавились и компьютеры IBM. Как это получилось?
Е. Б.: DPI - широкопрофильный дистрибутор. Кроме компьютеров, мы продаем мониторы, сканеры и принтеры - все необходимое для работы с цветом. Рынок компьютеров Apple небольшой, поэтому в рамках развития мы решили заняться продажами РС-совместимых компьютеров и выбрали IBM.
Мы отличаемся от других универсальных дистрибуторов тремя вещами: работаем с разными компьютерными платформами, занимаемся в основном техникой Hi-end, где прибыль еще нормальная, и не работаем с основными брэндами рынка. Я имею в виду, что мы не продаем Epson или HP.
На сегодня мы - дистрибутор четырех легендарных в компьютерной истории компаний: Apple, IBM, Silicon Graphics и Xerox. Такого набора нет ни у одного дистрибутора. Это очень большой потенциал, и я надеюсь, что мы сумеем его реализовать.